Адаптированная рабочая программа учебного предмета Литературное чтение 1-4 классы, 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ВАРИАНТ 7.1)

по литературному чтению
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 136
Учитель: Юдина С.А.
Программа разработана на основе авторской программы «Литературное чтение»
для 1 – 4 классов. Авторы: Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. Москва.
«Просвещение»

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы
начального общего образования МБОУ ООШ № 6; авторских программ «Литературное
чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России»), утвержденных МО РФ в
соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта
начального образования, и в соответствии со следующими нормативно-правовыми,
инструктивно-методическими документами:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в
Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 года №
581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014г № 253».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования,
соответствующих

современным

условиям

обучения,

необходимого

при

оснащении

общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию
в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных
организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а
также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами
обучения и воспитания».

2

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного

стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
8. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и
дополнениями).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного

стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и
основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015г. № 1/5).
2. Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта
2016 г. № ВК-452/07"О введении ФГОС ОВЗ".
3. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03.2015 года № 473353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных
организаций».
4. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от
07.07.2016 года № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ
учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
- Учебный план МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
Адаптированная рабочая образовательная программа начального общего образования
адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются
индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала.
Обучающемуся ребенку с задержкой психического развития очень сложно сделать над собой
волевое

усилие,

неустойчивость,

заставить
сниженная

себя

выполнить

концентрация,
3

что-либо.
повышенная

Нарушение

внимания:

отвлекаемость,

его

нарушения

восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть
сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность
восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем
мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка
психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанным и с темпом ее
развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической
стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во
время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа
коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Цели изучения учебного предмета:
- овладение осознанным, правильным и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников;
-

формирование

читательского

кругозора

и

приобретение

опыта

самостоятельной

читательской деятельности;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших
школьников.
Важнейшими задачами уроков чтения являются:


преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу
обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;



формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;



формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его
эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии
эмоционально-волевой сферы детей;



развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного
вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;



преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и
навыков, знаний о родном языке;



развитие и

расширение первоначальных знаний и представлений

детей об

окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной
деятельности и познавательной активности;


привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству
4

Основные направления коррекционной работы:
-обогащение словарного запаса;
-развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи;
-развитие психических и познавательных процессов;
-формирование полноценных учебных умений:
-планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление
материала;
-контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения
пользоваться специальными приёмами самоконтроля);
-работать в определённом темпе;
-применение знаний в новых ситуациях;
-анализ, оценка продуктивности собственной деятельности;
-развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
-умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние
воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
-умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно
реагировать на контроль и оценки учителя;
-формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной
деятельности:
ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
-соблюдение речевого этикета при общении.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего
развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития
дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У
обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и самого себя.

Младшие школьники

будут

с интересом

читать

художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать
собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием
России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоциональнонравственной отзывчивости.

5

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально
отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они
получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства,
соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических
потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими
возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся
соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и
систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый
уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные
действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы
элементарной оценочной деятельности.
Выпускники

овладеют

техникой

чтения

(правильным

плавным

чтением,

приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

словарями

и

справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая

правила

(прочитанного)

речевого

этикета,

произведения.

Они

участвовать

будут

в

обсуждении

прослушанного

составлять

несложные

монологические

высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану;

составлять

рассуждения

и

небольшие

описания.

тексты

повествовательного

Выпускники

научатся

характера

декламировать

с

(читать

элементами
наизусть)

стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной

литературой,

будут

находить

и

использовать

информацию для

практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

6

Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
–

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;

воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения,
поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
–

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,

автору, жанру и осознавать цель чтения;
–

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

–

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,

справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
–
произведения

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
и

декламировать

стихотворные

произведения

после

предварительной

подготовки;
–

использовать

различные

виды

чтения:

изучающее,

выборочное

ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью
чтения (для всех видов текстов);
–

ориентироваться

в

содержании

художественного,

учебного

и

научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при
прослушивании):
–

для

художественных

текстов:

определять

главную

мысль

и

героев

произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины
жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,
подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и другой справочной литературы;
–

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;

озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений,
процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на
них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на
контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
7

–

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

–

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,

фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
–

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными

фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
–

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

–

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на

содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь
на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи,
отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки
героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
–

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь

на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
–

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно

делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
–

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-

популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
–

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики

текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
–

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать

вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого
этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
–

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и

высказывать суждение;
–

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и

высказывать собственное суждение;
–

высказывать

собственное

суждение

о

прочитанном

произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
8

(прослушанном)

–

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от

восприятия других видов искусства;
–

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,

описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
–

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по

заданной тематике или по собственному желанию;
–

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и

внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
–

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по

заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
–

работать с тематическим каталогом;

–

работать с детской периодикой;

–

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–

распознавать

произведений

(на

некоторые

примерах

отличительные

художественных

особенности

образов

и

художественных

средств

художественной

выразительности);
–

отличать

на

практическом

уровне

прозаический

текст

от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
–

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,

загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
–

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,

эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
–

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить

примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
–

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,

используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура
текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора,
олицетворение, сравнение, эпитет);

9

–

определять

позиции

героев

художественного

текста,

позицию

автора

художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
–

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

–

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его

событиями;
–

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе

личного опыта;
–

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом

коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
–

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного

произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное
литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного
предмета;
–

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или

отзыва;
–

создавать

серии

иллюстраций

с

короткими

текстами

по

содержанию

прочитанного (прослушанного) произведения;
–

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной

поддержкой и пояснениями;
–

работать

в

группе,

создавая

сценарии

и

инсценируя

прочитанное

(прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в
виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1)

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,

становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентации

многонационального российского общества;
2)

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

10

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4)

развитие этических чувств,

доброжелательности и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов,

выработка

умения

терпимо

относиться

к

людям

иной

национальной

принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7)

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;
8)

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать

поступки

героев

литературных произведений

со

своими

собственными

поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4)

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6)

активное

использование

речевых

средств

для

решения

коммуникативных

и

познавательных задач;
7)

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,

словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами;
11

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
9)

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1)

понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)

осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о

Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом
чтении;
3)

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской

компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками

для

понимания и получения дополнительной

информации,

составляя

самостоятельно краткую аннотацию;
6)

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать

причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
12

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии,
рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение
написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на
основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение.
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них
коммуникативно-речевых умений и навыков.
4 класс
Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух,
выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного
зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического
слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения,
определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие
умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про
себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить
в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Осознанное чтение про
себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — не меньше 100 слов в минуту.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Работа с разными видами текста
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги
пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу,
труду, к Родине. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах
(описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые
(учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста
(его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на
части, озаглавливание,
составление плана, различение главной и дополнительной
информации текста.
13

Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги,
её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
4 класс
Соблюдение при пересказе логической последовательности
и точности
изложения.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей
речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по
одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и
авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в
тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и
выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений,
эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от
имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по
наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря
учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности,
ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное
пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и
заданиями к тексту, сносками. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении
любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и
героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного
произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое),
описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений
по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что
перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного
искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство
создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и
чувства.

14

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который
позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять
героя произведения и сопереживать ему.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование
выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей
монологического высказывания.
Умение говорить (культура речевого общения)
4 класс
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на
авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности.
Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного
текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Круг детского чтения
4 класс
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших
школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников
мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические
издания.
Литературоведческая пропедевтика
4 класс
Самостоятельное
нахождение в тексте художественного произведения средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя,
диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
4 класс
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы
в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или
письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями,
15

находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять
свой выбор.
Критерии и нормы оценки знаний
обучающегося с задержкой психического развития.
Контроль за уровнем достижений обучающихся по литературному чтению проводится в
форме текущего контроля, тематического(проверочных работ), итогового контроля навыков
чтения. Их цель – проверка выполнения требований программы. Проверочные работы
проводятся в конце изучения раздела в соответствии с календарно – тематическим
планированием.
В начальных классах у обучающихся с ЗПР проверяются следующие умения и навыки,
связанные с читательской деятельностью:
 навык осознанного чтения в определенном темпе;
 умение выразительно читать и пересказывать текст,
 умение выразительно рассказывать выученное наизусть стихотворение;
 умение ориентироваться в книге;
 знание литературных произведений в соответствии с программой;
 знание имен детских писателей и поэтов.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального опроса: чтения текста, пересказа содержания произведения (подробно, кратко,
выборочно), ответа на вопросы, работы с книгой, иллюстрацией. Текущий контроль
осуществляется преимущественно в устной форме. Возможны небольшие по объему
письменные работы: ответы на вопросы, описание героя или события, тестовые задания типа
"Закончи предложение", "Найди правильный ответ", "Найди ошибку", "Узнай героя" и т.д.
Тематический контроль проводится как в устной, так и в письменной форме после
изучения определенной темы. Письменная работа может быть проведена в виде теста или
ответа на вопросы.
Итоговый контроль по проверке сформированности навыков чтения проводится
индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию тексты в
соответствии с возрастом детей.
Проверка сформированности навыков чтения осуществляется в определенной
последовательности: сначала обследуется техника чтения, затем проверяется понимание
содержания прочитанного.
При обследовании техники чтения нужно учитывать следующее:

какими приемами чтения владеет ребенок: побуквенным, угадывающим (т.е.
перебирает отдельные буквы и с трудом объединяет их в слоги и слова), читает по слогам,
целыми словами;

какие допускает ошибки при чтении: заменяет ли в процессе чтения отдельные буквы,
соответствует ли эта замена нарушению звуков в его речи, переставляет ли буквы (кот кто, он - но), пропускает ли буквы, слоги в словах сложной слоговой структуры,
проговаривает ли окончания;

каков характер других ошибок;

каков темп чтения;

осознанность чтения.
К оптическим ошибкам относятся:

замены по оптическому сходству,

"зеркальное" прочтение слов.
Фонетико-фонематические ошибки:

пропуск букв;

перестановка букв;

пропуск или перестановка слогов;
16

замены по акустическому сходству;
орфоэпические ошибки.
Грамматические ошибки:

пропуск или искажение предлога;
• ошибки в окончаниях имен существительных, прилагательных,глаголов.



На снижение оценки влияют следующие виды ошибок:

искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
•
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.
Проверка сформированности навыка выборочного чтения организуется следующим
образом: дети подбирают из текста материал, существенный для характеристики
действующего лица, его поступков или для описания каких-либо событий и т.п.
Примечание: во время чтения не следует делать никаких поправок и замечаний.
При обследовании понимания прочитанного следует обращать внимание на умение
учащихся передать фактическое содержание текста. Для выявления понимания читаемого
можно использовать такие приемы, как пересказ, ответы на вопросы, а при недостаточной
сформированности навыка чтения - соотнесение прочитанного с иллюстрацией или серией
сюжетных картин.
Основными видами проверки понимания прочитанного и уровня сформированности устной
речи на уроках чтения в начальных классах у обучающихся с ЗПР являются:
 ответы на вопросы по содержанию текста;

подробный пересказ текста;

выборочный пересказ; краткий пересказ;
 краткий пересказ;

пересказ с изменением лица;

рассказ по плану по опорным словам;
 рассказ по иллюстрации или опорным картинам;

прием устного рисования;

прием творческого рассказывания.
При выборе заданий, направленных на развитие у учащихся умения давать устный
ответ, необходимо учитывать уровень речевой подготовки и возможности каждого ребёнка.
Техника чтения, пересказ и каждый ответ ученика на вопросы учителя анализируются.
При анализе важно установить, имеется ли нарушение понимания, и если да, то в чем оно
проявляется:
 в непонимании общего смысла;
 в непонимании значений отдельных слов, выражений;

в непоследовательном изложении событий и т.д.
Требования к технике чтения
Классы
IV класс

Полугодия
/ полугодие
60-65 сл/мин
17

2 полугодие
70-80сл/мин

Оценка проверочных работ





работа не содержит ошибок — оценка «5» (высокий уровень);
выполнено не менее 75% объёма работы — оценка «4»; (средний уровень);
выполнено не менее 50% объёма работы — оценка «3»; (низкий уровень);
выполнено менее 50% объёма работы — оценка «2» (ниже низшего уровень).

2. Содержание учебного курса
В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 129ч (34 учебные недели по 3,8 ч в
неделю).
Тематическое распределение количества часов
4 класс- 129 часов
№
п/п

Разделы, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Вводный урок
Летописи, былины, жития
Чудесный мир классики
Поэтическая тетрадь
Литературные сказки
Делу время-потехе час
Страна детства
Поэтическая тетрадь
Природа и мы
Поэтическая тетрадь
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература
Итого:

Количество часов
Примерная
программа
1
11
22
12
16
9
8
5
12
8
8
7
15
136
Вводный урок (1ч)

Рабочая программа
1
12
22
10
15
12
8
5
12
4
8
9
11
129

Введение. Знакомство с учебником.
Былины. Летописи. Жития (12 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах
Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (22ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»,
«Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов.
«Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (10 ч)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний
дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий
шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут надноля
ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин.
«Листопад».
Литературные сказки (15 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков.
«Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
18

Делу время — потехе сейчас (12ч)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что
любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (8 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
М. М. Зощенко. «Елка».
Природа и мы (12ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин.
«Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П.
Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Родина (8 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком
блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (9 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (11ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения
Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
3. Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся
Темы,
входящие в
разделы
программы

Основное
содержание по
темам

Основные
Характеристика основных видов
направления
деятельности ученика
воспитательной
(на уровне учебных действий)
деятельности

4 класс
Вводный
урок
( 1ч)

Знакомство с
учебником по
литературному чтению. Система
условных
обозначений.
Содержание
учебника. Словарь.

Рассматривать
иллюстрации, 3, 4, 6
соотносить
их содержании
с
содержанием текста в учебнике.
Знать
и
применять
систему
условных
обозначений
при
выполнении заданий. Находить
нужную
главу
и
нужное
произведение
в
содержании
учебника. Пользоваться словарём в
конце учебника. Знать фамилии,
имена,
отчества
писателей
прочитанных произведений
Познавательные УУД:
Понимать условные
обозначения, использовать их при
выполнении заданий.
Предполагать на основе названия
содержание главы.
Регулятивные УУД:
19

Ориентироваться в учебнике по
литературному чтению.
Знать
и
применять
систему
условных
обозначений
при
выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
Составлять связное высказывание по
иллюстрациям
и
оформлению
учебника.
Личностные УУД: формирование
познавательного мотива.
Летописи,
былины,
жития ( 12ч)

О былинах. «Ильины
три поездочки».
Летописи. Жития. «И
повесил Олег щит
свой на вратах
Цареграда...»; «И
вспомнил Олег коня
своего...»; «Житие
Сергия
Радонежского».

Прогнозировать содержание раздела. 1, 4,5
Планировать работу на уроке.
Понимать ценность и значимость
литературы для сохранения русской
культуры.
Читать отрывки из древнерусских
летописей, былины, жития о Сергии
Радонежском.
Находить в тексте летописи данные
о различных исторических фактах.
Сравнивать текст летописи с
художественным текстом.
Сравнивать
поэтический
и
прозаический текст былины.
Пересказывать былинy от лица её
героя.
Определять
героя
былины
и
характеризовать его с опорой на
текст.
Сравнивать былины и волшебные
сказки.
Находить
в
тексте
слова,
описывающие внешний вид героя,
его характер и поступки.
Составлять рассказ по репродукции
картин известных художников.
Описывать скульптурный памятник
известному человеку.
Находить
информацию
об
интересных фактах из жизни святого
человека.
Описывать
характер
человека;
высказывать своё отношение.
Рассказать
об
известном
историческом событии на основе
опорных слов и других источников
информации.
Участвовать
в
проектной
деятельности.
Составлять летопись современных
20

вaжных событий (с помощью
(учителя).
Договариваться друг с другом;
принимать позицию собеседника,
проявлять к нему внимание.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижение при
работе
с
текстом,
используя
обобщающие вопросы учебника.
Регулятивные УУД: формулировать
учебную задачу и стараться её
выполнить, читать в соответствии с
целью чтения,
анализировать причины
успеха/неуспеха с помощью
оценочных шкал, фиксировать
причины неудач, пути их
исправления.
Познавательные УУД:
анализировать литературный текст с
опорой на вопросы, проявлять
индивидуальные творческие
способности.
Коммуникативные УУД: строить
рассуждения и доказательство своей
точки зрения 7 – 8 предложений,
проявлять терпимость к
альтернативному мнению, работать
в паре и группе.
Личностные УУД: посещать по –
своему желанию библиотеку для
подготовки к урокам чтения,
самостоятельно выполнять
домашнее задание по литературному
чтению, проявлять
доброжелательность по отношению
к одноклассникам в спорах и
дискуссиях.
Чудесный
мир
классики
( 22ч)

П. П. Ершов. «Конекгорбунок» (отрывок);
А. С. Пушкин.
«Няне», «Туча»,
«Унылая пора!..»,
«Птичка Божия не
знает...», «Сказка о
мертвой царевне и о
семи богатырях»;

Прогнозировать содержание раздела. 1,3,7
Планировать работу на уроке.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение;
читать текст в темпе разговорной
речи, осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием событий в
сказке.
Сравнивать начало и конец сказки.
21

М.Ю Лермонтов.
«Дары Терека»
(отрывок), «АшикКериб»; А. П. Чехов.
«Мальчики».

Составлять самостоятельно план.
Пересказывать большие по объёму
произведения.
Понимать позицию писателя, его
отношение к окружающему миру,
своим героям.
Характеризовать героев разных
жанров.
Сравнивать произведения разных
жанров. Сравнивать произведения
словесного
и
изобразительного
искусства.
Наблюдать за выразительностью
литературного
языка
в
произведениях лучших русских
писателей.
Выражать своё отношение к мыслям
автора, его советам и героям
произведений.
Высказывать суждение о значении
произведений русских классиков для
России и русской культуры.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения на
основе диагностической работы,
представленной в учебнике.
Определять
средства
художественной выразительности в
лирическом тексте.
Наслаждаться поэзией, понимать и
любить её.
Определять
самостоятельно
интонацию, которая больше всего
соответствует
содержанию
лирического произведения.
Определять
по
тексту,
как
отрaжаются переживания автора в
его стихах.
Размышлять, всегда ли совпадают
они с собственными, личными
переживаниями и отношениями к
жизни, природе, людям.
Высказывать своё мнение о герое
стихотворных
произведений;
определять, принадлежат ли мысли,
чувства, настроение только автору,
или они выражают личные чувства
других людей.
Читать
стихи
выразительно,
передавая изменения в настроении,
вырaженные автором.
Самостоятельно оценивать своё
чтение.
22

Регулятивные УУД: оценивать свои
достижения и результаты
сверстников в группе (паре) по
выработанным критериям и
выбранным формам оценивания
(шкалы, лесенки, баллы и пр.)
Познавательные УУД: определять
основную идею произведения
(эпического и лирического),
осознавать смысл образных слов и
выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и
настроении автора они несут,
выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям
произведения.
Коммуникативные УУД: строить
диалог в паре или группе, задавать
вопросы на осмысление
нравственной проблемы.
Личностные УУД: находить
необычные сравнительные обороты,
необычные эпитеты, испытывать
при этом чувство радости и
удовольствия от того, что заметил.
Поэтическая
тетрадь (
10ч)

Ф. И. Тютчев. «Еще
земли печален
вид...», «Как не
ожиданно и
ярко...»; А. А.
Фет. «Весенний
дождь»,
«Бабочка»; Е. А.
Баратынский.
«Весна, весна! Как
воздух чист...», «Где
сладкий шепот...»; А.
II. Плещеев. «Дети и
птичка»; И. С.
Никитин. «В синем
небе плывут надноля
ми...»; Н. А.
Некрасов.
«Школьник», «В
зимние сумерки
нянины сказки...»; И.
А. Бунин.
«Листопад».

Использовать
приёмы 2,5,6
интонационного чтения (выразить
радость, удивление, определить силу
голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять
свои
стихотворения,
используя
различные
средства
выразительности.
Участвовать в работе группы, читать
стихи друг другу, работая в паре,
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать стихи на слух.
Читать стихотворение, выражая
авторское настроение.
Сравнивать текст-описание и текстповествование.
Следить за выражением и развитием
чувства в лирическом произведении.
Создавать словесные картины по
тексту стихотворении.
Находить
среди
стихотворений
произведение с использованием
текста-повествования.
Читать и воспринимать на слух
лирические тексты.
Читать стихотворения, отражая
23

Литературн
ые сказки (
15ч)

В. Ф. Одоевский.
«Городок в
табакерке»; П. П.
Бажов. «Серебряное

позицию автора и своё отношение к
изображаемому.
Сравнивать название произведения и
его содержaние; высказывать своё
мнение.
Находить в произведениях средства
художественной выразительности:
олицетворении, эпитеты, сравнения.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга,
работая в паре.
Сравнивать стихотворения разных
поэтов.
Определять тему, объединяющую
разные произведения поэтического
творчества.
Рассказывать об эпизодах из своего
детства.
Участвовать в конкурсе стихов со
своим любимым стихотворением.
Определять настроение поэта и
лирического героя.
Наблюдать
за
особенностями
оформления стихотворной речи.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения не
основе диагностической работы,
представленной в учебнике.
Познавательные УУД: ориентация
в
учебнике,
оглавлении,
иллюстрации,
умение находить
ответы на вопросы в тексте,
иллюстрации.
Коммуникативные
УУД:
ориентация на позицию других
людей, отличной от собственной,
уважение иной точки зрения.
Умение слушать и понимать речь
других.
Регулятивные УУД: принимают и
сохраняют цели и задачи учебной
деятельности, находят средства ее
осуществления.
Личностные
УУД:
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам людей.
Давать
характеристику
героев 3,4, 7
литературной сказки.
Определять самостоятельно тему и
главную мысль рассказа.
24

копытце»; С. Т.
Аксаков. «Аленький
цветочек»; В. М.
Гаршин. «Сказка о
жабе и розе».

Делу время –
потехе час
( 12ч)

Е. Д. Шварц. «Сказка
о потерянном
времени»; В. Ю.

Сравнивать
рассказ-описание и
рассказ-рассуждение.
Составлять разные виды планов,
воссоздавать текст по планy.
Соотносить заглавие рассказа с
темой и главной мыслью, отвечать
на вопросы по содержанию.
Определять особенности басни,
выделять мораль басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на
основе их поступков.
Инсценировать басню.
Различать в басне изображённые
события
и
замаскированный,
скрытый смысл.
Прогнозировать содержание раздела.
Читать сказку вслух и про себя,
использовать
приёмы
выразительного
чтения
при
перечитывании сказки.
Cpaвнивать
содержание
литературной и народной сказок;
определять нравственный смысл
сказки.
Сравнпвать героев в литературной
сказке,
характеризовать
их,
используя тест сказки.
Определять авторское отношение к
изображаемому.
Читать сказку в лицах.
Придумывать свой вариант сказки,
используя литературные приёмы.
Составлять
рекомендованный
список литeратуры.
Познавательные УУД: Умение
ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже
известного.
Коммуникативные УУД: Умение
слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД: Умение
работать по предложенному
учителем плану.
Личностные
УУД:умение
определять и высказывать под
руководством
педагога
самые
простые и общие для всех людей
правила
поведения
при
сотрудничестве (этические нормы)
Прогнозировать содержание раздела. 1,7
Объяснять
смысл
пословицы,
определяющей тему раздела.
25

Страна
детства
( 8ч)

Драгунский.
«Главные реки»,
«Что любит Мишка»;
В. В. Голявкин.
«Никакой горчицы я
не ел».

Воспринимать
на
cлyx
художественное
произведение.
Читать без ошибок в темпе
разговорной речи.
Определять нравственный смысл
произведения.
Определять жанр произведения.
Анализировать
заголовок
произведения, соотносить его с
темой
и
главной
мыслью
произведения.
Определять прямое и переносное
значение слов.
Понимать,
как
поступки
характеризуют героев произведения;
определять их нравственный смысл.
Инсценировать
произведения,
распределяя
роли,
выбирать
режиссёра.
Пересказывать текст от лица автора
или одного из героев.
Узнавать, что произведения могут
рассказать о своём авторе.
Находить
необходимую
информацию
в
справочной
литературе
для
подготовки
сообщения о творчестве изучаемого
писателя.
Готовить сообщение о писателе.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Подбирать
книги
по
теме,
ориентируясь
на
авторские
произведения.
Познавательные УУД: умение
находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрации
Коммуникативные УУД:
способность сохранять
доброжелательное отношение друг к
другу в ситуации конфликта
интересов.
Регулятивные УУД: внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ действий
Личностные УУД: формирование
познавательного мотива.

Б. С. Житков. «Как я
ловил человечков»;
К. Г. Паустовский.
«Корзина с еловыми
шишками»; М. М.

Прогнозировать содержание раздела. 2,5
Планировать работу на уроке.
Подбирать
книги
по
теме,
рассказывать об их содержании.
Воспринимать
на
слух
26

Зощенко. «Елка».

Поэтическая
тетрадь ( 5ч)

В. Я. Брюсов «Опять
сон»; В. Я. Брюсов
«Детская»; С. А.
Есенин «Бабушкины
сказки»; М. И.
Цветаева «Бежит
тропинка с

художественное
произведение,
читать выразительно диалоги.
Находить смешные эпизоды из
юмористических
рассказов;
определять отношение автора к
героям.
Определять, что важное и серьёзное
скрывается за усмешкой автора.
Анализировать
возможные
заголовки произведений.
Использовать в своей речи средства
художественной
выразительности
(сравнения, эпитеты).
Придумывать
музыкальное
сопровождение к прозаическому
тексту.
Составлять план текста.
Пересказывать текст на основе
плана.
Придумывать смешные рассказы о
школьной жизни, не обижая своих
друзей.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД: принимают и
сохраняют цели и задачи учебной
деятельности, находят средства ее
осуществления.
Познавательные УУД: оперируют
базовыми предметными и
межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи
и отношения между объектами и
процессами; составляют тексты в
устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: активно
используют речевые средства и
средства для решения
коммуникативных и познавательных
задач.
Личностные
УУД:
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки на
основе
представлений
о
нравственных нормах общения.
Прогнозировать содержание раздела, 3,6
читать выразительно, отражая
настроение, находить в
стихотворении яркие образные слова
и выражения, сравнивать стихи
разных поэтов на одну тему,
выбирать стихи по своему вкусу и
27

бугорка…»; М. И.
Цветаева «Наши
царства»;
обобщающий урок по
теме: «Поэтическая
тетрадь».

Природа и
мы
( 12ч)

Д. Н. МаминСибиряк.
«Приемыш»; А. И.
Куприн. «Барбос и
Жулька»; М.
Пришвин.
«Выскочка»; К. Г.
Паустовский.
«Скрипучие
половицы»; Е. И.
Чарушин. «Кабан»;
В. П. Астафьев.
«Стрижонок Скрип».

читать их выразительно, объяснять
смысл выражений с опорой на текст,
определять авторское отношение к
изображаемому, придумывать
стихотворные тексты, проверять
правильность высказывания,
сравнивая его с текстом,
самостоятельно оценивать свои
достижения.
Регулятивные УУД: осознавать
смысл и назначение позитивных
установок на успешную работу,
пользоваться ими в случае неудачи
на уроке, проговаривая во внешней
речи.
Познавательные УУД: замечать в
литературных текстах сравнения и
эпитеты, анализировать их
назначение в тексте, использовать
авторские сравнения и эпитеты в
своих творческих работах.
Сравнивать и сопоставлять
произведения между собой, называя
общее и различное
Коммуникативные УУД: находить
нужную информацию через беседу
со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники,
энциклопедии для детей, через сеть
Интернет, периодику и СМИ.
Личностные УУД: сознательно
расширять свой личный
читательский опыт в области поэзии,
осознавая, что поэзия открывается
лишь тому, кто её чувствует и
понимает, часто к ней обращается.
Прогнозировать содержание раздела. 2,4
Планировать работу на уроке.
Воспринимать
на
слух
художественное
произведение;
высказывать своё мнение.
Читать текст вслух и про себя,
понимать смысл прочитанного.
Анализировать
заголовок
произведения.
Характеризовать
героя
произведения на основе поступка.
Определять отношение автора к
героям на основе текста.
Наблюдать, как авторы передают
красоту природы с помощью слова.
Объяснять нравственный смысл
рассказа.
28

Определять
тему,
которая
объединяет рассказы в разделе,
формулировать основную мысль
темы.
Делить текст на части.
Пересказывать текст подробно и
выборочно.
Находить
необходимую
информацию в разных источниках
для подготовки выступления по
теме.
Составлять самостоятельно текст
для энциклопедического словаря.
Читать выразительно диалоги из
текста.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД:
составлять
план работы по решению учебной
задачи урока в минигруппе или паре.
Познавательные УУД: отбирать из
ряда пословиц (поговорок) нужные
для фиксации смысла произведения.
Сравнивать мотивы героев
поступков из одного литературного
произведения, выявлять особенности
их поведения в зависимости от
мотива. Строить рассуждение (или
доказательство своей точки зрения)
по теме урока из 7-8 предложений.
Коммуникативные УУД: отбирать
аргументы и факты для
доказательства своей точки зрения.
Личностные УУД: анализировать
причины безответственного и
несамостоятельного поведения
литературных героев, делать на
основе этого выводы, соотносить их
с нормами морали и нравственности.
Применять морально-нравственные
понятия к реальным жизненным
ситуациям, соотносить с вариантом
нравственного выбора, который
делает литературный герой какоголибо произведения.
Поэтическая
тетрадь (4ч)

Б. Л. Пастернак.
«Золотая осень»; С.
А. Клычков. «Весна в
лесу»; Д. Б. Кедрин.
«Бабье лето»; Н. М.
Рубцов. «Сентябрь»;
С. А. Есенин.

Прогнозировать содержание раздела, 1,3,7
воспринимать стихи на слух,
следить за выражением и развитием
чувств в лирических произведениях,
объяснять смысл непонятных слов с
помощью словаря, высказывать свои
собственные впечатления от
29

Родина (8ч)

«Лебедушка».

прочитанного произведения,
создавать словесные картины по
тексту, читать стихи выразительно,
оценивать свои достижения,
читать выразительно стихотворения,
выражая авторское настроение.
Находить средства художественной
выразительности: сравнения,
эпитеты, олицетворения.
Регулятивные УУД: читать в
соответствии с целью чтения (бегло,
выразительно, по ролям,
выразительно наизусть и пр.),
оценивать свои достижения и
результаты сверстников в группе
(паре).
Познавательные УУД: знать
наизусть 2-3 стихотворения о
Родине, красоте её природы, читать
их выразительно, передавая самые
позитивные чувства к своей Родине.
Коммуникативные УУД: строить
диалог в паре или группе, задавать
вопросы на осмысление
нравственной проблемы.
Личностные УУД: знать наизусть
2-3 стихотворения о Родине, красоте
её природы, читать их выразительно,
передавая самые позитивные
чувства к своей Родине.

И. С. Никитин
«Русь»; С. Д.
Дрожжин. «Родине»;
Л. В. Жигулин «О,
Родина! В неярком
блеске...»; Б. А.
Слуцкий. «Лошади в
океане».

Прогнозировать содержание раздела. 1,4
Планировать
работу на уроке,
подбирать книги по теме.
Читать
стихи
выразительно,
передавая чувство гордости за своих
предков.
Понимать особенности поэтического
текста.
Рассказывать о своей Родине,
используя
прочитанные
произведения.
Предполагать
содержание
произведения по его названию.
Участвовать в работе группы, читать
cтихи друг другу.
Писать
сценарий
поэтического
вечера.
Составлять рассказы о Родине,
передавая свои чувства, своё
отношение к Родине.
Участвовать в проекте: распределять
роли,
находить
нужную
30

информацию, представлять её в
соответствии с заданной тематикой.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД:
формулировать учебную задачу
урока в минигруппе (паре),
принимать её, сохранять на
протяжении всего урока
Познавательные УУД: замечать в
литературных текстах сравнения и
эпитеты, анализировать их
назначение в тексте.
КоммуникативныеУУД:
строить
рассуждение и доказательство своей
точки зрения из 7-8 предложений,
проявлять активность и стремление
высказываться, задавать вопросы.
Личностные УУД: знать наизусть
2-3 стихотворения о Родине, красоте
её природы, читать их выразительно,
передавая самые позитивные
чувства к своей Родине
Страна
Фантазия
( 9ч.)

Е. С. Велтистов.
«Приключения
Электроника». К.
Булычев.
«Путешествие
Алисы».

Прогнозировать содержание раздела. 5,6
Читать и воспринимать на слух
художественное произведение.
Определять
особенности
фантастического жанра Сравнивать
и
характеризовать
героев
произведения.
Придумывать
фантастические
истории (с помощью учителя или
самостоятельно).
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения.
Регулятивные УУД: принимают и
сохраняют цели и задачи учебной
деятельности, находят средства ее
осуществления.
Познавательные УУД: оперируют
базовыми предметными и
межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи
и отношения между объектами и
процессами; составляют тексты в
устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: активно
используют речевые средства и
средства для решения
коммуникативных и познавательных
31

Зарубежная
литература
( 11ч)

Дж. Свифт.
«Путешествие
Гулливера»; Г. X.
Андерсен.
«Русалочка»; М.
Твен. «Приключения
Тома Сойера»; С.
Лагерлёф. «Святая
ночь», «В Назарете».

задач.
Личностные
УУД:
развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности за свои поступки на
основе
представлений
о
нравственных нормах общения.
Прогнозировать содержание раздела, 2,3
планировать работу на уроке, читать
и воспринимать на слух
художественные произведения,
составлять рассказ о творчестве
писателя ( с помощью учителя),
пересказывать выборочно
произведение, сравнивать сказки
разных народов, сочинять свои
сказки, определять нравственный
смысл сказки с помощью учителя,
рассказывать о прочитанных книгах
зарубежных писателей, выражать
своё мнение, проверять себя и
самостоятельно оценивать свои
достижения, учиться работать с
дневником читателя.
Регулятивные УУД:
формулировать учебную задачу
урока в минигруппе (паре),
принимать её, сохранять на
протяжении всего урока.
Познавательные УУД: определять
основную идею произведения
(эпического и лирического),
осознавать смысл образных слов и
выражений, понимать, какую
информацию о чувствах и
настроении автора они несут,
выявлять отношение автора к
описываемым событиям и героям
произведения.
Коммуникативные УУД: находить
нужную информацию через беседу
со взрослыми, через учебные книги,
словари, справочники,
энциклопедии для детей, через сеть
Интернет, периодику и СМИ.,
готовить небольшую презентацию
(6-7 слайдов), обращаясь за
помощью к взрослым только в
случае затруднений. Использовать в
презентации не только текст, но и
изображения.
Личностные УУД: осознанно
готовиться к урокам литературного
чтения, выполнять задания,
32

формулировать свои вопросы и
задания для одноклассников.
Итого 129 часов

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
от 26 августа 2024 года № 1
___________
С.А. Юдина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26 августа 2024 года

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».