Адаптированная рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 1-4 классы, 2024-2025 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08 2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ВАРИАНТ 7.1)

по изобразительному искусству
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 34
Учитель: Юдина С.А.
Программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное
искусство» для 1-4 классов. Авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.
Горяев, А.С. Питерских. Москва. «Просвещение».

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы
начального общего образования МБОУ ООШ № 6; авторской программы «Изобразительное
искусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяева, А.С. Питерских, М.:
«Просвещение» 2019г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального образования, и в соответствии со
следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском
крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017 года № 581
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования,
соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении
общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в
субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных
организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а
также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами
обучения и воспитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
8. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и
благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №
189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и
основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015г. № 1/5).
2. Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11 марта 2016
г. № ВК-452/07"О введении ФГОС ОВЗ".
3. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от
13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21«О составлении рабочих программ, учебных предметов, и
2

календарно-тематического планирования».
Учебный план МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже
возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях
(замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается
нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных
операций анализа; синтеза. сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности
произвольной саморегуляции.
Основные задачи и цели обучения изобразительному искусству данной категории детей
соответствуют задачам и целям обучения изобразительному искусству в общеобразовательной
школе:











Цели изучения учебного предмета:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека в и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного
кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического
вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектуры, дизайн и др.)
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Коррекционные задачи:
- коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности детей с ОВЗ;
- повышение познавательной активности
- формирование личностных качеств (наблюдательность, целенаправленность,
самостоятельность)
Коррекционная работа на уроках ИЗО:
- знание учителем особенностей детей с ОВЗ;
- воспитание умения готовить к уроку рабочее место;
- экономичное и аккуратное использование материалов для работы;
- воспитание у учащихся привычки предварительно обдумывать задание, не приступать сразу к
исполнительским операциям;
3

- подробный анализ образца изделия с проговаривание действий;
- постепенное усложнение учебного материала;
- основы по технике безопасности при изготовлении различных изделий;
-использование на уроках тренировочных упражнений для развития мелкой моторики рук;
- выбор учителем вопросов, которые ставятся перед учениками при анализе и исполнительском
этапе работы над изделием;
- похвала и постоянная поддержка со стороны учителя на уроке во время выполнения работы;
- осуществление межпредметных связей с другими предметами школьной программы
(математикой, окружающим миром).
1.Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего
образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике
изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с
искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебнотворческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения
искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям
действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности
оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов,
воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству,
миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые
станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания
и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви,
взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за
другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в
духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм,
способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных
ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся
конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом»,
разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской
Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей
этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений
пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке),
живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративноприкладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать
свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу;
воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой
деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических
искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с
возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
4

участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны
вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и
представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих
ситуаций в повседневной жизни.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Выпускник научится:
–
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и
участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные
материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
–
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;
–
эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и
передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё
отношение к ним средствами художественного образного языка;
–
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего
национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека,
различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных
явлений;
–
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных
музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
–
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении
их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых
произведениях;
–
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
–
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях,
изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Искусство и ты.
Выпускник научится:
–
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
–
использовать
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные
материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
–
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой
деятельности;
–
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного
искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры;
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
Выпускник получит возможность научиться:
–
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,
декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния,
используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
Искусство вокруг нас.
–
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму
предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
5

–
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для
украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для
создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности
специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
–
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек
средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
–
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык
компьютерной графики в программе Paint.
Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов
всей земли)
Выпускник научится:
–
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­творческой деятельности;
–
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать
художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая
своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
–
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека,
зданий, предметов;
–
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о
красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и
мнениям;
–
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
–
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания
традиций отечественной куль- туры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративноприкладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в
декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной
деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни
общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям
отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей
жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности,
способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответствен- ности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития
обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовнонравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия
искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих
способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
6

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых
отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о
высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а
также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный
интерес к жизни людей и при- роды. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и
художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культур- ноисторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по
освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического
продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные
требования к определённым заданиям по программе.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
7

своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность
передавать
в
художественно-творческой
деятельности
характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой
деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;

овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной
культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и
богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике
искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие
способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественнопродуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической,
социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры
и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится
социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать
образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
8

• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные
музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного
художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные
композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося
с задержкой психического развития.
При оценивании работ по изобразительному искусству учитывается аккуратность
выполнения работы.
За неряшливо оформленную работу, оценка по изобразительному искусству снижается на
один балл, но не ниже «3» .
 «5» - без ошибок.
 «4» - 1 грубая или 1-2 негрубые ошибки.
 «3» - 2 - 3 грубые и 1- 2 негрубые или 3 и более негрубых ошибки.

Грубые ошибки:
 - Неправильно передано и определено пространственное положение объекта на листе;
 - Не соблюдены пропорции и общее строение изображаемых предметов;
 - Неверная передача цветов;
 - Выход за линии при нанесении цвета;
 - Неумение самостоятельно, без помощи учителя выполнить всю работу.
Негрубые ошибки:
 - Несоблюдение последовательности выполнения рисунка;
 - Не прорисованы незначительные элементы, изображаемого объекта;
 - Неточности в соблюдении размеров и форм второстепенных объектов в работе;
 - Неточности при нахождении второстепенных объектов на рисунке;
 - Неточности при передаче тени, полутени, рефлексов, падающей тени.
2. Содержание учебного курса
На изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34
часа (1 час в неделю).
Тематическое распределение количества часов
Тематическое планирование
Количество часов

4 кл
Каждый народ – художник (изображение, украшение,
постройка в творчестве народов всей земли)
 Истоки родного искусства
 Древние города нашей земли
 Каждый народ – художник
 Искусство объединяет народы
Итого:

8
7
11
8
34

3. Тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности
Содержание
Тематическое
Характеристика деятельности
Основные
9

курса

планирование

учащихся

направлени
я
воспитател
ьной
деятельност
и

4 класс
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ,
ПОСТРОЙКА
В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ) (34 ч)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений
народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур - богатство культуры
человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания
учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов
Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к
истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных
традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной
жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения,
осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и
уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и
коллективная).
Истоки родного искусства (8 ч)
Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду,
раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий
в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой.
Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных
постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских
художников. Эстетика труда и празднества.
Красота
природы
родной
земли. Характеризовать
Пейзаж
родной земли Эстетические характеристики различных красоту природы
пейзажей - среднерусского, горного, родного края.
1ч
степного, таежного и др. Разнообразие Характеризовать
природной
среды
и
особенности особенности красоты
Красота
среднерусской
природы.
Характерные
природы разных
разных
времен года. черты, красота родного для ребенка климатических зон.
пейзажа. Красота природы в произведениях Изображать
1ч
русской
живописи
(И.
Шишкин, характерные
А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, особенности пейзажа
И. Грабарь и др.). Роль искусства в родной природы.
понимании
красоты
природы. Использовать
Изменчивость природы в разное время года выразительные
и в течение дня. Красота разных времен средства живописи
года. Задание: изображение российской для создания образов
природы
(пейзаж).Материалы:
гуашь, природы.
кисти, бумага.
Овладевать
живописными
навыками работы
гуашью.
10

3,5,7

Деревня
– Традиционный образ деревни и связь
человека с окружающим миром природы.
деревянный
мир. 1ч
Природные материалы для постройки, роль
дерева. Роль природных условий в
характере традиционной культуры народа.
Украшения
избы и их Образ традиционного русского дома - избы.
Воплощение в конструкции и декоре избы
значение.1ч
космогонических
представлений
—
представлений о порядке и устройстве
мира.
Конструкция избы и назначение ее частей.
Единство красоты и пользы. Единство
функциональных и духовных смыслов
Украшения избы и их значение. Магические
представления как поэтические образы
мира. Различные виды изб. Традиции
конструирования и декора избы в разных
областях России. Разнообразие сельских
деревянных построек: избы , ворота,
амбары , колодцы и т.д. Деревянная
храмовая архитектура. Красота русского
деревянного
зодчества.
Задание:
1)
изображение избы или ее моделирование из
бумаги (объем, полуобъем); 2) создание
образа
традиционной
деревни:
коллективное
панно
или
объемная
пространственная постройка из бумаги (с
объединением индивидуально сделанных
деталей).Материалы: гуашь, кисти, бумага;
ножницы, резак, клей.

Представление народа о красоте человека,
связанное с традициями жизни и труда в
определенны к природных и исторических
Постройка, условиях. Женский и мужской образы.
украшение и Сложившиеся веками представления об
держать
себя.
одеваться.
изображение умении
в народном Традиционная одежда как выражение

Красота
человека. 1ч

11

Воспринимать и
эстетически
оценивать красоту
русского деревянного
зодчества.
Характеризовать
значимость гармонии
постройки с
окружающим
ландшафтом.
Объяснять
особенности
конструкции русской
избы и назначение ее
отдельных элементов.
Изображать
графическими или
живописными
средствами образ
русской избы и
других построек
традиционной
деревни.
Овладевать
навыками
конструирования —
конструировать
макет избы.
Создавать
коллективное панно
(объемный макет)
способом
объединения
индивидуально
сделанных
изображений.
Овладевать
навыками
коллективной
деятельности,
работать
организованно в
команде
одноклассников под
руководством
учителя.
Приобретать
представления об
особенностях
национального образа
мужской и женской
красоты.
Понимать и

костюме. 1ч

образа
красоты
человека.
Женский
праздничный костюм — концентрация
народных представлений об устройстве
мира.
Конструкция
женского
и
мужского
народных костюмов; украшения и их
значение. Роль головного убора. Постройка,
украшение и изображение в народном
костюме. Образ русского человека в
произведениях художников (А. Венецианов,
И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов,
В.Тропинин,
З.Серебрякова,
Б.
Кустодиев).Образ труда в народной
культуре.
Воспевание труда в произведениях русских
художников. Задание 1. Изображение
женских и мужских образов в народных
костюмах.
Вариант задания: изготовление кукол по
типу народных тряпичных или лепных
фигур.
Задание 2. Изображение сцен труда из
крестьянской жизни. Материалы: гуашь,
кисти, бумага, клей, ножницы.

Праздник - народный образ радости и
Народные
праздники. 1ч счастливой жизни. Роль традиционных
народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник
Обобщение
урожая, ярмарка; народные гулянья,
темы. 1ч
связанные с приходом весны или концом
страды и др.Образ народного праздника в
изобразительном искусстве (Б. Кустодиев,
К. Юон, Ф. Малявин и др.)Задание:
создание коллективного панно на тему
народного праздника (возможно создание
индивидуальных композиционных работ).
Тема «Праздник» может быть завершением
коллективной работы, которая велась в
течение нескольких занятий. Материалы:
гуашь, кисти, склеенные листы бумаги (или
обои).
12

анализировать
конструкцию
русского народного
костюма.
Приобретать опыт
эмоционального
восприятия
традиционного
народного костюма.
Различать
деятельность каждого
из Братьев-Мастеров
(Мастера
Изображения,
Мастера Украшения и
Мастера Постройки)
при создании
русского на- родного
костюма.
Характеризовать и
эстетически
оценивать образы
человека в
произведениях
художников.
Создавать женские и
мужские народные
образы (портреты ).
Овладевать
навыками
изображения фигуры
человека.
Изображать сцены
труда из крестьянской
жизни.
Эстетически
оценивать красоту и
значение народных
праздников.
Знать и называть
несколько
произведений
русских художников
на тему народных
праздников.
Создавать
индивидуальные
композиционные
работы и
коллективные панно
на тему народного
праздника.Овладева
ть на практике

элементарными
основами
композиции.
Древние города нашей земли (7 ч)
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси.
Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и
башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция
и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий
характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков,
Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы.
Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды
человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное
мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Образ древнего русского города. Значение Понимать и
Родной
выбора места для постройки города. объяснять роль и
угол
Впечатление, которое производил город значение
1 час
при приближении к нему. Крепостные древнерусской
стены и башни. Въездные ворота. Роль архитектуры.
пропорций
в
формировании Знать конструкцию
конструктивного образа города. Понятия внутреннего
«вертикаль» и «горизонталь», их образное пространства
восприятие. Знакомство с картинами древнерусского
русских художников (А. Васнецов, И. города (кремль, торг,
Билибин, Н. Рерих, С. Рябушкин и посад).
пр.).Задание:
создание
макета Анализировать
древнерусского города (конструирование из роль пропорций в
бумаги или лепка крепостных стен и архитектуре,
башен).
понимать образное
Вариант задания: изобразительный образ значение вертикалей
города-крепости. Материалы: бумага, и горизонталей в
ножницы , клей или пластилин, стеки; организации
графические материалы.
городского
пространства.
Знать картины
художников,
изображающие
древнерусские
города.
Создавать макет
древнерусского
города. Эстетически
оценивать красоту
древнерусской
храмовой
архитектуры.
Соборы - святыни города, воплощение Получать
Древние
красоты , могущества и силы государства. представление о
соборы
Собор - архитектурный и смысловой центр конструкции здания
1 час
города.
древнерусского
Конструкция и символика древне- русского каменного храма.
каменного храма, смысловое значение его Понимать роль
частей.
Постройка,
украшение
и пропорций и ритма в
изображение в здании храма. Соотношение архитектуре древних
13

2,3,6

пропорций и ритм объёмов в организации
пространства.
Задание:
лепка
или
постройка макета здания древнерусского
каменного
храма
(для
макета
города).Вариант задания: изображение
храма. Материалы: пластилин, стеки или
бумага, коробки, ножницы, клей; гуашь,
кисти, бумага.
Организация внутреннего пространства
Города
Русской земли города. Кремль, торг, посад - основные
струкryрные части города. Размещение и
1 час
характер жилых построек. их соответствие
сельскому деревянном дому с усадьбой.
Монастыри как произведения архитектуры
и их роль в жизни древних городов.
Жители
древнерусских
городов,
соответствие их одежды архитектурнопредметной среде. Единство конструкции и
декора. Задание: моделирование жилого
наполнения города, завершение постройки
макета
города
(коллективная
работа).Вариант задания: изображение
древнерусского города (внешний или
внутренний
вид
города).Материалы:
бумага, коробки, ножницы, клей; тушь,
палочка или гуашь, кисти.

Древние
воины
защитники
1 час

Образ жизни людей древнерусского города;
– князь и его дружина, торговый люд. Одежда
и оружие воинов: их форма и красота. Цвет
в
одежде,
символические
значения
орнаментов. Развитие навыков ритмической
организации листа, изображения человека.
Задание:
изображение
древнерусских
воинов, княжеской дружины.
Материалы: гуашь и кисти или мелки,
бумага.

Великий
Новгород.
Псков.
Владимир
Суздаль.

Общий
характер
и
архитектурное
своеобразие разных городов. Старинный
архитектурный образ Новгорода, Пскова,
Суздаля
(или
других
и Владимира,
территориально
близких
городов).
14

соборов.
Моделировать или
изображать
древнерусский храм
(лепка или
постройка макета
здания;
изобразительное
решение).
Знать и называть
основные
структурные части
города, сравнивать и
определять их
функции,
назначение.
Изображать и
моделировать
наполненное жизнью
людей пространство
древнерусского
города.
Учиться понимать
красоту
исторического
образа города и его
значение для
современной
архитектуры.
Интересоваться
историей своей
страны.
Знать и называть
картины
художником,
изображающих
древнерусских
воинов - защитников
Родины (В.Васнецов,
И. Билибин, П.
Корин и
др.).Изображать
древнерусских
воинов (князя и его
дружину).Овладева
ть навыками
изображения фигуры
человека.
Уметь
анализировать
ценность и
неповторимость
памятников

Москва.
1 час

Архитектурная среда и памятники древнего
зодчества Москвы. Особый облик города,
сформированный историей и характером
деятельности
жителей.
Расположение
города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский
собор (храм Василия Блаженного) на
Красной площади, каменная шатровая
церковь Вознесения в Коломенском.
Памятники архитектуры в других городах.
Задание: беседа-путешествие - знакомство с
исторической архитектурой города.
Вариант
задания:
живописное
или
графическое изображение древнерусского
города (это особенно уместно, если на
предыдущих уроках дети занимались
постройкой).Материалы: гуашь, кисти,
бумага или мелки, монотипия

Узорочье
теремов
1 час

Рост и изменение назначения городов торговых и ремесленных центров. Богатое
украшение городских построек. Терема,
княжеские дворцы, боярские палаты,
городская
усадьба.
Их
внутреннее
убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение
природной
красоты
в
орнаментах (преобладание растительных
мотивов). Сказочность и цветовое богатство
украшений.
Задание:
изображение
интерьера теремных палат. Материалы:
листы
бумаги
для
панно
(бумага
тонированная или цветная), гуашь, кисти.

15

древнерусской
архитектуры.
Воспринимать и
эстетически
переживать красоту
городов,
сохранивших
исторический облик,
- свидетелей нашей
истории.
Выражать свое
отношение к
архитектурным и
историческим
ансамблям
древнерусских
городов.
Рассуждать об
общем и особенном
в древнерусской
архитектуре разных
городов России.
Уметь объяснять
значение
архитектурных
памятников древнего
зодчества для
современного
общества.
Создавать образ
древнерусского
города.
Иметь
представление о
развитии декора
городских
архитектурных
построек и
декоративном
украшении
интерьеров
(теремных палат).
Различать
деятельность
каждого из БратьевМастеров (Мастер
Изображения
Мастер Украшения и
Мастер Постройки)
при создании
теремов и палат.
Выражать в
изображении

праздничную
нарядность, узорочье
интерьера терема
(подготовка фона
для следующего
задания).
Понимать рать
постройки,
изображения,
украшения при
создании образа
древнерусского
города. Создавать
изображения на тему
праздничного пира в
теремных палатах.
Создавать
многофигурные
композиции в
коллективных панно.
Сотрудничать в
процессе создания
обшей композиции.

Пир
в Роль постройки, украшения и изображения
в создании образа древнерусского города.
теремных
Праздник в интерьере царских или
палатах
княжеских палат: изображение участников
(обобщение
пира (бояре, боярыни, музыканты , царские
темы)
стрельцы, прислужники); ков- ши и другая
1 час
посуда
на
праздничных
столах.
Длинногорлая
боярская
одежда
с
травяными
узорами.
Стилистическое
единство костюмов людей и облика
архитектуры , убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для
современного человека. Задание: создание
праздничного панно «Пир в теремных
палатах» как обобщённого образа народной
культуры (изображение и вклеивание
персонажей,
предметов;
аппликация).Вариант
задания:
индивидуальные изображения пира (гуашь).
Материалы:
гуашь,
кисти,
бумага.
ножницы, клей.
Каждый народ — художник (11 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности
традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни.
Природные материалы и г~1 роль в характере национальных построек и предметов
традиционного быта.Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни
представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это
пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам.
Формирование понимания единства культуры человечества и способности
искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Художественная культура Японии очень Обрести знания о
Страна
восходящего целостна, экзотична и в то же время время многообразии
вписана в современный мир. Особое представлений
солнца. 1ч
поклонение природе в японской культуре. народов мира о
Умение видеть бесценную красоту каждого красоте.
Образ
художественн маленького момента жизни, внимание к Иметь интерес к
ой культуры красоте деталей, их многозначность и иной и необычной
символический смысл. Японские рисунки- художественной
Японии. 1ч
свитки. Искусство каллиграфии. Японские культуре.
сады. Традиции любования, созерцания Иметь
природной красоты.
представления о
Традиционные
постройки.
Легкие целостности и
сквозные
конструкции
построек
с внутренней
передвижными ширмами, отвечающие обоснованности
потребности быть в постоянном кон- такте различных
16

3,5

с природой. Храм-пагода. Изящная
конструкция пагоды , напоминающая
дерево. Образ женской красоты – изящные
ломкие линии, изобразительный орнамент
росписи
японского
платья-кимоно,
отсутствие интереса к индивидуальности
лица.
Графичность,
хрупкость
и
ритмическая асимметрия - характерные
особенности
японского
искусства.
Традиционные праздники: «Праздник
цветения
вишни-сакуры»,
«Праздник
хризантем»
и
др.Особенности
изображения, украшения и постройки в
искусстве Японии.
Задание 1. Изображение природы через
характерные детали.
Материалы:
листы
мягкой
(можно
оберточной) бумаги, обрезанные как
свиток, акварель (или жидко взятая гуашь),
тушь, мягкая кисть.
Задание 2. Изображение японок в кимоно,
передача характерных черт лица, прически,
волнообразного движения фигуры.
Вариант задания: выполнение в объеме или
полуобъеме бумажной куклы в кимоно.
Задание 3. Создание коллективного панно
«Праздник цветения вишни-сакуры» или
«Праздник хризантем» (плоскостной или
пространственный коллаж).
Материалы: большие листы бумаги, гуашь
или акварель, пастель, карандаши, ножницы
, клей.

17

художественных
культур.
Воспринимать
эстетический
характер
традиционного для
Японии пони- мания
красоты природы.
Иметь
представление об
образе традиционных
японских построек и
конструкции здания
храма (пагоды).
Сопоставлять
традиционные
представления о
красоте русской и
японской женщин.
Понимать
особенности
изображения,
украшения и
постройки в
искусстве Японии.
Изображать природу
через детали,
характерные для
японского искусства
(ветка дерева с
птичкой; цветок с
бабочкой; трава с
кузнечиками,
стрекозами; ветка
цветущей вишни на
фоне тумана, дальних
гор), развивать
живописные и
графические навыки.
Создавать женский
образ в национальной
одежды в традициях
японского искусства.
Создавать образ
праздника в Японии в
коллективном панно.
Приобретать новые
навыки в
изображении
природы и человека,
новые
конструктивные
навыки, новые

Народы гор и Разнообразие природы нашей планеты и
способность человека жить в самых разных
степей. 1ч
природных
условиях.
Связь
Художественн художественного образа культуры с
ые традиции в природными условиями жизни народа.
Изобретательность человека в построении
культуре
своего мира. Поселения в горах. Растущие
народов
вверх каменные постройки с плоскими
степей. 1ч
крышами. Крепостной характер поселений.
Традиции, род занятий людей; костюм и
орнаменты. Художественные традиции в
культуре народов степей. Юрта как
произведение архитектуры. Образ степного
мира в конструкции юрты. Утварь и
кожаная посуда. Орнамент и его значение;
природные мотивы орнамента, его связь с
разнотравным ковром степи. Задание:
изображение жизни в степи и красоты
пустых пространств (развитие живописных
навыков).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Города
в Города в пустыне. Мощные портальнокупольные постройки с толстыми стенами
пустыне. 1ч
из глины, их сходство со станом
кочевников.
Глина
—
главный
Здание
строительный
материалы. Крепостные
мечети.
стены. Здание мечети: купол, торжественно
Минареты.
Мавзолеи. 1ч украшенный огромный вход — портал.
Минареты. Мавзолеи. Орнаментальный
характер культуры. Лазурные узорчатые
изразцы. Сплошная вязь орнаментов и
ограничения на изображения людей.
Торговая площадь — самое многолюдное
место города. Задание: создание образа
древнего
среднеазиатского
города
18

композиционные
навыки.
Приобретать новые
умения в работе с
выразительными
средствами
художественных
материалов.
Осваивать новые
эстетические
представления о
поэтической красоте
мира.
Понимать и
объяснять
разнообразие и
красоту природы
различных регионов
нашей страны ,
способность
человека, живя в
самых разных
природных условиях,
создавать свою
самобытную
художественную
культуру.
Изображать сцены
жизни людей
в степи и в горах,
передавать красоту
пустых пространств и
величия горного
пейзажа.Овладевать
живописными
навыками в процессе
создания
самостоятельной
творческой работы.
Характеризовать
особенности
художественной
культуры Средней
Азии. Объяснять
связь архитектурных
построек с
особенностями
природы и природных
материалов.
Создавать образ
древнего среднеазиатского города.
Овладевать

(аппликация на цветной бумаге или макет
основных
архитектурных
построек).Материалы: цветная бумага,
мелки, ножницы , клей.
Особое значение искусства Древней Греции
для культуры Европы и России. Образ
греческой
природы.
Мифологические
представления древних греков. Воплощение
Искусство
в представлениях о богах, образа
греческой
вазописи. 1ч прекрасного человека: красота его тела,
смелость,
воля
и
сила
разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность,
гармония
с
природой.
Храм
как
совершенное произведение разума человека
и украшение пейзажа. Конструкция храма.
Древнегреческий ордер и его типы.
Афинский Акрополь - главный памятник
греческой
культуры.
Гармоническое
согласие всех видов искусств в едином
ансамбле. Конструктивность в греческом
понимании красоты мира. Роль пропорций
в образе построек. Красота построения
человеческого тела - архитектура» тела,
воспетая греками. Скульптура. Восхищение
гармоничным человеком - особенность
миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о
повседневной
жизни.
Праздники:
Олимпийские игры, праздник Великих
Панафиней. Особенности изображения,
украшения и постройки в искусстве
древних греков.
Задание: изображение греческих храмов
(полу объёмные или плоские аппликации)
для панно или объемное моделирование из
бумаги; изображение фигур олимпийских
спортсменов и участников праздничного
шествия; создание коллективного панно
«Древнегреческий праздник» (пейзаж,
храмовые
постройки,
праздничное
шествие или Олимпийские игры ).
Материалы: бумага, ножницы, клей; гуашь,
кисти.

Древняя
Эллада. 1ч

Европейские
города
средневековья
1ч

Образ готических городов средневековой
Европы. Узкие улицы и сплошные фасады
каменных домов. Образ готического храма.
Его величие и устремлённость вверх.
19

навыками
конструирования из
бумаги и
орнаментальной
графики
Эстетически
воспринимать
произведения
искусства Древней
Греции, выражать
свое отношение к
ним.
Уметь отличать
древнегреческие
скульптурные и
архитектурные
произведения.
Уметь
характеризовать
отличительные черты
и конструктивные
элементы
древнегреческого
храма, изменение
образа при изменении
пропорций
постройки.
Моделировать из
бумаги конструкцию
греческих храмов.
Осваивать основы
конструкции,
соотношение
основных пропорций
фигуры человека.
Изображать
олимпийских
спортсменов (фигуры
в движении) и
участников
праздничного
шествия (фигуры в
традиционных
одеждах).
Создавать
коллективные панно
на тему
древнегреческих
праздников.
Видеть и объяснять
единство форм
костюма и
архитектуры, общее в

Единство
форм костюма
и
архитектуры,
общее в их
конструкции
и
украшениях.
1ч

Многообразие
художественн
ых культур в
мире
(обобщение
темы)
1 час

Готические витражи и производимое ими
впечатление. Портал храма. Средневековая
скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение
людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и
одежды.
Средневековые
готические
костюмы,
их
вертикальные
линии,
удлиненные пропорции. Единство форм
костюма и архитектуры, общее в их
конструкции и украшениях.
Задание: поэтапная работа над панно
«Площадь средневекового города» (или
«Праздник
цехов ремесленников на
городской площади») с подготовительными
этапами изучения архитектуры, одежды
человека и его окружения (предметный
мир).Материалы: цветная и тонированная
бумага, гуашь, кисти (или пастель),
ножницы, клей.
Художественные культуры мира - это
пространственно-предметный
мир,
в
котором выражается душа народа. Влияние
особенностей
природы
на
характер
традиционных построек, гармонию жилья с
природой,
образ
красоты
человека,
народные праздники (образ благополучия,
красоты, счастья в представлении этого
народа).Выставка работ и беседа на тему
«Каждый народ - художник».Понимание
разности творческой работы в разных
культурах.

20

их конструкции и
украшениях.
Использовать
выразительные
возможности
пропорций в
практической
творческой работе.
Создавать
коллективное панно.
Использовать и
развивать навыки
конструирования из
бумаги (фасад
храма).Развивать
навыки изображения
человека в условиях
новой образной
системы.
Осознавать
цельность каждой
культуры,
естественную
взаимосвязь ее
проявлений.
Рассуждать о
богатстве и
многообразии
художественных
культур народов
мира. Узнавать по
предъявляемым
произведениям
художественные
культуры, с которыми
знакомились на
уроках. Соотносить
особенности
традиционной
культуры народов
мира в
высказываниях.
эмоциональных
оценках, собственной
художественнотворческой
деятельности.
Осознать как
прекрасное то, что
человечество столь
богато разными
художественными

культурами.
Искусство объединяет народы (8 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о
едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений
жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита
Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей,
духовную жизнь человека. искусство передает опыт чувств и переживаний от
поколения к поколению. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя,
влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Узнавать и приводить
Материнство В искусстве всех народов есть тема
воспевания материнства - матери, дающей примеры произведений
1 час
жизнь. Тема материнства - вечная тема в искусства,
искусстве.
выражающих красоту
Великие произведения искусства на тему материнства.
материнства: образ Богоматери в русском Рассказывать о своих
и западноевропейском искусстве, тема
впечатлениях от
материнства в искусстве 20 века. Развитие общения с
навыков творческого восприятия
произведениями
произведений искусства и навыков
искусства,
композиционного изображения.
анализировать
Задание: изображение (по представлению) выразительные
матери и дитя, их единства, ласки, т.е.
средства произведений.
отношения друг к другу. Материалы:
Развивать навыки
гуашь, кисти или пастель, бумага.
композиционного
изображения.
Изображать образ
материнства (мать и
дитя), опираясь на
впечатления от
произведений
искусства и жизни
Красота внешняя и красота внутренняя,
Развивать навыки
Мудрость
выражающая богатство духовной жизни
восприятия
старости
человека. Красота связи поколений,
произведений
1 час
мудрости доброты. Уважение к старости в искусства.
традициях художественной культуры
Наблюдать
разных народов.
проявления духовного
Выражение мудрости, старости в
мира в лицах близких
произведениях искусства (портреты
людей.
Рембранда, автопортреты Леонардо да
Создавать в процессе
Винчи, Эль Греко и т.д.).Задание:
творческой работы
изображение любимого пожилого
эмоционально
человека, передача стремления выразить выразительный образ
его внутренний мир. Материалы: гуашь
пожилого человека
или мелки, пастель, бумага.
(изображение по
представлению на
основе наблюдений)
Сопереживан Искусство разных народов несёт в себе
Уметь объяснять,
опыт сострадания, сочувствия, вызывает
рассуждать, как в
ие. 1ч
сопереживание зрителя. Искусство
произведениях
воздействует
на
наши
чувства.
искусства выражается
Изображение
Изображение печали и сострадания в
печальное и
печали и
21

1,4

сострадания
в искусстве.
1ч

Героизащитники.
1ч
Памятники
героям.
Монументы
славы. 1ч

Юность и
надежды
1 час

искусстве. Через искусство художник
выражает своё сочувствие страдающим,
учит сопереживать чужому горю, чужому
страданию. Искусство служит единению
людей в преодолении бед и трудностей.
Задание: изображение рисунка с
драматическим сюжетом, придуманным
автором (больное животное, погибшее
дерево).Материалы: гуашь (чёрная или
белая), кисти, бумага.

трагическое
содержание.
Эмоционально
откликаться на
образы страдания в
произведениях
искусства,
пробуждающих
чувство печали и
участия. Выражать
художественными
средствами своё
отношение при
изображении
печального события.
Изображать в
самостоятельной
творческой работе
драматический сюжет.
Все народы имеют своих героевПриобретать
защитников и воспевают их в своем
творческий
искусстве. В борьбе за свободу,
композиционный опыт
справедливость все народы видят
в создании
проявление духовной красоты.
героического образа.
Героическая тема в искусстве разных
Приводить примеры
народов. Памятники героям. Монументы памятников героям
славы. Задание: лепка эскиза памятника
Отечества.
герою. Материалы: пластилин, стеки,
Приобретать
дощечка.
творческий опыт
создания проекта
памятника героям (в
объеме).Овладевать
навыками изображения
в объеме, навыками
композиционного
построения в
скульптуре.
Тема детства, юности в изобрази- тельном Приводить примеры
искусстве. В искусстве всех народов
произведений
присутствуют мечта, надежда на светлое изобразительного
будущее, радость молодости и любовь к
искусства,
своим детям. Примеры произведений,
посвященных теме
изображающих юность в русском и
детства, юности,
европейском искусстве.
надежды , уметь
Задание: изображение радости детства,
выражать свое
мечты о счастье, подвигах, путешествиях, отношение к ним.
открытиях.
Выражать
Материалы: гуашь, кисти или мелки,
художественными
бумага.
средствами радость
при изображении темы
детства, юности,
светлой мечты.
Развивать
22

композиционные
навыки изображения и
поэтического видения
жизни.
Вечные темы в искусстве. Восприятие
Искусство
Объяснять и
оценивать свои
народов мира произведений станкового искусства духовная работа, творчество зрителя,
впечатления от
(обобщение
влияющее на его внутренний мир и
произведений
темы)
представления о жизни.
искусства разных
1 час
Роль искусства в жизни человека.
народов. Узнавать и
Многообразие образов красоты и единство называть, к каким
нравственных ценностей в произведениях художественным
искусства разных народов мира.
культурам относятся
Искусство помогает людям понимать себя предлагаемые
и других людей. Итоговая выставка
(знакомые по урокам)
творческих работ. Творческий отчет для
произведения
родителей, учителей. Обсуждение своих
искусства и
работ и работ одноклассников.
традиционной
культуры.
Рассказывать об
особенностях
художественной
культуры разных
(знакомых по урокам)
народов, об
особенностях
понимания ими
красоты. Объяснять,
почему многообразие
художественных
культур (образов
красоты) является
богатством и
ценностью всего мира.
Обсуждать и
анализировать свои
работы и работы
одноклассников с
позиций творческих
задач, с точки зрения
выражения содержания
в работе. Участвовать
в обсуждении
выставки.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 им. М.В.Масливец
от
26
августа 2024 года № 1
___________
С.А. Юдина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26
августа 2024 года

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».