МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ВАРИАНТ 7.1)
по литературному чтению на родном языке (русском)
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 7
Учитель: Юдина С.А.
Программа разработана на основе примерной рабочей программы по
учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для
образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования. Составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Краснодарского края. 2021 г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение на
родном языке (русском)» составлена на основе примерной рабочей программы по
учебному предмету «Литературное
образовательных
образования.
организаций,
Составители:
чтение на
реализующих
ГБОУ
ДПО
родном
языке (русском)»
программы
«Институт
начального
развития
для
общего
образования»
Краснодарского края на основе следующих документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2013№ 273-ФЗ (ред.от 21.07.2014) «Об образовании в
Российской Федерации»(с изм.и доп., вступ.в силу с 01.01.2015);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
-
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России №1897от17.12.2010.(в ред.
приказа Минобрнауки России от 29.12.2014.№1643);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31
декабря 2015года);
- Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта 2016
г. № ВК-452/07"О введении ФГОС ОВЗ".
-Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края от 13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21«О составлении рабочих программ, учебных
предметов, и календарно-тематического планирования».
- Учебный план МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец.
Адаптированная рабочая
программа начального общего образования адресована
обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но
учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им
учебного материала. Обучающемуся ребенку с задержкой психического развития очень
сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение
внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость,
нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку
может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая
структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний
об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в
2
пространстве. Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами
речи, связанным и с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи –
нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм
мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе
принципа
коррекционно-развивающей
направленности
учебно-воспитательного
процесса.
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературного чтения‚
изучение литературного чтения на родном (русском) языке, т.к. русский язык является
родным для обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы
НОО
по литературному чтению, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса литературного чтения в рамках образовательной области «Родной язык
и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.
Цель: формировать понимание места и роли русской литературы в едином
культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и
важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей.
Задачи :
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить
детей
чувствовать
и
понимать
образный
язык
художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
формировать
умение
воссоздавать
художественные
образы
литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление,
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
3
литературному
чтению,
творчеству
писателей,
создателей
произведений
словесного искусства;
обогащать
чувственный
опыт
ребенка,
его
реальные
представления
об
окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
обеспечивать
достаточно
глубокое
понимание
содержания
произведений
различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и
речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие
золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы,
сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому
принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста
детей стороны их жизни и окружающего мира.
Основные направления коррекционной работы:
-обогащение словарного запаса;
-развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи;
-развитие психических и познавательных процессов;
-формирование полноценных учебных умений:
-планирование предстоящей
осмысление материала;
деятельности:
принятие
учебной
задачи;
активное
-контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения
пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
-работать в определённом темпе;
-применение знаний в новых ситуациях;
4
-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;
-развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
-умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на
посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
-умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно
реагировать на контроль и оценки учителя;
-формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной
деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
-соблюдение речевого этикета при общении.
Критерии и нормы оценки знаний
обучающегося с задержкой психического развития.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению на родном
языке (русском)проводится в форме текущего контроля.
В начальных классах у обучающихся с ЗПР проверяются следующие умения и
навыки, связанные с читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе;
умение выразительно читать и пересказывать текст,
умение выразительно рассказывать выученное наизусть стихотворение;
умение ориентироваться в книге;
знание литературных произведений в соответствии с программой;
знание имен детских писателей и поэтов.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального опроса: чтения текста, пересказа содержания произведения (подробно,
кратко, выборочно), ответа на вопросы, работы с книгой, иллюстрацией. Текущий
контроль осуществляется преимущественно в устной форме. Возможны небольшие по
объему письменные работы: ответы на вопросы, описание героя или события, тестовые
задания типа "Закончи предложение", "Найди правильный ответ", "Найди ошибку",
"Узнай героя" и т.д.
На снижение оценки влияют следующие виды ошибок:
искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
5
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
•
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.
Проверка сформированности навыка выборочного чтения организуется следующим
образом: дети подбирают из текста материал, существенный для характеристики
действующего лица, его поступков или для описания каких-либо событий и т.п.
Примечание: во время чтения не следует делать никаких поправок и замечаний.
При обследовании понимания прочитанного следует обращать внимание на умение
учащихся передать фактическое содержание текста. Для выявления понимания
читаемого можно использовать такие приемы, как пересказ, ответы на вопросы, а при
недостаточной сформированности навыка чтения - соотнесение прочитанного с
иллюстрацией или серией сюжетных картин.
Основными видами проверки понимания прочитанного и уровня сформированности
устной речи на уроках в начальных классах у обучающихся с ЗПР являются:
ответы на вопросы по содержанию текста;
подробный пересказ текста;
выборочный пересказ; краткий пересказ;
краткий пересказ;
пересказ с изменением лица;
рассказ по плану по опорным словам;
рассказ по иллюстрации или опорным картинам;
прием устного рисования;
прием творческого рассказывания.
При выборе заданий, направленных на развитие у учащихся умения давать устный
ответ, необходимо учитывать уровень речевой подготовки и возможности каждого
ребёнка.
Для выявления понимания прочитанного используются ответы на вопросы по
содержанию текста. При этом следует обращать внимание на то, насколько точно,
быстро и уверенно ученик отвечает на вопросы, не испытывает ли он затруднений при
ответах на них.
В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен
прием устного рисования,который способствует не только развитию речи, но и
формированию образного мышления и эмоционального восприятия прочитанных
произведений.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
•
ЛИЧНОСТНЫЕ
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
6
этнической и национальной принадлежности;
•
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание
важности уважительного отношения к истории и культуре других народов;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
•
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• различным способам решения проблем творческого и поискового характера:
•
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление,
соблюдая нормы этики и этикета:
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;
7
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выпирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
•
знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
• внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
• сравнивать свои ответ с ответами одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
• осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
познания себя, для культурной самоидентификации;
• определять позиции героев художественного текста, позицию автора
•
художественного текста;
совершенствовать в процессе
чтения
произведений
русской
литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
•
• применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого);
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
• самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как один т видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведении с
впечатлениями от других видов искусства;
• писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
• создавать проекты в виде текста или презентации с аудиовизуальной поддерж
кой и пояснениями.
8
2.Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; уменияотвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных
произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для
национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность,
смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота,
терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной
семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских
традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний: обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
9
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста
с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул,
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы Х1Х-ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема: герой произведения; портрет; пейзаж;
ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в
художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста
на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
3.Тематическое планирование
10
«Литературное чтение на родном языке (русском)
4 класс (7 часов)
№
п/п
Раздел
Колво
Блок Тема
Рекомендуемые произведения (на
выбор)
Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и
Яи
Испокон
книги века книга
растит
человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из
далёкого прошлого» (глава
«Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин»
(фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство
Суворова» (фрагмент).
3, 4, 6
часов
1.
Мир
детства
4
Я
Скромност Пословииы о скромности. Е. В.
взросл ь красит
Клюев. «Шагом марш».
ею
человека
И.П. Токмакова. «Разговор
татарника и
11
спорыша».
2.
Россия
Родина
3
Я и моя семья
Такое разное Е.Н. Верейская. «Три
детство
девочки» (фрагмент).
VI. В. Водопьянов.
«Полярный лётчик (главы
«Маленький мир», «Мой
первый «полет»).
О.В. Колпакова.
«Большое сочинение про
бабушку» (главы «Про
печку», «Про чистоту»).
К.В. Лукашевич. «Моё
милое детство»
(фрагмент).
Я
фантазирую и
мечтаю
Придуманные Т. В. Михеева. «Асино
миры и
лето» (фрагмент).
страны
В. П. Крапивин.
«Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты).
Родная страна
во все времена
сынами сильна
Люди земли Е. В. Мурашова.
русской
« Афанасий Никитин»
(глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин.
«Маленькие рассказы о
большой судьбе» (глава
«В школу»).
Что мы
Родиной
зовем
Широка
страна моя
родная
А.С.Зеленин.
«Мамкин
Василёк» (фрагмент).
A. Д. Дорофеев.
«Веретено».
B. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских
колокольчиках
О родной
природе
Под
дыханьем
непогоды
Русские народные загадки
о ветре, морозе, грозе.
моя
12
1, 4,5
A. Н. Апухтин. «Зимой».
B. Д. Берестов. «Мороз».
А. II. Майков. «Гроза». И.
М. Рубцов. «Во время
грозы».
Итого
7
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
от 26 августа 2024 года № 1
___________
С.А. Юдина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26 августа 2024 года
13
14