Адаптированная рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 классы, 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ВАРИАНТ 7.1)

по музыке
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 34
Учитель: Юдина С.А.
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка» для 1-4
классов. Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Москва.
«Просвещение».

2

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по музыке разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых
результатов освоения обучающимися основой образовательной программы начального общего
образования МБОУ ООШ № 6; авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е, Д,
Критской, Т.С. Шмагиной, Москва, «Просвещение», утвержденных МО РФ в соответствии с
требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,
и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими
документами:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском
крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г. № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 года № 581
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования,
соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении
общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в
субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных
организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а
также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами
обучения и воспитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
8. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и
дополнениями).
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и
основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015г. № 1/5).
2. Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта 2016
г. № ВК-452/07"О введении ФГОС ОВЗ".

3

3. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03.2015 года № 473353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных
организаций».
4. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от
07.07.2016 года № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ
учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
- Учебный план МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях
(замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается
нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных
операций анализа; синтеза. сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности
произвольной саморегуляции.
Основные задачи и цели обучения музыке данной категории детей соответствуют задачам и
целям обучения музыке в общеобразовательной школе.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает
интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Цели программы: - формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное
восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения
отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям
России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и
ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса,
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение,
слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкальнопластическое движение и импровизация).
Основными задачами обучения музыке обучающихся с ОВЗ являются:
 формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в
духовно-нравственном развитии человека;
 формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
 формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
 развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-целостному восприятию
произведений музыкального искусства;
 развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к
свободной голосоподаче и голосоведению;
4

 создание благоприятных предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие
и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных
произведениях) и овладение обучающимися комплексом просодических средств, необходимых
для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;
 развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом;
 формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого
развития обучающихся;
 закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
Коррекционные задачи:
 - коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности детей с ОВЗ;
 - повышение познавательной активности
 - формирование личностных качеств (наблюдательность, целенаправленность,
самостоятельность)
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты
определенные результаты.
Личностные результаты достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и
традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций
республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление
участвовать в творческой жизни своей школы, станицы,края, страны.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов
взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни,
наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
5

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам
организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности
(дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей
музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
—

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе

восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
—

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения
результата в исполнительской и творческой деятельности;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной
музыкально-эстетической деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка
своих музыкально-творческих возможностей;
— овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
—

приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании,

характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
6

—

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с

размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные
ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкальнотворческой деятельности:
— формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
— формирование общего представления о музыкальной картине мира;
—

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых

музыкальных произведений;
—

формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной

культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству
и музыкальной деятельности;
— формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
—

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:

фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание,
интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Выпускник научится:
1.Музыка в жизни человека
 воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях
как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически
откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах
музыкально-творческой деятельности;

7

 ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального
фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
 и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
 воплощать

художественно-образное

содержание

и

интонационно-мелодические

особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении,
играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
 реализовывать

творческий

потенциал,

осуществляя

собственные

музыкально-

исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
 организовывать

культурный

досуг,

самостоятельную

музыкально-творческую

деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
 соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной

речи

разных

композиторов,

воплощать

особенности

музыки

в

исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
 наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и
различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных
форм
 построения музыки;
 общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
 реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
 использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
 владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его
музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:

8

 исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация,
музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и
др.);
 определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
 оценивать

и

соотносить

содержание

и

музыкальный

язык

народного

и

профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
 адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
 оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.),
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося
с задержкой психического развития.
 Оценка «5» ставится, если обучающийся проявляет устойчивый интерес к предмету,
знает основные музыкальные инструменты,
музыкальных

произведений,

воспроизводить

способен различать изученные жанры
музыкальные звуки и тексты песен,

самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных
произведениях.
 Оценка «4» ставится, если

обучающийся проявляется интерес к предмету, знает

основные музыкальные инструменты, способен с помощью различать изученные
 жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать
на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной
 помощью.
 Оценка «3» ставится, если

обучающийся эмоционально реагирует на знакомые

музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает
простейшие мелодии исполняет их, способен сотрудничать со сверстниками в
процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
 Оценка «2» не ставится.

2. Содержание учебного курса
На изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе выделяется 34 часа (1 ч. в неделю).
1. «Музыка в жизни человека».
9

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно- эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный
и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игрыдраматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов
о Родине.
2. «Основные закономерности музыкального искусства»
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние,
выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие . интонация- источник музыкальной
речи. Основные средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, динамика и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие.
Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных
интонаций, тем, художественных образов.
3. «Музыкальная картина мира»
Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и
телепередачи, видеофильмы, звукозаписи, (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие
голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.
Музыкальные инструменты.
Направления проектной деятельности: «Край, в котором ты живешь», «Музыкальные
инструменты», «Великие композиторы», «Веселые нотки» и др.
Экскурсии: посещение концертов в РДК, ДШИ
Тематическое распределение количества часов
4 класс 34 часа
№
п/п

Разделы, темы

1.
2.

«Россия – Родина моя»
«О России петь – что стремиться в храм!»

3.
4.
5.
6.
7.

«День, полный событий»
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
«В концерном зале»
«В музыкальном театре»
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
ИТОГО:

Количество часов
Авторская
Рабочая
программа
программа
3
3
4
4
6
3
5
6
7
34

6
3
5
6
7
34

«Россия – Родина моя» 3ч
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу
навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о
Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее
10

озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река
ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова,
М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась,
музыка?» Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России:
песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в
музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина
«Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в
песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов
музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
«Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение
мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций
народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский»
С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
«О России петь – что стремиться в храм» 4ч
Святые земли Русской. Илья Муромец. Народная и профессиональная музыка.
Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский,
«Богатырская симфония» А.Бородин).
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - создатели славянской
письменности. Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
Святые земли Русской.
«Праздников праздник, торжество из торжеств».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма
самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор
России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве
композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения:
тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного
края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый
праздник
«День, полный событий» 6ч
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические
образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов,
П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
«Зимнее утро», «Зимний вечер». Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии
А.С.Пушкина и музыке русских композиторов.
Выразительность и изобразительность в
музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном
строе.
«Что за прелесть эти сказки!». Песенность, танцевальность, маршевость.
Выразительность и изобразительность.
Три чуда. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере
Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
11

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная
музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции
Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов»
М.Мусоргский).
«Приют, сияньем муз одетый…». Отечественные народные музыкальные традиции.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3ч
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора,
хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая
окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные
возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в
руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни
народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе,
размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык
одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов. Многообразие русских народных
инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра
русских народных инструментов.
Народные праздники. (Троица). Церковные и народные праздники на Руси (Троица).
Икона «Троица» А.Рублева.
«В концертном зале» 5ч
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Музыкальные инструменты.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений.
Вариации на тему рококо. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с
восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»),
П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
«Старый замок». «Счастье в сирени живет…»
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень»
С.Рахманинов).
«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…». «Танцы, танцы, танцы…»
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные,
куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая соната», Л. Бетховен. «Годы странствий», М. Глинка. «Царит
гармония оркестра». Симфонический оркестр.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы
построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания
произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
12

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки:
оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных
инструментах.
«В музыкальном театре».6ч
Опера «Иван Сусанин»: «Бал в замке польского короля» (II действие). Песенность,
танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы –
музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Опера «Иван Сусанин»: «За Русь мы все стеной стоим...» (Ш действие). Основные
средства музыкальной выразительности. Музыкальная интонация как основа музыкального
искусства, отличающая его от других искусств.
Опера «Иван Сусанин»: «Сцена в лесу» (IV действие). Линии драматургического
развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Русский Восток. Восточные мотивы в операх «Руслан и Людмила» М. Глинки и
«Хованщина» М. Мусоргского. Народная и профессиональная музыка. Знакомство с
творчеством отечественных композиторов. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня
– ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила
младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще
с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке»
к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».
Балет «Петрушка». Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в
творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Театр музыкальной комедии. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл.
Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 7ч
Прелюдия. Исповедь души. Интонация как внутреннее озвученное состояние,
выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки.
(«Прелюдия» С.В.Рахманинов).
Революционный этюд. («Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального
образа.
Мастерство исполнителя. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения
до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их
выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности
гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская
песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната»
Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям»
Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
В интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа
музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.
Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая
соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на
тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
13

Музыкальные инструменты :гитара. Классические и современные образцы гитарной
музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня).
Музыкальный сказочник. Образы былин и сказок в произведениях Н. РимскогоКорсакова. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды
музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Выразительность и
изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.РимскогоКорсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке». Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Заключительный урок – концерт. Основные приёмы музыкального развития (повтор и
контраст).
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
Содер
жание
курса

«Росси
я–
Родин
а моя»
3ч

Тематическое
планирование

Характеристика деятельности учащихся

4 класс
Выявлять настроения и чувства человека, выМелодия. «Ты запой
раженные в музыке.
мне ту песню…» «Что
Выражать свое эмоциональное отношение к
не выразишь словами,
искусству в процессе исполнения музыкальных
звуком на душу
произведений (пение, художественное
навей…».
Народная и
движение, пластическое интонирование и др.).
профессиональная
Петь мелодии с ориентации на нотную запись.
музыка.
Передавать в импровизации интонационную
выразительность музыкальной и поэтической
Как сложили песню.
речи.
Звучащие картины.
Знать песни о героических событиях истории
«Ты откуда русская,
Отечества и исполнять их на уроках и
зародилась, музыка?»
Наблюдение народного
школьных праздниках.
творчества.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
«Я пойду по полю
Выполнять творческие задания из рабочей
белому…» « На
тетради
великий праздник
Личностные - уметь оценивать себя на уроке,
собралася Русь!»
Музыкальная интонация
проводить рефлексию;
как основа музыкального - развитие ассоциативно-образного мышления;
искусства.
Регулятивные - преобразовывать
познавательную задачу в практическую;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве
с учителем;
Познавательные- использовать общие приемы
решения задач;
- ориентироваться в информационном материале
урока;
14

Основн
ые
направ
ления
воспит
ательн
ой
деятель
ности
1
2
3
4

- пополнять и использовать активный
музыкальный запас слов при анализе
музыкальных произведений;
Коммуникативные- формулировать
собственное мнение и позицию во время работы
в парах;
- участвовать в коллективном пении,
музицировании, в коллективных инсценировках;
- проявлять активность в творческих заданиях,
решении познавательных задач.
«О
России
петь –
что
стреми
ться в
храм»
4ч

Святые земли Русской.
Илья Муромец.
Народная и
профессиональная
музыка.
Святые
равноапостольные
Кирилл и Мефодий создатели славянской
письменности.
Народные музыкальные
традиции Отечества.
Праздников праздник,
торжество из торжеств.
Музыка в народных
обрядах и обычаях.
Родной обычай
старины. Светлый
праздник.
Народные музыкальные
традиции родного края.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей
тетради
Личностные - уметь оценивать себя на уроке,
проводить рефлексию;
- развитие ассоциативно-образного мышления;
- оценка результатов собственной музыкальноисполнительской деятельности;
Регулятивные - выполнять учебные действия в
качестве слушателя и исполнителя;
- формировать и удерживать учебную задачу;
- выполнять учебные действия в качестве
исполнителя;
- составлять план и последовательность
действий;
Познавательные- использовать общие приемы
решения задач;
- ориентироваться в информационном материале
урока;
- пополнять и использовать активный
музыкальный запас слов при анализе
музыкальных произведений;
- ориентироваться в разнообразии способов
решения задач;
Коммуникативные- уметь оценивать
собственную музыкальную деятельность;
- воспринимать музыкальное произведение и
мнение других людей о музыке;
- договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности, работать в
парах, группах;
- участвовать в музыкальной деятельности в
коллективной работе на уроке;
- аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
- строить монологичное высказывание,
учитывать настроение других людей, их эмоции
от восприятия музыки;
15

1
2
3
4

Распознавать и оценивать выразительные
изобразительные особенности музыки в их
взаимодействии.
«День,
полны
й
событ
ий» 6ч

«Приют спокойствия,
трудов и
вдохновенья…»
Интонация как
внутреннее озвученное
состояние, выражение
эмоций и отражение
мыслей.
«Зимнее утро», «Зимний
вечер».
Образ зимнего утра и
зимнего вечера в поэзии
А.С.Пушкина
«Что за прелесть эти
сказки!». Песенность,
танцевальность,
маршевость.
Выразительность и
изобразительность.
Три чуда. Музыкальнопоэтические образы в
сказке А.С.Пушкина и в
опере Н.А.Римского –
Корсакова «Сказка о царе
Салтане».
Ярмарочное гулянье.
Святогорский
монастырь. Народная и
профессиональная
музыка.
«Приют, сияньем муз
одетый…».
Сочинения
отечественных
композиторов о Родине.

Обнаруживать сходство и различия русских и
западноевропейских произведений религиозного
искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощю
«словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки
(тропарь, молитва, величание), песнями,
балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их
воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
Личностные - развитие эмоционального
восприятия произведений искусства, интереса к
отдельным видам музыкально-практической
деятельности;
Регулятивные - выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Познавательные- использовать общие приемы
решения задач;
- ориентироваться в информационном материале
урока;
- пополнять и использовать активный
музыкальный запас слов при анализе
музыкальных произведений;
Коммуникативные- участвовать в музыкальной
деятельности в коллективной работе на уроке;
- аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;

2
3
4
6

«Гори,
гори
ясно,
чтобы
не
погасл
о!» 3ч

Композитор – имя ему
народ. Музыкальные
инструменты России.
Основные отличия
народной и
профессиональной
музыки как музыки
безымянного автора.
Оркестр русских
народных
инструментов.
Многообразие русских

Обнаруживать сходство и различия русских и
западноевропейских произведений религиозного
искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью
«словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки
(тропарь, молитва, величание), песнями,
балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их
воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочине-

2
3
4
6

16

«В
концер
тном
зале»
5ч

народных инструментов
Народные праздники.
(Троица).
Церковные и народные
праздники на Руси
(Троица).

ния разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
Личностные - развитие эмоционального
восприятия произведений искусства, интереса к
отдельным видам музыкально-практической
деятельности;
Регулятивные - выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Познавательные- использовать общие приемы
решения задач;
- ориентироваться в информационном материале
урока;
- пополнять и использовать активный
музыкальный запас слов при анализе
музыкальных произведений;
Коммуникативные- участвовать в музыкальной
деятельности в коллективной работе на уроке;
- аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;

Музыкальные
инструменты:
виолончель и скрипка.
Формы построения
музыки как обобщенное
выражение
художественно-образного
содержания
произведений.
Вариации на тему
рококо. Накопление
музыкальных
впечатлений, связанных с
восприятием и
исполнением музыки
«Старый замок».
«Счастье в сирени
живет… «
Различные виды музыки:
инструментальная.
«Не смолкнет сердце
чуткое Шопена…». «
Танцы, танцы,
танцы…»
Знакомство с
творчеством зарубежных
композиторов-классиков.
«Патетическая соната»,

Рассуждать о значении дирижера, режиссера,
2
художника-постановщика и создании
4
музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля
(дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления,
увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание
музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и
школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии
песен, тем из мюзиклов, опер, балетов
Личностные - понимание роли музыки в
собственной жизни.
Регулятивные - выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Познавательные- узнавать, называть и
определять по тембру русские народные
инструменты;
- осознанно строить сообщения творческого и
исследовательского характера.

17

Л. Бетховен. «Годы
странствий», М.
Глинка. « Царит
гармония
оркестра».Симфоническ
ий оркестр.
Знакомство с
творчеством зарубежных
композиторовклассиков.Особенности
звучания различных
видов оркестров:
симфонического.
Различные виды музыки:
оркестровая.
«В
музык
ально
м
театре
».6ч

Опера «Иван Сусанин»:
«Бал в замке польского
короля» (II действие).
Песенность,
танцевальность,
маршевость как основа
становления более
сложных жанров – оперы.
Опера «Иван Сусанин»:
«За Русь мы все стеной
стоим..». (Ш действие).
Основные средства
музыкальной
выразительности.
Опера «Иван Сусанин»:
«Сцена в лесу» (IV
действие).
Линии
драматургического
развитие в опере «Иван
Сусанин» ( Сцена из 4
действия). Интонация как
внутренне озвученное
состояние, выражение
эмоций и отражений
мыслей.
Русский Восток. Восточные мотивы в
операх «Руслан и
Людмила» М. Глинки и
«Хованщина» М.
Мусоргского.
Знакомство с
творчеством
отечественных
композиторов.

Рассуждать о значении дирижера, режиссера,
2
художника-постановщика и создании
4
музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля
(дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления,
увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание
музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и
школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии
песен, тем из мюзиклов, опер, балетов
Личностные - понимание роли музыки в
собственной жизни.
Регулятивные - выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Познавательные- узнавать, называть и
определять по тембру русские народные
инструменты;
- осознанно строить сообщения творческого и
исследовательского характера.

18

Балет «Петрушка».
Народная и
профессиональная
музыка.
Театр музыкальной
комедии.
Жанры легкой музыки:
оперетта, мюзикл.
Особенности мелодики,
ритмики, манеры
исполнения.
«Чтоб
музык
антом
быть,
так
надобн
о
уменье
…» 7ч

Прелюдия. Исповедь
души.
Различные жанры
фортепианной музыки.
(«Прелюдия»
С.В.Рахманинов).
Революционный этюд.
(«Революционный этюд»
Ф.Шопен). Развитие
музыкального образа.
Мастерство
исполнителя.
Роль исполнителя в
донесении музыкального
произведения до
слушателя.
В интонации спрятан
человек. «Зерно»интонация как возможная
основа музыкального
развития.
Музыкальные
инструменты: гитара.
Классические и
современные образцы
гитарной музыки.
Музыкальный
сказочник. Образы
былин и сказок в
произведениях Н.
Римского-Корсакова.
Выразительность и
изобразительность
музыкальной интонации.
«Рассвет на Москвереке». Образ Родины в
музыке М.
Мусоргского.
Заключительный урок
– концерт.

Сравнивать образное содержание
2
музыкальных тем по нотной записи.
4
Воплощать в пении или пластическом интони- 6
ровании сценические образы на уроках и
школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии
песен, тем из мюзиклов, опер, балетов
Личностные - понимание роли музыки в
собственной жизни.
Регулятивные - выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
Познавательные- узнавать, называть и
определять по тембру русские народные
инструменты;
- осознанно строить сообщения творческого и
исследовательского характера;
Коммуникативные- участвовать в музыкальной
деятельности в коллективной работе на уроке;
- аргументировать свою позицию и
координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
-эмоционально откликаться на яркое,
праздничное представление.

19

Основные приёмы
музыкального развития
(повтор и контраст).

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 имени М.В. Масливец
от 26 августа 2024 года № 1
___________
С.А. Юдина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26 августа 2024 года

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».