рабочая разговор о профессиях 2

Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Разговор о профессиях»составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе программ О.С. Корнеевой “Экономика: первые
шаги”, Мухиной Е.А. “Экономика и мы” и Д. В. Григорьева «Методический конструктор.
Внеурочная деятельность школьников».
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное
место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно
следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника
к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной,
музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но
поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на
всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как
подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомства с
разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных
возможностей младших школьников обеспечивает условия – исследовать способности
применительно к рассматриваемой профессии.
Актуальность. Основными особенностями младшего школьника является
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы обучающийся осознанно сделал свой выбор во
взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная
с ближнего окружения. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и
содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного
обучения,

позволяющий

путём

создания

проблемных

ситуаций,

с

помощью

информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность
учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное
с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить

свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей
исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – формирование представлений о значение трудовой деятельности
в жизни человека; уважительного отношения к труду и людям труда, потребности активно
участвовать в общественно-полезном труде.
Задачи программы
Образовательные:
–расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
–расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;
–активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,
учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
–воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
–расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
–воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
Содержательные линии программы.
Программа состоит из четырёх частей


«Путешествие в мир профессий» 1 класс;



«Профессии, связанные с творчеством» 2 класс;



« Профессии, связанные с наукой» 3 класс;



«Все профессии важны, все профессии нужны» 4 класс.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью:изучение программы
внеурочной деятельности по социальному направлению «Разговор о профессиях»тесно
связано с такими дисциплинами как «Математика»,«Русский язык», «Литературное
чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».
Для профессиональной ориентации в курсе «Моя малая Родина» учащиеся знакомятся с
различными профессиями, с элементами исследовательской деятельности.
Описание направления курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Разговор о профессиях»предназначена
для учащихся 1-4 классов. Количество часов в программе -135 часов.
Программа рассчитана на 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2класс-4 классы по
34 часа.
Ценностные ориентиры содержания программы.
1. Получение представлений о роли труда и значении его в жизни человека и
общества
2. Представления о современной инновационной экономике
3. Опыт уважительного отношения к людям труда
4. Творческое отношение к труду и жизни
1.Планируемые результаты освоения программы
Метапредметнымирезультатами программы внеурочной деятельности ««Разговор о
профессиях»– является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД):
1. Регулятивные УУД:


Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.



Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.

2. Познавательные УУД:


Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

3. Коммуникативные УУД:


Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).



Слушать и понимать речь других



Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в
приложении представлены варианты проведения уроков).
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по
конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство,
встречи с людьми разных профессий.
Второй уровень результатов (2–3 классы) – формирование ценностного отношения к
социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,
«Выпуск классной газеты»).
Третий

уровень

результатов (4

класс)

–

получение

опыта

самостоятельного

общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
Содержание
программы
курса
внеурочной
деятельности
«Разговор
профессиях» определяется
Каждое

возрастными

особенностями

младших

о

школьников.

занятие внеурочной деятельности имеет тематическое наполнение, связанное с

рассмотрением определенной профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности
применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности
«Разговор о профессиях»построена таким образом, что представляет возможность учащимся
тренировать различные виды своих способностей. Ребенок становится заинтересованным
субъектом в развитии своих способностей.
Виды деятельности:


Игровая деятельность



Познавательная деятельность
Формы проведения: сюжетно-ролевые игры, беседы с элементами практической
деятельности, дискуссии, конкурсы, викторины.
Обучение ведется на безотметочной основе.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе
организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые
игры, школьная научно-практическая конференция.
2.Содержание программы
Первый модуль «Путешествие в мир профессий»

Раздел. 1. Введение в мир профессий (3 ч)

Зачем человек трудится?. Мир интересных профессий.. Кем я хочу стать?
Раздел. 2. Профессии в школе (5 ч)
Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Советы психолога. Как помогает
логопед. Профессия – библиотекарь.

Раздел. 3. Профессии, вокруг нас (4 ч)
Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Продавец. Почтальон.

Раздел. 4. Профессии, которые нас охраняют (10 ч)
Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Адвокат. Профессия «Следователь».
Следствие ведут первоклассники! Разведчик. Лётчик. Водолаз.

Раздел. 5. Профессии, которые нас лечат (5 ч)
Врач скорой помощи. Детский врач. Зубной врач. Кто лечит глаза. Что видит Ортопед.

Раздел. 6. Профессии моих родителей (4 ч)
Профессии в моей семье. Семейные династии. Моя мама. Няня.

Раздел. 7. Подведение итогов изучения программы
Подготовка компьютерной презентации «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Итоговая конференция «Мир профессий»

3.Тематическое планирование
Первый модуль «Путешествие в мир профессий»

Количество часов

№ п/п

Темы

Теория

Практика

Раздел. 1. Введение в мир профессий
1

Зачем человек трудится?

2

Мир интересных профессий.

1
1

3

Кем я хочу стать?

1

Раздел. 2. Профессии в школе
4

Профессия – учитель

5

Профессия – воспитатель

6

Советы психолога

7

Как помогает логопед

8

Профессия – библиотекарь

1

1

Раздел. 3. Профессии, вокруг нас
9

Садовник, дворник

1

10

Мастер-цветовод

1

11

Продавец

1

12

Почтальон

1

Раздел. 4. Профессии, которые нас
охраняют
13

Охранник

1

14

Полицейский

1

15

Пожарный

16

Военный

1

17

Адвокат

1

18

Профессия «Следователь»

19

Следствие ведут первоклассники!

1

20

Разведчик

1

21

Лётчик

1

22

Водолаз

1

1

1

Раздел. 5. Профессии, которые нас
лечат
23

Врач скорой помощи

24

Детский врач

25

Зубной врач

1

26

Кто лечит глаза.

1

1
1

27

Что видит Ортопед.

1

Раздел. 6. Профессии моих родителей
28

Профессии в моей семье

29

Семейные династии

30

Моя мама

31

Няня

1
1

Раздел. 7. Подведение итогов
изучения программы
32

Подготовка компьютерной презентации «Все
профессии важны, все профессии нужны!»

1

33

Итоговая конференция «Мир профессий»

1

Второй модуль «Профессии, связанные с творчеством»

Количество часов
№ п/п

Темы

1

Мы построим новый дом

2

Кто такой – дизайнер

3

Самый классный – классный уголок

4

Как составить букет

5

Фигурки из цветов

6

Кто такой скульптор

7

Лепка из глины

8

Маленькие фея. Как придумать аромат

9

Кто шьёт новую одежду. В гости на
швейную фабрику, ателье

10

Вкусная профессия. Кто готовит нам
обед

Теория

Практика

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

Моя мама – парикмахер

12

«Уронили мишку на пол, оторвали
мишке лапу» Новая жизнь старым
вещам

13

Кто украшает книжку.

14

Рисуем сказку. Компьютерная
иллюстрация

15

Кто рисует картины

1

16

Художники – детям

1

17

Когда возникла музыка. Музыканты
оркестра

1

18

Кто сочиняет музыку

1

19

Композиторы – детям

1

20

Чем занимается дирижёр. Оркестр.
Волшебная палочка дирижёра

1

21

Как стать писателем. Проба пера

22

Писатели – детям

1

23

Как рождаются стихи. Про поэтов.

1

24

Поэты – детям

1

25

Профессия – режиссёр

1

26

Кукольный театр. Сыграем пьесу.

27

Я хочу танцевать. Как стать танцором

1

28

Кто придумывает танцы

1

29

Танцевальная жемчужина.

30

Кто пишет статьи в газету

31

Репортаж с места событий

32

Что делает фотограф

33

Фотография другу

1

34

Итоговое повторение

1

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1

Третий модуль «Профессии, связанные с наукой»

Количество часов
№ п/п

Темы

Теория

Практика

1

Все профессии важны, все
профессии нужны.

1

2

Кто такой изобретатель?

1

3

Первые изобретения человека.

1

4

Кто изобрел велосипед?

1

5

Кто построил новый дом?

1

6

Проектируем дом.

7

Кто работает в аптеке?

1

8

Здоровый образ жизни.

1

9

Правила здорового питания.

1

10

Гигиена – прежде всего!

1

11

Кто занимается раскопками?

1

12

Чем занимается агроном?

1

13

Изучаем почву.

14

Кто такой академик.

1

15

Химик.

1

16

Ставим опыты.

17

О профессии физика.

1

18

О профессиях точных наук.

1

19

Кто изучает подземные воды?

1

20

Профессия «историк».

1

21

О профессии филолога.

1

1

1

1

22

Кто такой эколог?

1

23

Кто такой инженер?

1

24

Типы профессий.

1

25

О профессии биолога.

1

26

Профессия зоолог.

1

27

Составляем научнопопулярный рассказ о
животном.

28

О профессии орнитолога.

1

29

Океанолог.

1

30

Составление доклада о птицах
или морских животных.

1

31

Профессия метеоролог.

1

32

Экскурсия на метеостанцию.

1

33, 34

Итоговое повторение

2

1

Тематическое планирование
четвертого модуля «Все профессии важны, все профессии нужны»

Количество часов
№ п/п

Темы

Теория

Практика

1

Развивающее занятие: «повар».

1

2

Познавательная игра «Русская
хозяюшка».

1

3

Урок-аукцион «Скатертьсамобранка».

1

4

Интерактивная экскурсия на
хлебозавод.

1

5

Экскурсия в школьную
столовую.

1

6

Пробуем себя в роли кулинаров.

1

7

Презентация проекта «Осенние
посиделки».

1

8

Презентация проекта «Осенние
посиделки».

1

9

Развивающее занятие
«Сказочный мир подводного
царства».

0,5

0,5

10

Развивающее занятие «По
заповедным местам Байкала»

0,5

0,5

11

Экскурсия по родному городу.

0,5

0,5

12

Экскурсия в городскую
библиотеку.

13

КТД «Мой четвероногий друг».

14

КТД «Мой четвероногий друг».

15

Экологический суд «Пробуем
себя в роли защитников
природы».

16

Экологический суд «Пробуем
себя в роли защитников
природы».

1

17

Развивающее занятие
«Профессия водителя»

1

18

Игра-путешествие «Самоделкин
и машина времени»

1

19,20

Интерактивная экскурсия в
трамвайное депо.

2

21

КТД «Дневник путешествия с
Самоделкиным» (путеводитель).

22

КТД «Дневник путешествия с
Самоделкиным» (путеводитель).

23

Торжественная церемония
награждения
«Мастерёнок 21 века».

1
1
1

1

1
1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».