Адаптированная рабочая программа учебного предмета Родной русский 4 классы, 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ВАРИАНТ 7.1)

по родному языку (русскому)
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 7
Учитель: Юдина С.А.

Программа разработана на основе примерной рабочей программы по
учебному предмету «Родной язык (русский)»
для образовательных
организаций, реализующих программы начального общего образования.
Составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского
края. 2021 г

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Родной язык(русский)»
составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной
язык» (русский) для образовательных организаций, реализующих программы начального
общего образования. Составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Краснодарского края на основе следующих документов:
Федеральный закон от 29.12.2013№273-ФЗ (ред.от21.07.2014) «Об образовании в
Российской Федерации»(с изм.и доп.,вступ.в силу с 01.01.2015);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

-

образования, утвержденный приказом Минобрнауки России №1897от17.12.2010.(в
ред.приказа Минобрнауки России от 29.12.2014.№1643);
-

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009

года №373 «Об утверждении введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»(с изменениями на 31
декабря 2015года);
- Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта 2016
г. № ВК-452/07"О введении ФГОС ОВЗ".
- Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края от 13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21«О составлении рабочих программ, учебных
предметов и календарно-тематического планирования».
- Учебный план МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
Адаптированная

основная

образовательная

программа

начального

общего

образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной
деятельности).

Отмечается

нарушения

внимания,

памяти,

восприятия

и

др.

познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения,
обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

Создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к
говорению на родном русском языке;



Расширение

языкового

образовательного
2

пространства

учащихся

начальных классов;



Развитие

речи,

мышления,

воображения

школьников,

способности

выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и
«чувства языка»;



Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному

языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;



Пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления

совершенствовать свою речь;
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения,
средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства
освоения морально-этических норм, принятых в обществе;



Осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и

способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании;

овладение

важнейшими

общеучебными

умениями

и

универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить
библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и
Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);



Развитие

способности

опознавать,

анализировать,

сопоставлять,

классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных
ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального
словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в
процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:



Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать

средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;



Овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять

несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;



Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному

языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
3

познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специальной задачей обучения русскому языку является коррекция речи и
мышления школьников.
Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на развитие
языковой

компетентности,

коммуникативных

умений,

диагностической

и

монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются речевые
способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное
отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.
Основные направления коррекционной работы:


Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию
звукового анализа и синтеза;



Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления
непосредственных впечатлений об окружающем мире;



Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е.
связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и
выразительно; воспитание интереса к родному языку;



Формирование навыков учебной работы;



Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой
русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые
явления.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ:
• осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
• осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа:
• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
языка;
• распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми: слова,
обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная
лексика);
• обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как
4

развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её
решения;
• планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной
задачей;
• решать проблемы творческого и поискового характера;
• с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной
деятельности;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха:
• овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• находить значения отдельных слов в толковом словаре(под руководством учителя);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя:
• использовать знаково-символических средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
• использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет);
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.

•
•
•

•

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения иправа каждого иметь свою;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
5

речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного
произведения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при реализации
содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» учащиеся научатся:
• распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика,
связанная с особенностями мировосприятия и отношениями
между людьми: с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного): выбирать из
нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде (если
сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения
слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные
формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба,
извинение, поздравление;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных

•

текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные
факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать
6

логическую связь между фактами:
• составлять план текста, не разделённого на абзацы;
• пересказывать текст с изменением лица:

•
•
•

создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста;

Выпускник получит возможность научиться:
• понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами:
• проводить синонимические замены с учётом особенностей текста:
• заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
• оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного.
уместного и выразительного словоупотребления:
• редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью
более точной передачи смысла.
Критерии и нормы оценки знаний
обучающегося с задержкой психического развития.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в
формеустного и письменного опроса. Их цель – проверка выполнения требований
программы.
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков
учащихся начальных классов с ЗПР. При оценке устных ответов принимаются во
внимание следующие критерии:


полнота и правильность ответа;



степень осознанности усвоения излагаемых знаний;



последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика IV класса должен представлять собой связное высказывание на
заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им учебного
материала


умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами;



умении опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические
категории (члены предложения, части речи, падеж, склонение, род, число и т.д.),
слова на определенные правила;

7



умении объяснять написание слов, самостоятельно и правильно применять знания
при выполнении практических упражнений и при проведении разного рода
разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Устные ответы учащихся должны быть в достаточной мере самостоятельными и

правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей,
не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений,
словосочетаний).
Оценка «5» ставится, если:


ученик дает полный и правильный ответ;



обнаруживает осознанное усвоение учебного материала;



подтверждает ответ своими примерами;



самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов
и

предложений,

распознавании

в

тексте

изученных грамматических

категорий, объяснении написания слов и употреблении знаков препинания;


отвечает связно, последовательно, без неточностей или допускает 1-2
неточности в речи.

Оценка

«4»ставится, если

ученик дает

ответ,

близкий

к требованиям,

установленным для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки в речевом оформлении ответа,
при подтверждении верно сформулированного правила примерами или при анализе слов
и предложений, которые исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:


в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает
неполно, по наводящим вопросам учителя;



затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;



допускает больше двух ошибок при анализе слов и предложений.



которые исправляет только с помощью учителя;



излагает материал несвязно, недостаточно последовательно;



допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний
или предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик:


обнаруживает незнание изученного материала;



допускает грубые ошибки в формулировке правил, определений,
8



искажающие их смысл, в анализе слов и предложений;



не может исправить ошибки даже с помощью наводящих вопросов учителя.
Грубыми считаются ошибки в изложении основных программных правил и

теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно
изучены и закреплены. Наиболее распространенными из них являются механическое
запоминание (зазубривание) правил, определений, понятий, несение подобрать свои
примеры, применить их на практике.
2.Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
На изучение родного (русского) языка в 4 классе отводится 7 часов.
4 класс (7 часов)
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки,
вся семья вместе, гак и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками
других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но
различную образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта
поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И.
Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 ч)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего
времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и
предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных
текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и
отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в
процессе редактирования текста.
3. Тематическое планирование «Родной язык (русский)»
9

4 класс (7 часов)
№
п/п

Раздел

1.

Раздел 1. Русский язык:
прошлое и настоящее

Язык

Количество
часов в год
(час)
2

2.

Раздел
2.
действии

в

2

3.

Раздел 3. Секреты речи и
текста

3

Темы

Пословицы,
поговорки и
фразеологизмы из
разных языков.
Проектные задания,
предполагающие
работу с толковым
словарем.
Учимся
образовывать
глаголы
Как и когда
появились знаки
препинания?
Учимся передавать
в заголовке тему и
основную мысль
текста

Основные
направления
воспитательной
деятельности
1,2, 4

3,8

3,6,7

Пересказ текста с
изменением лица.
Проектное задание:
“Пишем разные
тексты об одном и
том же”.
Итого

7

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
от 26 августа 2024 года № 1
___________
С.А. Юдина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26 августа 2024 года

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».