МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ВАРИАНТ 7.1)
по русскому языку
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 163
Учитель: Юдина С.А.
Программа разработана на основе авторской программы «Русский язык» для
1–4 классов. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Москва. «Просвещение».
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе
Федерального
государственного
образования,
планируемых
образовательного
результатов
стандарта
освоения
начального
обучающимися
общего
основой
образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ № 6; авторской
программы «Русский язык» для 1 – 4 классов. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Москва, «Просвещение» 2019г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования, и в
соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими
документами:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в
Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г. №
373 «Об
утверждении
и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и
дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 года
№ 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014г № 253».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г.
№ 336 «Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при
2
оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых
мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к
функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
8. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.
№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с
изменениями и дополнениями).
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и
основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ,
одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5).
2. Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта
2016 г. № ВК-452/07"О введении ФГОС ОВЗ".
3. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03.2015 года №
47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных
организаций».
4. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края от 07.07.2016 года № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих
программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
- Учебный план МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
Адаптированная
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной
3
деятельности).
Отмечается
нарушения
внимания,
памяти,
восприятия
и
др.
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения,
обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Цель программы:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка:
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.
Обучение русскому языку детей с задержкой развития носит элементарно-практический
характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
• научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме;
• повысить уровень общего развития учащихся;
• формировать нравственные качества школьников.
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
• уметь применять полученные знания в жизни.
4
Специальной задачей обучения русскому языку является коррекция речи и
мышления школьников.
В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет
«Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком
Российской
Федерации,
родным
языком
русского
народа,
средством
межнационального общения.
Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации
личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения
других школьных предметов.
Основные направления коррекционной работы:
Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию
звукового анализа и синтеза;
Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления
непосредственных впечатлений об окружающем мире;
Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать
текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова,
говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
Формирование навыков учебной работы;
Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения
программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать
языковые явления.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального
общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого
общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное
эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их
грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой
всего
процесса
обучения,
средством
развития
интеллектуальных и творческих способностей.
5
их
мышления,
воображения,
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой
информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах
русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных
монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы
коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге:
ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных
позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения
и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня
культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в
объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением
проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков:
познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой,
словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания
курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые
единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных,
логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных
действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную
программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что
6
заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса
русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
«Фонетика и графика»
Выпускник научится:
–
различать звуки и буквы;
–
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные;
согласные
твёрдые/мягкие,
парные/непарные
твёрдые
и
мягкие;
согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
–
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв
в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях
и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
–
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной
речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
–
находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за
помощьюк учителю, родителям и др.
«Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
–
различать изменяемые и неизменяемые слова;
–
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
–
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание,
корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
–
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным
учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
7
–
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения
орфографических и/или речевых задач.
«Лексика»
Выпускник научится:
–
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
–
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря
–
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
–
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
–
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
–
оценивать уместность использования слов в тексте;
–
выбирать
слова
из
ряда
предложенных
для
успешного
решения
коммуникативной задачи.
«Морфология»
Выпускник научится:
–
распознавать грамматические признаки слов;
–
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие
вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных
частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
–
проводить
морфологический
разбор
имён
существительных,
имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
–
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
«Синтаксис»
Выпускник научится:
–
различать предложение, словосочетание, слово;
8
–
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
–
классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
–
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
–
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
–
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
–
различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения,
обстоятельства;
–
простого
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
предложения
(по
членам
предложения,
синтаксический),
оценивать
правильность разбора;
–
различать простые и сложные предложения.
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
–
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
–
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю
учебника;
–
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
–
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
–
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
–
подбирать примеры с определённой орфограммой;
–
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое,
чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
–
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных
работах.
9
«Развитие речи»
Выпускник научится:
–
и
оценивать
неязыковых
правильность
средств
(уместность)
устного
общения
выбора
на
уроке,
языковых
в
школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
–
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
–
выражать собственное мнение и аргументировать его;
–
самостоятельно озаглавливать текст;
–
составлять план текста;
–
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
–
создавать тексты по предложенному заголовку;
–
подробно или выборочно пересказывать текст;
–
пересказывать текст от другого лица;
–
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
–
анализировать
и
корректировать
тексты
с
нарушенным
порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
–
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
–
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать
правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным
(для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
–
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
(smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
10
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
—
осознание
своей
этнокультурной
и
российской
гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в
том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров
из художественных произведений;
—
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в
художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой
на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых
средств для выражения своего состояния и
чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям
(в том
числе
связанного
с
использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и
самовыражения;
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
11
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение
к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
- ценности научного познания:
—
первоначальные
представления
о
научной
картине
мира
(в том
числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
—
познавательные интересы, активность, инициативность,
самостоятельность в познании, в том числе
любознательность и
познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать
основания
для
сравнения
языковых
единиц
(частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др ); устанавливать
аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации
языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий
12
при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции
при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
—
устанавливать причинно следственные связи в ситуациях
наблюдения за
языковым материалом, делать выводы
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
—
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини
исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
—
формулировать выводы и подкреплять их доказательства ми на основе
результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе
анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
—
согласно заданному алгоритму находить представленную
в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного
учителем
способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работни ков, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о
значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
13
—
анализировать и
создавать текстовую,
видео, графическую,
звуковую
информацию в соответствии с учебной зада чей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации
К
концу
обучения
в
начальной
школе
у
обучающегося
формируются
коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
—
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
—
создавать
устные
и
письменные
тексты
(описание,
рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини исследования, проектного
задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото,
плакаты) к тексту
выступления
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные
универсальные учебные действия
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления
речевых и орфографических ошибок;
14
—
соотносить результат деятельности с поставленной учебной
задачей
по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
—
находить ошибку, допущенную при работе с языковым
материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
—
проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.
Предметные результаты
4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
—
осознавать многообразие языков и культур на территории
Российской
Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно нравственных ценностей
народа;
— объяснять роль языка как основного средства общения;
русского языка как государственного языка
объяснять роль
Российской Федерации и языка
межнационального общения;
— осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей
культуры человека;
15
— проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом);
— подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным
словам антонимы;
— выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять
значение слова по контексту;
— проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
— устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме
изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
— определять грамматические признаки имён существительных: склонение,
род, число, падеж; проводить разбор име ни существительного как части речи;
— определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном
числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
—
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола;
грамматические признаки глаголов: спряжение,
будущем времени), число, род
определять
время, лицо (в настоящем и
(в прошедшем времени в единственном числе);
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
проводить разбор глагола как части речи;
—
определять грамматические признаки личного местоимения
форме: лицо, число, род (у местоимений
использовать личные место
в
начальной
3го лица в единственном числе);
имения для устранения неоправданных повторов в
тексте;
— различать предложение, словосочетание и слово;
— классифицировать предложения по цели высказывания
и по эмоциональной окраске;
— различать распространённые и нераспространённые предложения;
— распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с
однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
—
разграничивать
простые
распространённые
и
сложные
предложения,
состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные
сложные
предложения
распространённые
и
без
называния
сложные
терминов);
предложения,
16
составлять
состоящие
из
двух
простые
простых
(сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без
называния терминов);
— производить синтаксический разбор простого предложения;
— находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
— применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на
-мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаго лов в форме 2го лица единственного
числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные
личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с
однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
— правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов
с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные
правила, описки;
— осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где
происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
—
строить
устное
диалогическое
и
монологическое
высказывание
(4—6
предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия;
— создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для
конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,
объявления и
др )
— определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с
опорой на тему или основную мысль;
— корректировать порядок предложений и частей текста;
— составлять план к заданным текстам;
— осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
— осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
— писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
17
— осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по иск информации;
формулировать устно и письменно простые
выводы на основе прочитанной
(услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию;
— объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия;
— уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и
электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа .
Критерии и нормы оценки знаний
обучающегося с задержкой психического развития.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в
формеустного и письменного опроса. Их цель – проверка выполнения требований
программы.
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков
учащихся начальных классов с ЗПР. При оценке устных ответов принимаются во
внимание следующие критерии:
полнота и правильность ответа;
степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно III, IV классов, должен представлять собой связное
высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении
им учебного материала
умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами;
умении опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические
категории (члены предложения, части речи, падеж, склонение, род, число и т.д.),
слова на определенные правила;
умении объяснять написание слов, самостоятельно и правильно применять знания
при выполнении практических упражнений и при проведении разного рода
разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Устные ответы учащихся должны быть в достаточной мере самостоятельными и
правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей,
не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений,
словосочетаний).
18
Оценка «5» ставится, если:
ученик дает полный и правильный ответ;
обнаруживает осознанное усвоение учебного материала;
подтверждает ответ своими примерами;
самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов
и
предложений,
распознавании
в
тексте
изученных грамматических
категорий, объяснении написания слов и употреблении знаков препинания;
отвечает связно, последовательно, без неточностей или допускает 1-2
неточности в речи.
Оценка «4»ставится, если
ученик дает
ответ,
близкий
к требованиям,
установленным для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки в речевом оформлении ответа,
при подтверждении верно сформулированного правила примерами или при анализе слов
и предложений, которые исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает
неполно, по наводящим вопросам учителя;
затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
допускает больше двух ошибок при анализе слов и предложений.
которые исправляет только с помощью учителя;
излагает материал несвязно, недостаточно последовательно;
допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний
или предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик:
обнаруживает незнание изученного материала;
допускает грубые ошибки в формулировке правил, определений,
искажающие их смысл, в анализе слов и предложений;
не может исправить ошибки даже с помощью наводящих вопросов учителя.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и
теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно
изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое
запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, несение подобрать свои
примеры, применить их на практике.
19
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты
(контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
1. Диктант.
Объем диктанта соответствует количеству слов по чтению.
Ошибкой в диктанте считаются:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова,
даны в программе каждого класса);
- те правила орфографии и пунктуации, которые не изучались, но которые учитель
оговорил с учащимися перед работой и выписал их на доску.
Ошибкой в диктанте не считаются:
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения написано с большой буквы;
- логопедические ошибки (Приложение);
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Негрубыми ошибками считаются:
- перенос слова;
- исключения из правил.
Примечание:
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных слова, считаются как две
ошибки;
- два исправления считаются за одну ошибку;
- две пунктуационные ошибки считаются за одну ошибку.
Выставление отметки за диктант:
«5» - нет ошибок, но допускается 1-2 исправления или 1 негрубая ошибка;
«4» - 1-2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3
пунктуационные) и 1-2 исправления;
20
«3» - 3-5 орфографические ошибки , 3 пунктуационных и 1-2 исправления;
«2» - 6 и более орфографические ошибок.
Выставление отметки за грамматическое задание:
«5» - нет ошибок
«4» - правильно выполнено ¾ заданий
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий
Выставление отметки за словарный диктант:
«5» - нет ошибок (одно исправление)
«4» - 1-2 ошибки (одно исправление)
«3» - 3-5 ошибок
«2» - 5 и более ошибок
Выставление отметки за контрольное списывание:
«5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений
«4» - 1 ошибка и 1-2 исправления
«3» - 2-3 ошибки и 1-2 исправления
«2» - 5 и более ошибок
2. Изложение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления
«4» -
незначительно
нарушена
последовательность
изложения
мыслей,
имеются
единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2
исправления
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения
в
последовательности
изложения
мыслей,
в
построении
предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления
21
двух-трех
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений
3. Сочинение.
Оценивается одной отметкой.
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок,
допущено 1—2 исправления.
«4» -
незначительно
нарушена
последовательность
изложения
мыслей,
имеются
единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 –
2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в
последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3
– 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной
части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей,
отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен
словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что эти виды работ в начальной школе носят обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и
сочинения.
Логопедические ошибки
Ошибки, характерные для детей с ЗПР, не должны засчитываться при оценке работы
учащихся. При выставлении отметки учащемуся, обучающемуся по программе VII вида,
ставится оценка на 1 балл выше.
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и
слухового восприятия:
22
- пропуск букв и слогов (прощла – прощала, жадые – жадные, ишка – игрушка);
- перестановка букв и слогов (онко – окно, звял – взял, натуспила – наступила);
- недописывание букв и слогов (дела – делала, лопат – лопата, набухл – набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами (тарава – трава, бабабушка – бабушка,
катораые – которые);
- искажение слова (наотух – на охоту, хабаб – храбрый, шуки – щёки);
- слитное написание слов и их произвольное деление (насто – на сто, у стала – устала,
виситнастене – висит на стене);
- неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений
(Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после
школы я тоже. Буду шофёром.)
- замена одной буквы на другую (трюх – трёх, тельпан – тюльпан, шапаги – сапоги);
- нарушение смягчения согласных (васелки – васельки, смали – смяли, кон – конь).
2.
Ошибки,
обусловленные
несформированностью
лексическо-грамматической
стороны речи:
- аграмматизм (Саша и Лена собирает цветы. Дети сидели на большими стулья.);
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вкармане – в кармане,
при летели – прилетели, в зела – взяла).
2. Содержание учебного предмета
На изучение русского языка в 4 классе отводится 163 ч (4,8 часа в неделю, 34
учебные недели).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков,
определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости
согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласных; гласный
ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный
звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение
звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского
литературного языка. Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона
речи; логическое ударение (фонетическое выделение во фразе наиболее важного в
смысловом отношении слова); эмоциональное ударение (продление гласного или
согласного звука в слове). Фонетический разбор слова.
23
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь)
знаков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я: в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по контексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значениях слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов, устойчивых фразеологических оборотов,
слов, пришедших в русский язык из других языков.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Чередование согласных и беглые гласные в корне слова. Различение
изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Их
смысловые, эмоциональные, изобразительно-художественные возможности. Образование
однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён
существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение
имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного.
Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено
имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению.
Словообразование
имён
существительных.
Морфологический
разбор
имён
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения.
Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в
речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение
глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по
24
лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ
спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени
по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей
речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при
помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и
сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление
связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический
анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с
ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в
предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце
предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных
предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы
в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь,
мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
•
безударные
падежные
окончания
имён
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
25
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа
(читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения
разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение
нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении
с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами
сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое распределение количества часов
4 КЛАСС (163 Ч)
№
1
2
Тема
Число часов
Примерная Рабочая
программа программа
11
11
9
8
Повторение
Предложение
26
3
4
5
6
7
8
Слово в языке и речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Повторение и обобщение.
Итого
21
39
30
8
34
18
170
22
39
30
8
34
11
163
Повторение (11 ч)
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные
члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Предложение (8 ч)
Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.
Слово в языке и речи (22 ч)
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных
и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части
речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.
Имя существительное (39 ч)
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.
Имя прилагательное (30 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по
падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен
прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в
единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном
числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Личные местоимения (8 ч)
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.
Глагол (34 ч)
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и
будущем времени по лицам и числам. Iи II спряжение глаголов. Правописание глаголов с
безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание
глаголов в прошедшем времени.
Повторение и обобщение (11 ч)
Перечень обязательных контрольных и других видов работ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Темы,
входящие
Вид работы
Диктант
Контрольное списывание
Словарный диктант
Творческая работа
4 класс
а/к
10
4
2
2
10
3
1 раз в две недели
3. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Основное содержание по
Характеристика основных видов
Основн
темам
деятельности ученика (на уровне
ые
27
в разделы
программ
ы
Повторени
е 11ч
учебных действий)
Наша речь и наш язык.
Текст.
Предложение.
Обращение.
Главные
и
второстепенные
члены
предложения.
Основа
предложения.
Словосочетание.
направл
ения
воспита
тельной
деятель
ности
4 класс
Составлять план выполнения заданий на 3,5
уроках. Осуществлять само- и
взаимопроверку работ. Критично
относиться к своему мнению,
сопоставлять свою точку зрения с точкой
зрения другого.
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе.
Активно участвовать в обсуждении
учебных заданий, предлагать разные
способы выполнения заданий,
обосновывать выбор наиболее
эффективного способа действия.
Осознавать способы и приёмы действий
при решении учебных задач.
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе. Осуществлять
выбор под определённую задачу
литературы, инструментов, приборов.
Оценивать собственную успешность в
выполнения заданий. Оценивать
правильность выполненного задания на
основе сравнения с предыдущими
заданиями или на основе различных
-находить в справочниках, ответы на
интересующие
вопросы; делать выводы на основе
обобщения знаний;
пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия.
-подтверждать аргументы фактами;
-слушать, извлекать пользу из опыта
одноклассников, сотрудничать с ними
при работе в группе;
Оценивать собственную успешность в
выполнения заданий
-Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
28
Предложен
ие 8ч
Слово в
языке и
речи 22ч
Однородные
члены Составлять план выполнения заданий на 2,6,8
предложения. Простые и уроках. Осуществлять само- и
сложные предложения.
взаимопроверку работ. Критично
относиться к своему мнению,
сопоставлять свою точку зрения с точкой
зрения другого.
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе.
Активно участвовать в обсуждении
учебных заданий, предлагать разные
способы выполнения заданий,
обосновывать выбор наиболее
эффективного способа действия.
Осознавать способы и приёмы действий
при решении учебных задач.
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе. Осуществлять
выбор под определённую задачу
литературы, инструментов, приборов.
Оценивать собственную успешность в
выполнения заданий. Оценивать
правильность выполненного задания на
основе сравнения с предыдущими
заданиями или на основе различных
-находить в справочниках, ответы на
интересующие
вопросы; делать выводы на основе
обобщения знаний;
пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия.
-подтверждать аргументы фактами;
-слушать, извлекать пользу из опыта
одноклассников, сотрудничать с ними
при работе в группе;
Оценивать собственную успешность в
выполнения заданий
-Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
Лексическое значение слова. Узнавать в тексте незнакомые слова,
1,7,8
Состав слова. Значимые
определять их значение по толковому
части слова. Правописание
словарю. Распознавать многозначные
гласных и согласных в
слова, слова в прямом и переносном
значимых частях слова.
значении. Составлять сообщение по
Правописание Ъ и Ь
схеме на тему «Что я знаю о значениях
разделительных знаков.
слов русского языка». Находить
29
Части речи. Повторение и
углубление представлений о
частях речи. Наречие.
синонимы, антонимы среди других слов,
в предложении, тексте, подбирать к
слову синонимы и антонимы. Работать с
толковым словарем, словарями
синонимов и антонимов; находить в них
необходимую информацию о слове.
Распознавать омонимы, объяснять их
лексическое значение. Находить в тексте
и в предложении фразеологизмы,
объяснять их значение, отличать
фразеологизм от неустойчивого
словосочетания. Работать со словарем
фразеологизмов. Выбирать слова в
соответствии с целью и адресатом
высказывания. Устранять однообразное
употребление слова в данном и в
собственном тексте. Узнавать изученные
части речи среди других слов и в
предложении, классифицировать их,
приводить примеры слов изученных
частей речи. Определять
грамматические признаки изученных
частей речи и обосновывать
правильность их выделения.
Распознавать имя числительное по
значению и по вопросам (сколько?
который?), объяснять значение имен
числительных в речи. Распознавать
однокоренные слова, выделять в них
корень. Различать, сравнивать
однокоренные слова и слова-синонимы,
слова с омонимичными корнями.
Различать слово и слог, звук и букву.
Проводить звуковой и звукобуквенный
разбор определенного слова. Определять
наличие в слове изученных орфограмм.
Находить и отмечать в словах
орфограммы. Подбирать несколько
проверочных слов с заданной
орфограммой. Группировать слова по
типу орфограммы.
Регулятивные УУД
Оценивать собственную успешность в
выполнения заданий
- Ориентироваться в учебниках:
определять, прогнозировать, что будет
освоено при изучении данного раздела;
Личностные УУД
Ценить и принимать следующие базовые
30
Имя
существите
льное 39ч
Изменение по падежам. Три
склонения
имен
существительных.
Правописание
безударных
падежных окончаний имен
существительных
в
единственном
(множественном) числе.
ценности: «добро», «терпение»,
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учетом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
Распознавать имена существительные
4,6,7
среди слов других частей речи,
определять лексическое значение имен
существительных. Различать среди
однокоренных слов имена
существительные. Выделять среди имен
существительных одушевленные и
неодушевленные (по вопросу и по
значению). Находить среди имен
существительных в тексте устаревшие
слова, объяснять их значение.
Распознавать собственные и
нарицательные имена существительные,
определять значение имен собственных.
Обосновывать написание заглавной
буквы в именах собственных.
Определять число имен
существительных. Изменить форму
числа имен существительных.
Распознавать имена существительные,
изменение форму одного числа.
Определять род имен существительных.
Классифицировать имена
существительные по роду и
обосновывать правильность
определения рода. Правильно
записывать имена существительные с
шипящим звуком на конце и
контролировать правильность записи.
Изменять имена существительные по
падежам. Запоминать названия падежей.
Определять падеж имен
существительных. Распознавать
именительный (родительный и др.)
падеж, в котором употреблено имя
существительное, по падежному вопросу
и предлоге. Составлять предложение
(словосочетание), употребляя в нем имя
существительное в заданной падежной
форме. Сопоставлять и различать
внешние сходные падежные формы
(именительный и винительный падежи,
родительный и винительный падежи
имен существительных одушевленных
31
Имя
прилагател
ьное 30ч
Повторение и углубление
представлений об имени
прилагательном. Изменение
по
падежам
имен
прилагательных.
Правописание
падежных
окончаний
имен
прилагательных. Склонение
имен
прилагательных
мужского и среднего рода в
единственном
числе.
Склонение
имен
прилагательных
женского
рода в единственном числе.
Склонение
имен
прилагательных
во
множественном числе.
мужского рода и др.). Составлять
сообщение об изученных падежах имен
существительных. Определять
начальную форму имени
существительного. Распознавать,
пользуясь памяткой, изученные признаки
имени существительного по заданному
алгоритму и обосновывать правильность
их определения. Писать диктант и
проверять написанное.
Коммуникативные:
-Критично относиться к своему мнению
-. Понимать точку зрения другого .
Самостоятельно предполагать, какая
дополнительная информация будет
нужна для изучения незнакомого
материала;
Познавательные:
-выполнять анализ,устанавливать
аналогии и причинно-следственные
связи;
-выстраивать логическую цепь
рассуждений.
Регулятивные:
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе
Распознавать имена прилагательные
3,4,6
среди других частей речи. Определять
лексическое значение имен
прилагательных. Выделять
словосочетания с именами
прилагательными из предложения.
Подбирать к именам существительным
подходящие по смыслу имена
прилагательные, а к именам
прилагательным – имена
существительные. Распознавать
сложные имена прилагательные и
правильно их записывать (серебристобелый и др.). Определять, каким членом
предложения является имя
прилагательное. Определять род имен
прилагательных, классифицировать
имена прилагательные по роду.
Наблюдать зависимость рода имени
прилагательного от формы рода имени
существительного. Изменять имена
32
Личные
местоимен
ия 8ч
прилагательные по родам в единственном
числе. Писать правильно родовые
окончания имен прилагательных.
Определять форму числа имен
прилагательных, изменять имена
прилагательные по числам. Подбирать
имена прилагательные для сравнения
признаков предметов. Анализировать
таблицу в учебнике «Изменение имен
прилагательных по падежам».
Определять начальную форму имени
прилагательного. Определять падеж
имен прилагательных по падежу имен
существительных. Правильно
произносить и писать имена
прилагательные мужского и среднего
рода в родительном падеже. Разбирать
имя прилагательное как часть речи в том
порядке, какой указан в памятке
«Порядок разбора имени
прилагательного». Определять
изученные грамматические признаки
имени прилагательного и обосновывать
правильность их выделения.
Коммуникативные:
Читать вслух и про себя тексты
учебников
Регулятивные:
Определять цель учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно,
соотносить свои действия с поставленной
целью
Местоимение. Изменение по Распознавать личные местоимения
1,2,5
падежам
личных среди других частей речи. Определять
местоимений. Правописание грамматические признаки личных
местоимений.
местоимений: лицо, число, род (у
местоимений 3-го лица единственного
числа). Заменять повторяющиеся в
тексте имена существительные
местоимениями. Работать с памяткой
«Порядок разбора личного
местоимения». Пользуясь памяткой,
разбирать личное местоимение как часть
речи.
Регулятивные: Самостоятельно
предполагать, какая дополнительная
информация будет нужна для изучения
незнакомого материала;
Коммуникативные Определять
33
Глагол 34ч
Повторени
еи
обобщение.
11ч
Неопределенная
форма
глагола. Спряжение глагола.
Изменение
глаголов
в
настоящем
и
будущем
времени по лицам и числам.
Iи II спряжение глаголов.
Правописание глаголов с
безударными
личными
окончаниями. Правописание
возвратных
глаголов.
Правописание глаголов в
прошедшем времени.
правильность выполненного задания на
основе сравнения с предыдущими
заданиями, или на основе различных
образцов
Распознавать глаголы среди других
2,3
частей речи. Различать глаголы,
отвечающие на определенный вопрос.
Определять лексическое значение
глаголов. Узнавать неопределенную.
форму глагола по вопросам.
Образовывать от глаголов в
неопределенной форме однокоренные
глаголы. Распознавать число глагола.
Изменять глаголы по числам.
Распознавать время глагола. Изменять
глаголы по временам. Образовывать от
неопределенной формы глагола
временные формы глаголов. Определять
род и число глаголов в прошедшем
времени. Правильно записывать
родовые окончания глагола в прошедшем
времени (-а, -о). Раздельно писать
частицу НЕ с глаголами. Правильно
произносить глаголы в прошедшем
времени с частицей НЕ.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, точно реагировать на
реплики, высказывать свою точку зрения,
понимать необходимость аргументации
своего мнения
- Критично относиться к своему мнению,
сопоставлять свою точку зрения с точкой
зрения другого
Регулятивные:
Составлять план выполнения заданий на
уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством
учителя.
Осознавать способы и приёмы действий
при решении учебных задач.
Составлять план выполнения заданий на 3,6
уроках. Осуществлять само- и
взаимопроверку работ. Критично
относиться к своему мнению,
сопоставлять свою точку зрения с точкой
зрения другого.
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
34
выполнения, результатом действий на
определенном этапе.
Активно участвовать в обсуждении
учебных заданий, предлагать разные
способы выполнения заданий,
обосновывать выбор наиболее
эффективного способа действия.
Осознавать способы и приёмы действий
при решении учебных задач.
Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на
определенном этапе. Осуществлять
выбор под определённую задачу
литературы, инструментов, приборов.
Оценивать собственную успешность в
выполнения заданий. Оценивать
правильность выполненного задания на
основе сравнения с предыдущими
заданиями или на основе различных
-находить в справочниках, ответы на
интересующие
вопросы; делать выводы на основе
обобщения знаний;
пробовать самостоятельно перестраивать
известный способ действия.
-подтверждать аргументы фактами;
-слушать, извлекать пользу из опыта
одноклассников, сотрудничать с ними
при работе в группе;
Оценивать собственную успешность в
выполнения заданий
-Освоение личностного смысла учения;
желания продолжать свою учебу
итого
163ч
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 им М.В.Масливец
от 26 августа 2024 года № 1
___________
С.А. Юдина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26 августа 2024 года
35