МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В.Полоус
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 68
Учитель: Юдина С.А.
Программа разработана на основе авторской программы «Окружающий мир»
для 1 – 4 классов. Авторы: А.А. Плешаков. Москва. «Просвещение»(внесены
изменения в соответствии с Федеральной рабочей программой по учебному
предмету «Окружающий мир» 2022 г)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего
образования, составлена на основе Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание»
(«Окружающий мир») и требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в
ФГОС НОО и и федеральной рабочей программы воспитания. В ней также учтены
основные идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных
учебных действий для начального общего образования.
Программа разработана согласно авторской программы «Окружающий мир»
Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 классы:
пособие
для
учителей
общеобразовательных
организаций
/А.А.Плешаков.-
М:Просвещение, 2014 и в соответствии со следующими инструктивно-методическими
документами:
Письмо от 14.07.2023 № 47-01-13-13168/23 «О формировании учебных планов для
общеобразовательных организаций на 2023- 2024 учебный год».
Адаптированная
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной
деятельности).
Отмечается
нарушения
внимания,
памяти,
восприятия
и
др.
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения,
обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции. В
программе
сохранено
основное
содержание
общеобразовательной
школы,
но
учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им
учебного материала.
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном
мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
2
– формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических
понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
– формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
– развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью
(наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием
приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации,
понимание
своей
принадлежности
к
Российскому
государству,
определённому этносу;
– проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
–
освоение
обучающимися
мирового
культурного
опыта
по
созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
– обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта
эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения;
– становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения
к
людям,
уважительного
отношения
к
их
взглядам,
мнению
и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
3
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих
ведущих идей:
– раскрытие роли человека в природе и обществе;
– освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 часов (2 ч. в
неделю).
Критерии и нормы оценки знаний
обучающегося с задержкой психического развития.
Используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с
большой затратой времени и устный опрос. В письменных проверочных работах
орфографические ошибки не учитываются.
«5» - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и
явлениями природы (в пределах программы), дает полные ответы на все поставленные
вопросы.
«4» - ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактическою материала. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на
них учителем.
«3» - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но
допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями природы, но может исправить перечисленные недочеты с
помощью учителя.
«2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала.
1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4 КЛАСС
4
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности
гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации
– глава
государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного
края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России.
Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни
общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных
связей
между
соотечественниками.
Новый
год,
День
защитника
Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День
народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона.
Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России. История Отечества. «Лента времени» и историческая
карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в
разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская
империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовнонравственные и
культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных
эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и
за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране
памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за
сохранность историкокультурного наследия своего края. Правила нравственного
поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального
статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения,
опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам
звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет
Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена
времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
5
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток;
использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря,
омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка
Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта). Природные зоны России:
общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана
природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические
проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного
поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе
(планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила
безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры).
Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки,
сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности. Безопасность в Интернете (поиск достоверной
информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских
развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение
окружающего
мира
в
4
классе
способствует
освоению
ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые
логические
и
исследовательские
действия:
устанавливать
последовательность этапов возрастного развития человека; конструировать в учебных и
игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы
природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить
объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; классифицировать
природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между
6
реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов.
Работа с информацией: использовать умения работать с информацией,
представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и информационных
ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире
словари,
справочники,
энциклопедии,
в
том
числе
и
информационно-
телекомуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода); делать
сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм:
раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия
организма
вредных
привычек;
описывать
ситуации
проявления
нравственных качеств: отзывчивости, доброты, справедливости и других;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе
сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять
небольшие тексты «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»; создавать
небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию
умений: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть
трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения
задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать
оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и
чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность
7
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей:
руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива; ответственно
относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно
оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе
совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
освоения
программы
по
окружающему
миру
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучающихся, в части:
1)
гражданско-патриотического
воспитания:
становление
ценностного
отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России
в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества;
2)
духовно-нравственного
воспитания:
проявление
культуры
общения,
уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения
и
проявление
доброжелательности;
способности
применение
договариваться,
правил
неприятие
совместной
любых
деятельности,
форм
поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
3) эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии
общемировой
художественной
культуры,
8
проявление
уважительного
отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
4)физического
эмоционального
воспитания,
благополучия:
формирования
соблюдение
правил
культуры
организации
здоровья
здорового
и
и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта
эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и
психическому здоровью;
5) трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
6) экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе,
принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие
действий, приносящих ей вред;
7) ценности научного познания: осознание ценности познания для развития
человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных
средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения окружающего мира на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира
(взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность
ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных
объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть
9
– целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать
объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять
существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
Базовые
исследовательские
действия: проводить (по предложенному и
самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения,
несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель
предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе
изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания;
природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану опыт,
несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть ‒ целое, причина ‒ следствие); формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
Работа с информацией: использовать различные источники для поиска
информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и
использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную
информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию:
схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в
условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть
«Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать
полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
10
Коммуникативные универсальные учебные действия
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей
правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное
отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать
деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях
социальной
жизни;
готовить
небольшие
публичные
выступления
с
возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению
учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить
ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при
необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения
трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни; объективно оценивать результаты
своей
деятельности,
соотносить
свою
оценку
с
оценкой
учителя;
оценивать
целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и
долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по
окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила
совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого
участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
11
возникновении мирно разрешать их без участия взрослого; ответственно выполнять свою
часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: проявлять уважение к
семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты
России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать
на исторической карте места изученных исторических событий; находить место
изученных событий на «ленте времени»; знать основные права и обязанности гражданина
Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей веками и периодами истории России; рассказывать о государственных
праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных
российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы
России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и
своего региона; проводить по предложенному (самостоятельно составленному) плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с
использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов,
следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и
неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем
мире; группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно
выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; сравнивать
объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён
года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути
их решения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о
природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы, соблюдать правила нравственного
поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для
здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использовании
12
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах,
торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и
других); соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате и
других средствах индивидуальной мобильности; осуществлять безопасный поиск
образовательных ресурсов и верифицированной информации в Интернете; соблюдать
правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и
информационных ресурсов.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
учебного
предмета,
количество
часов
Программное
содержание по темам
Основные виды
деятельности
обучающихся
Основные
направления
воспитательной
деятельности
4 класс
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Наша
1. Конституция –
родина –
Основной закон
Российская Российской
Федерация Федерации. Права и
(10 ч)
обязанности
гражданина
Российской
Федерации (р.6)
2. Мы-граждане
России. Президент
Российской
Федерации – глава
государства.
Политикоадминистративная
карта России. (р.6)
3.Славные символы
России (р.6)
4.Родной край,
важнейшие
достопримечательнос
ти, знаменитые
соотечественники
проектная работа)
(р.6)
5.Такие разные
праздники.
6.Праздники и
памятные даты своего
Учащиеся должны узнавать
государственную
символику Российской
Федерации (герб, флаг,
гимн);
— находить на карте мира
Российскую Федерацию, на
карте России Москву, свой
регион, его главный город;
— называть факторы,
объединяющие граждан
России в единый
российский народ (общее
историческое прошлое,
общероссийская культура,
государственный русский
язык, общий труд на благо
Отечества);
— приводить конкретные
примеры свобод,
гарантируемых гражданам
России её Конституцией, а
также конкретные примеры
прав и обязанностей
граждан (в пределах
нескольких статей Главы
2);
— приводить конкретные
примеры прав ребёнка;
13
1,2,3,4
1.2
История
Отечества.
«Лента
времени» и
историческ
ая карта (17
ч)+3
резерв=20 ч
региона (р 6)
7.Путешествие по
России (Дальний
Восток,
Сибирь).Города
России (р.6)
8.Путешествие по
России (Урал,север
европейской части
России).Города
России (р.6)
9.Святыни городов
России. (р.6)
10.Главный город
родного края:
достопримечательнос
ти, история и
характеристика
отдельных
исторических
событий (р.6)
— называть имя
действующего Президента
РФ и его полномочия как
главы государственной
власти;
—показывать на карте
границы России
Знакомиться с праздниками
и Памятными днями
России, обсуждать их
значение для страны и
каждого его гражданина.
Выяснять, используя
краеведческую литературу,
какие праздники
отмечаются в крае.
Рассказывать о своих
любимых праздниках.
Работать со взрослыми:
составлять календарь
профессиональных
праздников в соответствии
с профессиями родителей
1.Государство Русь
(р.5)
2. Страна городов.
(р.5)
3.Из книжной
сокровищницы Руси
(р.5)
4.Трудные времена на
Русской земле. (р.5)
5. Русь расправляет
крылья. (р.5)
6. Куликовская
битва(р.5)
7. Иван Третий(р.5)
8.Россия в правление
царя Ивана
Васильевича
Грозного(р.5)
9. Патриоты России.
(р.5)
10.Пётр Великий.
(р.5)
11. Михаил
Васильевич
Ломоносов.
12.Екатерина
Великая. (р.5)
Учащиеся должны
1,2,4,8
— называть факторы,
объединяющие граждан
России в единый
российский народ (общее
историческое прошлое,
общероссийская культура,
государственный русский
язык, общий труд на благо
Отечества);
— располагать дату
изучаемого события на
схеме «Река времени»;
— отличать подлинные
исторические события от
вымысла в народных
преданиях и легендах;
—называть дату (век)
Крещения Руси; -называть
города, положившие начало
Золотому кольцу, и
показывать их на карте;
— называть важнейшие
деяния соотечественников в
допетровский период
российской истории
(книгопечатание, ис14
13. Отечественная
война 1812 года(р.5)
14. Страницы истории
XIX века. (р.5)
15. Россия вступает в
XX век. (р.5)
16. Страницы истории
1920-1930-х годов.
17. Великая
Отечественная война
и Великая Победа.
(р.5)
18. Страна,
открывшая путь в
космос(р.5)
19. Наши проекты:
«Наш край в годы
Великой
Отечественной
войны»
20. Мир и люди
прошлого на полотнах
великих мастеров.
(р.6)
следование земель и
строительство новых
городов на востоке России,
преодоление последствий
Смутного времени);
— перечислять основные
преобразования в жизни
страны во времена первых
царей династии Романовых
и в эпоху Петра I;
— называть важнейшие
события и героев
Отечественной войны 1812
г. (Бородинская битва,
пожар Москвы;
всенародное сопротивление
захватчикам);
— называть памятники и
памятные места Москвы и
России, связанные с
событиями и героями
Отечественной войны 1812
г. (по выбору, в том числе в
своём крае);
— характеризовать
развитие промышленности
в XIX в. (в том числе и в
своём крае);
— называть основные
исторические события
начала XX в., в том числе
на примерах памяти об этих
событиях в своём крае
(Первая мировая война,
Октябрьский переворот
1917 г., Гражданская
война);
— характеризовать жизнь и
созидательную
деятельность
соотечественников в СССР
до Великой Отечественной
войны, в том числе в своём
крае;
— называть основные
этапы Великой
Отечественной войны
1941—1945 гг. (начало
войны, блокада
Ленинграда,
Сталинградская битва,
Курская битва, окончание
15
1.3
Человек –
творец
культурных
ценностей.
Всемирное
культурное
наследие (6
ч)
1. Начало истории
человечества(р.4)
2. Мир древности:
далёкий и близкий
(р.4)
3. Средние века:
время рыцарей и
замков (р.4)
4. Новое время:
встреча Европы и
Америки (р.4)
5. Новейшее время:
история продолжается
сегодня (р.4)
6.Наши проекты:
«Путешествие по
городам мира» (р.4)
войны, День Победы);
— характеризовать
основные особенности
труда людей в тылу во
время Великой
Отечественной войны
1941—1945 гг.;
— называть реликвии
Великой Отечественной
войны 1941— 1945 гг. (в
том числе своей семьи) как
живые свидетельства
человеческих судеб и
истории народа;
— характеризовать
созидательную
деятельность наших
соотечественников в
послевоенные годы
восстановления
разрушенного войной
народного хозяйства;
— характеризовать
созидательную
деятельность наших
соотечественников в 50—
70-е гг. XX в. (наука,
промышленность,
исследования космоса,
искусство и спорт);
— характеризовать
особенности жизни страны
в 90-е гг. XX в. и первое
десятилетие XXI в.
Учащиеся должны
1,2,4
различать прошлое,
настоящее и будущее
Соотносить основные
(изученные) исторические
события с датами
Соотносить конкретную
дату исторического
события с веком
Находить место изученных
событий на «ленте
времени»
Различать
реальные
исторические
факты
и
вымысел
на
основе
имеющихся знаний
Итого по разделу: 36 ч
16
Раздел 2. Человек и природа
2.1
Методы
1.
Мир
глазами
познания
астронома. (р.1)
окружающе 2. Планеты Солнечной
й природы. системы. (р.1)
Солнечная 3.
Мир
глазами
система (5
географа (р.1)
ч)
4.
Мир
глазами
историка. (р.1)
5.Путешествие
в
глубь времён.(р.1)
2.2
Формы
земной
поверхност
и. Водоемы
и их
разнообраз
ие (5 ч)
Учащиеся должны
1,4,6,7
понимать характер
взаимоотношений человека
с природой. Использовать
готовые модели (глобус,
карта, план) для объяснения
явлений или выявления
свойств объектов. На
основе схемы строения
Солнечной системы
характеризовать планеты,
перечислять их в порядке
увеличения и уменьшения
размеров, осуществлять
самопроверку. Различать
планеты и их спутники.
Анализировать схемы
вращения Земли вокруг
своей оси и обращения
вокруг Солнца.
Устанавливать причинноследственные связи между
движением Земли и сменой
дня и ночи, сменой времён
года. Различать прошлое,
настоящее, будущее;
соотносить основные
(изученные) исторические
события с датами,
конкретную дату с веком;
находить место изученных
событий на «ленте
времени».
1. Равнины и горы Учащиеся должны уметь
1,4,7
России (р.2)
работать с физической
2.
Поверхность картой мира.
нашего края (р.3)
Находить информацию на
3. Моря, озёра и реки глобусе, карте или плане,
России.(р.2)
используя условные
4. Водные богатства
обозначения. Различать
нашего края.(р.3)
холмистые и плоские
5. Жизнь в пресных равнины. Характеризовать
водах.(р.3)
формы земной поверхности
России, Находить и
показывать на физической
карте России изучаемые
моря, озёра, реки,
рассказывать о них по
карте.
Различать моря Северного
Ледовитого, Тихого и
17
2.3
Природные
зоны
России:
общее
представле
ние,
основные
природные
зоны (9 ч)
2.4
Природные
и
культурные
объекты
Всемирного
наследия.
Экологичес
кие
проблемы
(6 ч)+3
Атлантического океанов.
Характеризовать
особенности изучаемых
водных объектов.
1. Природные зоны
Учащиеся должны
России.(р.2)
определять на карте
2. Зона арктических
природные зоны России,
пустынь (р.2)
высказывать
3.Арктические
предположения о причинах
пустыни и человек
их смены.
(р.2)
Устанавливать причинно4. Тундра. (р.2)
следственные связи между
5. Леса России. (р.2)
освещённостью Солнцем
6. Лес и человек (р.2)
поверхности Земли и
7. Зона степей. (р.2)
сменой природных зон;
8. Пустыни. (р.2)
работать со схемой
9. У Чёрного моря. освещённости Земли
(р.2)
солнечными лучами.
Находить на карте
природных зон области
высотной поясности.
Определять по рисунку
учебника, какие организмы
обитают в данной
природной зоне а,
объяснять, как они
приспособлены к условиям
жизни; рассказывать по
рисунку об экологических
связях в изучаемой
природной зоне,
моделировать характерные
цепи питания.
Рассказывать об освоении
природных богатств в
данной природной зоне и
возникших вследствие
этого экологических
проблемах, о
природоохранных
мероприятиях .
1. Мир глазами
эколога (р.1)
2.Международная
Красная книга (р.1)
3. Наши подземные
богатства.(р.3)
4. Земля –
кормилица.(р.3)
5. Жизнь леса.(р.3)
6. Жизнь луга (р.3)
Знакомиться по рисунку
учебника с животными из
Международной Красной
книги. Читать в учебнике
текст о животном из
Международной Красной
книги и использовать его
как образец для подготовки
собственных сообщений.
Извлекать из
18
1,4,7
1,3,6,8
резерв= 9 ч
7.Заповедники России
(р.3)
8.Наши проекты:
«Национальные парки
мира»(р.3)
9. Проверочная работа
по изученному
материалу
дополнительной
литературы, Интернета
информацию о животных
из Международной
Красной книги и готовить о
них сообщения.
Находить на физической
карте России условные
обозначения полезных
ископаемых.
Определять полезное
ископаемое, изучать его
свойства, находить
информацию о применении,
местах и способах добычи
полезного ископаемого;
описывать изученное
полезное ископаемое по
плану.
Выяснять в краеведческом
музее, какие полезные
ископаемые имеются в
регионе.
Различать типы почв на
иллюстрациях учебника и
образцах.
Извлекать из краеведческой
литературы информацию о
типах почв своего региона.
Извлекать из краеведческой
литературы информацию об
охране почв в регионе.
Определять с помощью
атласа-определителя
растения смешанного леса в
гербарии; узнавать по
иллюстрациям в учебнике
представителей лесного
сообщества; выявлять
экологические связи в лесу.
Рассказывать по своим
наблюдениям о том, какие
растения, животные, грибы
встречаются в лесах
родного края.
Моделировать цепи
питания, характерные для
лесного сообщества
региона.
Обсуждать нарушения
экологических связей в
лесном сообществе по вине
19
человека, предлагать пути
решения экологических
проблем.
Характеризовать лесное
сообщество региона по
данному в учебнике плану.
Наблюдать за жизнью леса,
определять его обитателей
с помощью атласаопределителя. Описывать
луг по фотографии,
определять растения луга в
гербарии; знакомиться с
животными луга по
иллюстрации учебника;
выявлять экологические
связи на лугу.
Рассказывать по своим
наблюдениям о луговых
растениях, животных и
грибах своего региона.
Моделировать цепи
питания на лугу,
осуществлять
взаимопроверку и
коррекцию.
Характеризовать луговое
сообщество по плану.
Сравнивать природные
особенности леса и луга.
Приводить примеры
правильного и
неправильного поведения
человека на лугу, выявлять
нарушения экологических
связей по вине человека,
предлагать пути решения
экологических проблем.
Составлять памятку «Как
вести себя на лугу».
Наблюдать за жизнью луга,
определять его обитателей
с помощью атласаопределителя
Итого по разделу: 28 ч
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый
1. Здоровый образ
образ
жизни: профилактика
жизни:
вредных привычек.
профилакти
ка вредных
Учащиеся должны знать
5,6,7
главные правила здорового
образа жизни, выполнять их
.Уметь заботиться о своём
здоровье.
20
привычек (
1 ч)
3.2
Безопаснос
ть в городе.
Безопаснос
ть в сети
«Интернет»
(3 ч)
Знать о влиянии вредных
привычек на организм
человека.
.
1. Правила
безопасного
поведения в
общественных местах,
зонах отдыха,
учреждениях
культуры.
2.Безопасность в
Интернете
3.Проверочная работа
по итогам года
Учащиеся должны уметь
5,6,7
выполнять правила
безопасного поведения на
улицах и дорогах,
поведения в общественных
местах, зонах отдыха,
учреждениях культуры;
знать правила безопасной
работы в Интернете;
Учащиеся должны знать
опасные места для
человека. Уметь предвидеть
опасность, избегать её, при
необходимости действовать
решительно и чётко.
Учащиеся должны знать и
соблюдать правила
безопасности при общении
с природой.
Итого по разделу: 4 ч
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ 68 ч ( 6 чрезерв)
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
от 26 августа 2024года № 1
___________
С.А. Юдина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26 августа 2024 года
21