2
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по кубановедению разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, авторской программы по «Кубановедению» Еременко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина
Н.М., Шевченко Г.В., для 1-4 классов.
Основные содержательные линии курса определены тематикой фундаментального ядра содержания
общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России; требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Цель курса «Кубановедение» в начальной школе - развитие и воспитание гуманной, социально
активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории,
культуре, уважительно - к жителям края.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие
задачи:
- воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и
культурного наследия своего края;
- развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;
- формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребенка, толерантного
отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;
- развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию
окружающего мира.
Специфика курса «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что, имея ярко
выраженный интегративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории
и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное
и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических
особенностях Краснодарского края.
При изучении «Кубановедения» в начальной школе младший школьник узнаёт об особенностях
природы и исторического развития Кубани, о писателях, композиторах и художниках, выдающихся
деятелях науки, о хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края. Опираясь на опыт,
полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники
больше узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного
города, станицы, хутора, аула, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным
народным творчеством, бытом своих предков.
Содержание курса позволяет развивать коммуникативные способности младших школьников в
ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности. Для более
успешного усвоения материала учителю начальных классов необходимо разнообразить формы
проведения учебных занятий: очные и заочные путешествия по краю, экскурсии на природу, по
местам трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи, урокиисследования, встречи с интересными людьми. Такие формы работы позволят обеспечить накопление чувственного, эмоционального опыта ребенка. Общение с природой, знакомство с
позитивным социальным опытом при активизации эмоционально-чувственной сферы ребёнка
должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников чувства ответственности за
свой край и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани.
Особое внимание следует уделить знакомству учащихся с различными способами исследования
(наблюдение, изучение научной литературы, использование Интернет-ресурсов), а также с
историческими источниками (вещественными, письменными, устными). Это позволяет
универсализирвать умения ребят, изучать кубановедение на метапредметном уровне.
Эффективность преподавания учебного курса зависит также от того, насколько он
содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение»,
«Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», «Технология». Рекомендуемая
3
последовательность изучения курса позволяет создать необходимые условия для освоения в
дальнейшем соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметных курсов.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
• в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине,
природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке
произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей
жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы;
умение применять полученные знания в собственной деятельности;
• в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной
жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей
жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных
средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных
материалов кубанских поэтов, художников и композиторов для освоения содержания разных
учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовнонравственным и патриотическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую,
творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации
замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности,
собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и
общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в
собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства
(в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других
народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести
дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты
деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи
замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации
известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты
1 класс
Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать
• свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
• адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и место;
• традиции своей школы;
улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
• основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого
пункта;
• основные достопримечательности родного населенного пункта;
• профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
4
• основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее
окружение);
учащиеся должны уметь
• выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для
жизни;
• составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
• находить географические объекты на карте-схеме;
• реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс
Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать
• особенности времён года, характерные для своей местности;
• особенности рельефа своей местности;
• названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
• названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности,
правила защитников природы;
• значение Красной книги Краснодарского края;
• особенности труда и быта земляков;
• родственные связи в семье, уклад семьи;
• герб, флаг, гимн Краснодарского края;
• кубанские песни, пословицы и поговорки;
• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у
водоёмов, в школе;
• имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой
населённый пункт;
• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
• различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые
растения);
« выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у
водоёмов, в лесу, в горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном и
животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т.
д.; планирования и реализации индивидуального проекта.
3 класс
Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать
• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
• природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры
населения Краснодарского края;
• формы земной поверхности края;
• разновидности водоёмов края;
• особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае
растений и животных;
• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы),
района;
• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
учащиеся должны уметь
• определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и опасных для человека
животных;
5
• различать особо охраняемые растения и редких животных;
• ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
• объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и
исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над
особенностями труда и быта людей;
• выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
• соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
• правильного поведения у водоёма в разное время года;
• бережного отношения к растениям и животным.
4 класс
Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать
• природные зоны Краснодарского края;
• различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и
их отличительные особенности;
• природные богатства родного края и их использование человеком; в символику
Краснодарского края;
• органы местного самоуправления;
• даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
• достопримечательности края, своего района;
• наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни
Краснодарского края;
• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
• важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
• заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
о фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
учащиеся должны уметь
« определять местоположение Краснодарского края на карте России;
• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения; » определять хронологическую
последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
• правильно называть памятники культуры и истории края;
• исполнять гимн Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
для повседневной жизни;
• правильного поведения во время исполнения Гимна России и гимна Краснодарского края,
• соблюдения изученных правил безопасного поведения,
• исполнения знакомых народных песен,
• выполнения исследовательских и творческих проектов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Согласно базисному плану школы всего на изучение кубановедения в начальной школе
выделяется 135 часов 1 класс – 33ч, 2 – 4 классах – по 34 часа в год.
В соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края от 07.03.2017 г. № 47-3870/17-11 в каждом классе 4 часа учебного курса
кубановедения выделено на изучение раздела «Духовные истоки Кубани» . Данный раздел
реализуется в мае в объеме 4 часов вместо отводимых на повторение и обобщение в каждом
классе. Некоторые темы раздела изучаются в сквозном порядке в рамках разделов тем
программы (см.курсив). В соответствии с приложением к письму департамента образования и
науки краснодарского края от 15.02.2011года
№47-1618/1114 «О решении заседания
6
Координационного совещания по обеспечению правопорядка – Совета безопасности при главе
администрации (губернаторе) Краснодарского края от 18.01.2011 года №52 рекомендуется
усилить темы в разделе «Кубань – многонациональный край» в рамках вводного и итогового
занятия.
Таблица тематического распределения количества часов
№
п
Разделы, темы
/
п
Введение. «Знакомство с
1 предметом
«Кубановедение»
2 Раздел 1. «Я и моя семья»
3 Раздел 2. «Моя школа»
Раздел 3. «Я и мои родные
4
места»
Раздел 4. «Природа вокруг
5
меня»
Раздел 5. «Духовные
6
истоки Кубани»
Итоговый урок
ИТОГО в 1 классе
Введение. Что будем
1 изучать во 2 классе на
уроках кубановедения?
Раздел 1. «Земля отцов –
2
моя земля»
Раздел 2. «Природа моей
3
местности»
Раздел 3. «Населённые
4
пункты»
Раздел 4. «Труд и быт моих
5
земляков»
Раздел 5. Духовные истоки
6
Кубани
Итоговое повторение
ИТОГО во 2 классе
Введение. «Изучаем
1
родной край»
Раздел 1. «Нет в мире
2
краше Родины нашей»
Раздел 2. «Без прошлого
3
нет настоящего»
Раздел 3 «Казачьему роду
4
нет переводу»»
Раздел 4. «Духовные
5
истоки Кубани»
Итоговое занятие
ИТОГО в 3 классе
Количество часов
Авторская программа
1 класс 2класс
3класс
Рабочая программа
4класс
1класс 2класс 3класс 4класс
1
1
7
6
7
6
8
8
6
6
-
4
1
29
1
33
1
1
2
2
12
12
5
5
9
9
-
4
1
30
1
34
1
1
10
10
9
9
10
9
-
4
30
1
34
7
Введение. «Мой край на
карте России»
Раздел 1. «Береги землю
2 родимую, как мать
любимую»
Раздел 2. «Земля отцов3
моя земля»
Раздел 3. «Жизнь дана на
4
добрые дела»
Раздел 4.»Духовные истоки
5
Кубани»
Итоговый урок
ИТОГО в 4 классе
ИТОГО в 1- 4 классах
1
1
1
9
9
12
12
8
7
-
4
30
135
1
34
135
1 класс 33 часа
Введение - 1ч
Знакомство с предметом «Кубановедение». Мой родной край.
Раздел 1. «Я и моя семья» - 7 ч
Будем знакомы! Кто я? Какой я?
Любимые занятия.
Любимые занятия моих родных.
Моя семья.
Обязанности и увлечения в нашей семье.
Семейные традиции.
Итоговый урок по разделу 1.
Раздел 2. «Моя школа» - 6 ч
8
Наша школа. Правила поведения в школе.
Знакомство со школой. Школьные традиции.
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.
Мои одноклассники.
Правила школьной дружбы.
Итоговый урок по разделу 2.
Раздел 3. «Я и мои родные места» - 8 ч
Главный город Краснодарского края.
Достопримечательности.
Мой адрес. Улица, на которой я живу.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения на улице, в транспорте.
Труд жителей моего населённого пункта.
Труд моих родных.
Итоговый урок по разделу 3.
Раздел 4. «Природа вокруг меня» - 6 ч
Что, где растёт, кто где живёт (растительный мир).
Что, где растёт, кто где живёт (животный мир).
Забота о домашних животных и комнатных растениях.
Красота природы моей местности.
Поэты, прозаики, художники о красоте родного края.
Итоговый урок по разделу 4.
Раздел 5. «Духовые истоки Кубани» - 4 ч
Тема 1. Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.
Тема 2.Традиции казачьей семьи.
Тема 3.Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Тема 4.Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Итоговый урок - 1 ч
Итоговое занятие. Люблю тебя, мой край родной. Я и моя малая родина (творческий проект).
II класс
Введение - 1 ч
Что будем изучать во 2 классе на уроках кубановедения?
Раздел 1. Земля отцов – моя земля - 2 ч
Кубань – моя малая родина.
Символика района (города), в котором я живу.
Раздел 2. Природа моей местности - 12 ч
Времена года на Кубани.
Формы земной поверхности моей местности.
Водоёмы местности и их обитатели.
Правила поведения у водоёмов.
Растения моей местности.
Растения моей местности (экскурсия).
Лекарственные растения.
Ядовитые растения.
Животный мир моей местности.
Животный мир моей местности (экскурсия).
Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.
Мои исследования. Значение растений и животных в жизни людей.
Раздел 3. Населённые пункты- 5 ч
Населённые пункты Краснодарского края.
Краснодар – административный центр нашего края.
Казачья станица. Традиционное жилище народов Кубани.
9
История образования моего населенного пункта.
Мои исследования. Мой населенный пункт.
Раздел 4. Труд и быт моих земляков - 9 ч
Семейные традиции кубанцев.
Религиозные праздники народов Кубани.
Уклад кубанской семьи.
Быт казаков.
Ремёсла на Кубани.
Труженики родной земли.
Профессии моих земляков.
Защитники родной земли.
Мои исследования. Моя семья – моё богатство.
Раздел 5. Духовные истоки Кубани - 4 ч
Тема 1. Родная земля. Родина. Поклонные кресты.
Тема 2.Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.
Тема 3.Красный угол. Икона.
Тема 4."Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя".
Итоговое повторение - 1ч
Повторяем, закрепляем, планируем. День Победы – всенародный праздник. Победа деда – моя
победа.
III класс
Введение-1 ч.
Изучаем родной край. Нет в мире краше Родины нашей.
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» - 10 ч.
Рельеф Краснодарского края.
Природные явления и стихийные бедствия . Правила безопасного поведения.
Водоемы Краснодарского края (моря, озера, плавни, лиманы).
Водоемы Краснодарского края (реки).
Растительный и животный мир Кубани (животные).
Растительный и животный мир Кубани (растения).
Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
«Нет в мире краше Родины нашей» (проектная работа, подготовка).
«Нет в мире краше Родины нашей» (проектная работа, защита).
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» - 9 ч.
Прошлое и настоящее. «Лента времени».
Древние города.
История на карте.
Переселение казаков на Кубань.
С верою в сердце.
Символика Краснодарского края. История и современность.
Добрые соседи. Майкоп – столица Адыгеи.
«Без прошлого нет настоящего» (исследовательская работа, подготовка).
«Без прошлого нет настоящего» (исследовательская работа, защита).
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» - 9 ч.
Твоя родословная. История твоей семьи.
Ты и твое имя, имена в твоей семье.
Из истории кубанских фамилий.
Семейные ценности. Мама.
Твои земляки – труженики.
Кубанские умельцы.
Народные обычаи и традиции.
10
Казачий фольклор.
«Казачьему роду нет переводу» (проектная работа).
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» 4 ч
Тема 1.Святые источники Кубани
Тема 2. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
Тема 3.Именины.
Тема 4. Подвиг материнства.
Итоговое занятие 1ч
Итоговое занятие. Земля отцов – моя земля.
IV класс
Введение - 1 ч.
«Мой край на карте России» .
Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» - 9 ч.
Природные зоны Краснодарского края.
Заповедники. Заказники. Школьные лесничества.
Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов.
Типы почв. Защита и охрана почв.
Полезные ископаемые края, их использование.
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России (творческая работасочинение сказки).
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Край, которым я
горжусь.
«Береги землю родимую, как мать любимую» (проектная работа, подготовка).
«Береги землю родимую, как мать любимую» (проектная работа, защита).
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» - 12 ч.
Как изучают историю Кубани: исторические источники.
История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох.
Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра.
Одежда жителей Кубани.
Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох.
Народные ремёсла и промыслы Кубани.
Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных
источниках.
Символика Краснодарского края: гербы городов и районов.
Устная история родного края.
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.
«Земля отцов – моя земля» (проектная работа, подготовка).
«Земля отцов - моя земля» (проектная работа, защита).
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» - 7 ч.
Просветители земли кубанской.
Защитники Отечества.
Труженики полей.
Радетели земли кубанской.
Наши земляки – гордость страны.
Ты – наследник земли отцов.
« Жизнь дана на добрые дела» (проектная работа).
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани»- 4 ч.
Тема 1. Библия. Библиотеки
Тема 2. Культурное наследие Кубани.
Тема 3. Музеи - хранители материальной и духовной культуры
Тема 4. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.
Итоговый урок – 1 ч.
11
Обобщение изученного за курс начальной школы.
3.Тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности
Содержание
(разделы,
темы)
Содержание
урока
Характеристика деятельности обучающихся
Основные
направлен
ия
воспитате
льной
деятельно
сти
1 класс
Введение – 1
час
1. Знакомство с
предметом
«Кубановедени
е». Мой родной
край.
Раздел 1 «Я и 2.Будем
моя семья» - 7 знакомы! Кто
я? Какой я?
часов
3.Любимые
занятия.
4. Любимые
занятия моих
родных.
5.Моя семья.
6. Обязанности
и увлечения в
нашей семье.
Объяснять,
что
изучает
кубановедение. 1
Характеризовать понятие «малая родина».
Называть край, район, в котором проживает.
Называть своё имя (полное, сокращённое,
уменьшительно-ласкательное), называть имена
родных, одноклассников.
Описывать свой характер, рассказывать о своей
мечте.
Анализировать способы разгадывания ребусов.
Составлять ребус своего имени одним из
способов.
Составлять рассказ о своём любимом занятии,
иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией,
видеозаписями.
Рассказывать о своём участии в коллективных
занятиях, анализировать правила взаимодействия
во время этих занятий.
Составлять рассказ о своей семье, называть её
членов, описывать их.
Изображать свою семью. Рассказывать о
любимых совместных занятиях, семейных играх.
Характеризовать понятия «обязанность» и
«увлечение».
Перечислять домашние обязанности членов
своей семьи.
Рассказывать о домашней работе, которую умеет
выполнять.
Демонстрировать умение пользоваться
различными инструментами, предметами быта.
Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.
12
2,5
3,6
7
8
7.Семейные
традиции.
Раздел 2
«Моя школа»
- 6 часов
Раздел 3 «Я и
Характеризовать понятие «традиция».
Сопоставлять семейные традиции с временами
года.
Рассказывать о любимом семейном празднике.
Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией.
Сопоставлять и сравнивать традиции
празднования одного и того же праздника в
разных семьях.
8. Итоговый
Объединяться в группы, руководствуясь общими
урок по разделу интересами.
1.
Определять свою часть работы, анализировать
качество её выполнения.
2
9.Наша школа.
Правила
поведения в
школе.
1,3
Рассказывать о своей школе. Называть отличия
различных видов школ (спортивной,
музыкальной, воскресной и др.).
Рассказывать о школьных принадлежностях,
классифицировать их, анализировать способы
бережного отношения к ним.
Анализировать своё поведение и других детей в
школе, сопоставлять с нормами.
Составлять правила поведения во время
экскурсии по школе.
10.Знакомство
Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками.
со школой.
По результатам экскурсии записывать адрес
Школьные
школы, отмечать различные кабинеты и
традиции.
помещения, объяснять их предназначение.
Обсуждать с одноклассниками и изображать
символическое обозначение своего кабинета.
Анализировать своё поведение во время
экскурсии.
Слушать рассказ об истории своей школы, её
традициях.
11.Школьные
Характеризовать понятие «поручение».
поручения и
Анализировать деятельность в ходе выполнения
обязанности.
школьных поручений.
Мой режим
Оценивать свои возможности и обосновывать
дня.
своё желание выполнять то или иное поручение.
Анализировать учебное и свободное время.
Составлять режим дня, сопоставлять свой режим
с нормами здорового образа жизни.
12.Мои
Называть имена своих одноклассников.
одноклассники. Характеризовать общие интересы, совместные
13.Правила
занятия.
школьной
Обсуждать с одноклассниками правила школьной
дружбы.
дружбы.
Анализировать своё поведение в соответствии с
этими правилами.
14.Итоговый
Объединяться в группы, руководствуясь общими
урок по разделу интересами.
2.
Определять свою часть работы, анализировать
качество её выполнения.
15.Главный
Слушать рассказ о Краснодаре.
13
4,6
6
2
3
4,6
8
мои родные
места» - 8
часов
город
Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на
Краснодарского фотографии, картины, рисунки. Характеризовать
края.
понятие «достопримечательность». Рассказывать
об известных достопримечательностях
Краснодарского края
16.
Рассказывать об известных
Достопримечат достопримечательностях своего района.
ельности.
Описывать места отдыха своей семьи.
Участвовать в составлении плана рассказа
«Достопримечательности нашего населённого
пункта».
17.Мой адрес.
Называть свой адрес. Описывать свою улицу,
Улица, на
опираясь на наблюдения, иллюстративный
которой я
материал.
живу.
18.Правила
Анализировать опасности, подстерегающие на
поведения в
улице.
общественных
Проговаривать правила поведения пешехода.
местах.
Описывать знаки дорожного движения.
Классифицировать различные виды транспорта,
описывать их.
19.Правила
Анализировать правила поведения в
поведения на
общественном транспорте.
улице, в
Сопоставлять своё поведение с нормами.
транспорте
Обсуждала правила перехода через дорогу в
зависимости от вида транспорта.
Составлять план безопасного движения из дома в
школу и обратно.
20.Труд
Описывать труд людей разных профессий.
жителей моего Называть профессии своих родных, рассказывать
населённого
об особенности их деятельности.
пункта.
Слушать рассказы представителей различных
21.Труд моих
профессий.
родных.
Характеризовать понятия «индивидуальный» и
«коллективный» труд. Обсуждать с
одноклассниками тему бережного отношения к
чужому труду.
22. Итоговый
Объединяться в группы, руководствуясь общими
урок по разделу интересами.
3.
Определять свою часть работы, анализировать
качество её выполнения.
14
3,7
5,6
1,4
2,6
4,6
Раздел 4.
«Природа
вокруг меня»
- 6 часов
23.Что, где
растёт. кто где
живёт
(растительный
мир).
.
24.Что, где
растёт. кто где
живёт
(животный
мир).
25. Забота о
домашних
животных и
комнатных
растениях и
Раздел 5.
«Духовные
истоки
Кубани» - 4
часа
Называть растения своей местности. Составлять
сообщение об одном из них, иллюстрировать
повествование рисунками, фотографиями.
рассказывать об окружающих растениях,
классифицировать их. Участвуют в викторине,
Узнают о растениях по описанию, отвечают на
вопросы о растениях и их местах обитания.
Называть животных своей местности.
Составлять сообщение об одном из них,
иллюстрировать повествование рисунками,
фотографиями. рассказывать об окружающих
животных, классифицировать их. Участвуют в
викторине, узнают о животных по описанию,
отвечают на вопросы о животных и их местах
обитания.
Анализировать способы заботливого отношения
к комнатным растениям и домашним животным.
Наблюдать за деятельностью ветеринара (или
слушать рассказ).
3,6,7
4
26.Красота
природы моей
местности.
27. Поэты,
прозаики,
художники о
красоте
родного края.
28.Итоговый
урок по разделу
4.
Анализировать различные способы описания
3,5
красоты природы родного края.
Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с
чужими.
1,2
Анализировать произведения художников,
писателей, воспевающих красоту родного края.
Объединяться в группы, руководствуясь общими
интересами.
Определять свою часть работы, анализировать
качество её выполнения.
4,6
29.Семья.
Родители.
Родительская
любовь и
благословение.
Характеризовать понятие «Любовь к ближнему.»
Рассказывать что залог успеха детей –
послушание родителям и уважение старших.
Рассказывать о выполнении заповеди о семейных
ценностях "Почитай отца и матерь твою...".
Раскрыть значение слова "благословение".
Характеризовать понятие "традиция".
Рассказывать о православных традициях в
казачьих семьях: казак - отец, глава семьи.
Казачка – мать, хранительница домашнего очага.
Характеризовать понятие «воскресная школа».
Сопоставлять традиции воскресной и светской
школы.
5
30.Традиции
казачьей семьи.
31. Наша
школа.
Воскресная
школа.
Светские и
православные
традиции
школы.
15
8
4
Итоговый
урок - 1 ч
2 класс
Введение1час
32.Достоприме
чательности.
Духовные
святыни моей
малой Родины.
Итоговое
занятие.
Люблю тебя,
мой край
родной . Я и
моя малая
родина
(творческий
проект).
Характеризовать понятие «духовные святыни».
Описывать святые места Кубани.
3
Участвовать в групповом проекте, выбрав группу
по схожим интересам.
6,7
1. Что будем
Объяснять, что изучает кубановедение.
изучать во 2
классе на
уроках
кубановедения?
1
Раздел 1.
«Земля отцов
– моя земля» 2 часа
2.Кубань -моя
малая Родина.
3.Символика
района (города)
в котором я
живу.
Оценивать духовно-нравственный смысл понятия 1,5
«малая родина»,
Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб».
Анализировать символику своего района.
Изображать или делать аппликацию флага и
герба своего района.
Демонстрировать знание правил поведения во
время слушания гимна.
Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии.Анализировать
задания экскурсионного листа.
Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.
Раздел 2.
«Природа
моей
местности» 12 часов
4. Времена года
на Кубани.
5.Формы
земной
поверхности
моей
местности.
Анализировать сезонные изменения в природе и
жизни человека.
Перечислять дары осени, классифицировать их и
описывать.
Анализировать картины художников, составлять
натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его.
Совместно с учителем и одноклассниками
составлять план экскурсии. Анализировать
задания экскурсионного листа.
Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с
наблюдениями одноклассников.Характеризовать
понятия: «горная» и «равнинная» часть
Краснодарского края, физическая карта
Краснодарского края, условные обозначения.
Перечислять названия известных водоёмов,
описывать занятия людей у водоёмов.
Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать
6. Водоёмы
местности и их
обитатели.
16
2,8
5
7.Правила
поведения у
водоёмов.
8.Растения
моей
местности.
9.Растения
моей местности
(экскурсия).
10.Лекарствен
ные растения.
11.Ядовитые
растения.
12 .Животный
мир моей
местности.
13.Животный
мир моей
местности
(экскурсия).
их основные характеристики.
Показывать моря на карте. Узнавать по описанию
реку Кубань, находить и называть города,
расположенные на её берегах. Называть водоёмы
своей местности, составлять о них рассказ по
плану. Анализировать правила поведения у водоёмов.
Перечислять названия растений своей местности.
Классифицировать растения на группы.
Характеризовать культурные и дикорастущие
растения.
Описывать растения различными способами
(фактографическое описание, поэтическое).
Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или
рисунками.
Характеризовать понятие «лекарственные
растения». Перечислять лекарственные растения,
произрастающие на Кубани, анализировать
правила их сбора.
Описывать способы применения лекарственных
растений.
Характеризовать понятие «ядовитые растения».
Определять их основные признаки. Перечислять
действия при оказании первой помощи при
отравлении растениями.
Перечислять названия животных своей
местности.
Классифицировать их. Составлять рассказы о
диких и домашних животных, искать в
энциклопедической литературе необходимые
сведения о них.
Анализировать внешний вид и повадки
животных, опираясь на художественные
произведения, картины художников,
скульптурные произведения.
Составлять рассказ о своём любимом животном,
иллюстрируя рисунком или фотографией.
Анализировать, какую пользу приносят
животные человеку.
17
6,8
2,3
4,7
6
Раздел 3.
«Населенные
пункты» 5 часов
14.Красная
книга
Краснодарского
края. Правила
защитников
природы.
Знать названия некоторых растений и животных, 7, 8
занесённых в Красную книгу Краснодарского
края.
Слушать рассказ учителя об исчезающих
животных и растениях своего района. Составлять
сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ
фотографиями и рисунками.
Анализировать с одноклассниками правила
защитников природы.
Рисовать (делать аппликации, фотографии)
условные обозначения к данным правилам в виде
запрещающих и разрешающих знаков.
Размещать данные знаки в районе своего дома и
школы.
15.Мои
исследования.
Значение
растений и
животных в
жизни людей.
Планировать и выполнять индивидуальный
проект.
Анализировать значение растений и животных в
жизни человека.
Создавать рекламу какому-либо изделию или
продукту.
4,6
16. Населенные
пункты
Краснодарского
края.
17.Краснодар –
административ
ный центр
нашего края.
Характеризовать типы населенных пунктов:
район, город, станица, село, хутор, аул.
2,5
Характеризовать главный город ,
административный центр края – Краснодар и его
главные достопримечательности.
3, 7, 8
18.Казачья
станица.
Традиционное
жилище
народов
Кубани
19.История
образования
моего
населенного
пункта.
Характеризовать понятия «станица», «хата».
Перечислять материалы для строительства хат на
Кубани, объяснять их выбор.
Составлять рассказ о строительстве турлучных и
саманных хат.
7,8
Называть свой населённый пункт, перечислять
названия улиц.
Называть главную улицу.
Классифицировать названия по различным
признакам.
Называть фамилии людей, в честь которых
названы улицы.
Рассказывать об одном из них.
Соотносить различные учреждения
(образовательные, спортивные, культурные) с их
местом расположения.
Выстраивать вместе с учителем маршрут по
улицам своего населённого пункта.
Объяснять значение понятия «кубанские
традиции». Характеризовать семейные традиции
2,6,8
20.Мои
исследования.
Мой
населенный
пункт.
Раздел 4 .
21.Семейные
традиции
18
3,7,8
«Труд и быт
моих
земляков» - 9
часов
кубанцев.
кубанцев: уважение к старшим, почитание
женщины, гостеприимство. Приводить примеры
традиций.
Называть храмы, культовые сооружения
22.Религиозные религиозных конфессий своей местности.
праздники
Перечислять календарные православные
народов
праздники, составлять рассказ об одном из них.
Кубани.
23.Уклад
Характеризовать понятие «кубанская семья».
кубанской
Рассказывать о её традициях и укладе.
семьи.
Составлять рассказ о своей семье по плану,
иллюстрируя рисунком или фотографией.
24.Быт
Перечислять и описывать предметы казачьего
казаков.
быта.
Оценивать духовно-нравственный смысл понятия
«кубанское гостеприимство».
Исполнять народную песню. Составлять рецепт
блюда кубанской кухни.
25. Ремёсла на
Перечислять ремёсла, распространённые в своей
Кубани
местности.
Составлять рассказ об одном из предметов быта,
выполненном кубанскими мастерами.
26.Труженики
Описывать виды деятельности жителей своего
родной земли.
района.
Перечислять основные производства, профессии
своих земляков, характеризовать их
деятельность.
Перечислять знаменитых земляков. Определять
понятие «Доска почёта».
27.Профессии
Перечислять предприятия, на которых побывал
моих земляков. во время экскурсии, профессии людей,
работающих на этих предприятиях, описывать
деятельность одного из них.
28.Защитники
родной земли.
29.Мои
исследования.
Моя семья –
моё богатство.
Раздел 5.
«Духовные
истоки
Кубани» - 4
часа
30. Родная
земля. Родина.
Поклонные
кресты.
31. Духовные
родники жизни.
Религиозные
традиции моих
земляков.
7,8
3
3,5
2,4
5,7
4, 6
Слушать рассказы о Великой Отечественной
войне.
Планировать беседу с родными и близкими.
Рассказывать о своей семье, используя план.
Анализировать пословицы о семье.
Выбирать стихотворения кубанских поэтов о
семье. Выполнять индивидуальный проект.
Планировать свои действия, выполнять по плану,
корректировать, анализировать и оценивать
полученные результаты.
Характеризовать понятие "Родина", "малая
родина»
1
Перечислять источники духовного становления
человека: храм, семья, книги, традиции и др.
Выполнять индивидуальный проект.
Планировать свои действия, выполнять по плану,
корректировать, анализировать и оценивать
7,8
19
2, 4, 6
3
32. Красный
угол. Икона.
Итоговое
повторение1 час
3 класс
Введение – 1
час
Раздел 1 «Нет
в мире краше
Родины
нашей» - 10
часов
33. "Нет
больше той
любви, чем
жизнь отдать за
други своя"
34. Повторяем,
закрепляем,
планируем.
День Победы –
всенародный
праздник.
Победа деда –
моя победа.
полученные результаты.
Характеризовать понятие «красный угол».
Перечислять иконы, составляющие "красный
угол".
Рассказывать о почитаемых иконах в
православных
Рассказывать о защите Родины как священном
долге.
Составлять рассказ о подвиге во имя жизни
других людей.
Слушать рассказы о святых заступники Руси
Рассказывать о празднике Победы. Составлять
рассказ о членах семьи участвовавших в ВОВ.
Слушать рассказы о ВОВ.
1. Изучаем
родной край.
Нет в мире
краше Родины
нашей.
3
6
8
Мир и согласие между народами, населяющими
Кубань – путь к процветанию нашей Родины.
Называть свой край. Рассказывать о том, что
было изучено. Знакомиться с учебным пособием,
с условными обозначениями.
Составлять вопросы для викторины.
2.Рельеф
Характеризовать рельеф Краснодарского края.
Краснодарского Показывать на карте горную и равнинную части
края
Краснодарского края.
3.Природные
Перечислять и характеризовать природные
явления и
явления, характерные для Краснодарского края.
стихийные
Описывать одно их них. Составлять календарь
бедствия.
народных примет.
Правила
Перечислять и характеризовать стихийные
безопасного
бедствия.
поведения.
Обсуждать безопасное поведение во время
стихийного бедствия.
Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.
4.Водоёмы
Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра,
Краснодарского плавни, лиманы), встречающиеся в
края (моря,
Краснодарском крае, показывать их на карте.
озёра, плавни,
Классифицировать водоёмы.
лиманы).
Составлять рассказ об одном из них с опорой на
5. .Водоёмы
план.
Краснодарского
края (реки).
3,6
Описывать растительный и животный мир с
опорой на карты-схемы.
Сравнивать растительность и животный мир
равнинной и горной частей Краснодарского края.
Характеризовать понятие «культурное растение»,
7,8
6.
Растительный и
животный мир
Кубани
(животные).
20
2
4
5
7. Растительны
й и животный
мир Кубани
(растения).
8.Кубань территория
здоровья.
Курорты Краснодарского
края. Спорт,
туризм.
9.Красота
окружающего
мира:
талантливые
люди о нашем
крае.
10-11.Нет в
мире краше
Родины нашей
(проектная
работа).
Раздел 2. «Без
прошлого нет
настоящего» 9 часов
12. Прошлое и
настоящее.
«Лента
времени».
13. Древние
города.
14. История на
карте.
15.Переселение
казаков на
Кубань.
16.С верою в
сердце.
классифицировать культурные растения.
Составлять рассказ об одном из них. Называть
грибы, распространённые на территории
Краснодарского края. Рассказывать о правилах
сбора.
Перечислять и характеризовать курорты
Краснодарского края.
Показывать их на карте.
Составлять сообщение об одном из курортов,
используя свои наблюдения, информацию в
средствах массовой информации (в том числе
Интернет).
Анализировать творчество писателей,
художников, которые старались передать красоту
родного края.
Характеризовать понятие «талант».
1
1,2
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовать проект «Нет в мире
краше Родины нашей».
Анализировать картину художника, высказывать
своё мнение и аргументировать его.
Характеризовать понятие «лента времени».
Определять последовательность исторических
событий, фиксировать их на «ленте времени».
3,6
Показывать на карте местонахождение
древнегреческих городов (Горгиппия и
Гермонасса).
Фиксировать на «ленте времени» годы их
основания.
Описывать их, опираясь на иллюстрацию,
энциклопедический материал.
Показывать на карте путь переселения казаков с
опорой на текст учебника.
Описывать переселение казаков по
представлению.
Перечислять названия первых станиц и
показывать их на карте.
Рассказывать историю основания своего
населённого пункта.
Чертить план (схему) своего населённого пункта
(микрорайона, квартала, улицы), используя
условные обозначения.
Анализировать отличия православного храма от
культовых сооружений иных религий и других
архитектурных сооружений, .
Рассказывать о святом (или православном
празднике), во имя которого освящён храм
(празднуется праздник) в своём городе (районе).
3,7
21
7,8
8
3
17.Символика
Краснодарского
края. История и
современность.
18.Добрые
соседи. Майкоп
-столица
Республики
Адыгея.
19-20. «Без
прошлого нет
настоящего»
(исследователь
ская работа).
Раздел 3
«Казачьему
роду нет
переводу» - 9
часов
21.Твоя
родословная.
История твоей
семьи.
22.Ты и твоё
имя, имена в
моей семье.
23.Из истории
кубанских
фамилий.
24. Семейные
ценности.
Мама.
25.Твои
Проанализировать исторические факты,
предметы, традиции, отражённые в символике
края.
Знать текст гимна Краснодарского края, правила
поведения во время исполнения гимна, поднятия
и спуска флага.
Взаимопонимание и уважение как основа
существование народов, проживающих в родном
крае. Оценивать духовно-нравственный смысл
понятия «дружба народов».
Показывать на карте Республику Адыгея и её
столицу.
Описывать маршрут из своего населённого
пункта в Майкоп.
Фиксировать на «ленте времени» год его
основания, год присоединения Адыгеи к России.
Называть государства и субъекты РФ, с
которыми граничит Краснодарский край.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Лента
времени».
Анализировать картину художника, высказывать
своё мнение и аргументировать его
Составлять рассказ об истории своей семьи с
опорой на план.
Рисовать генеалогическое дерево.
Оформлять альбом «Моя родословная».
4
Рассказывать о своём имени, о его значении.
Слушать рассказы одноклассников о
происхождении их имён.
Составлять календарь с именинами родных и
друзей.
Анализировать кубанские фамилии, фамилии
одноклассников.
Рассказывать о значении своей фамилии по
результатам опроса родных, изучения словарей.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Характеризовать понятия «семейные ценности»,
«честь семьи и рода» с этической точки зрения.
Описывать ситуации, в которых выражаются
семейные ценности.
Приводить примеры, когда отстаивалась честь
рода, семьи, Родины.
Используя различные источники информации
(рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.),
составлять рассказ о подвиге солдатских матерей
своего района, о матерях-героинях.
Составлять рассказ о своей маме на основе
беседы с ней.
Анализировать и устанавливать связь между
1,2
22
6,7
8
3
1
2
3,6
земляки труженики.
26.Кубанские
умельцы
27.Народные
обычаи и
традиции.
28. Казачий
фольклор.
29. «Казачьему
роду нет
переводу»
(проектная
работа)
Раздел 4.
«Духовные
истоки
Кубани» - 4
часа
30. Святые
источники
Кубани
31.Храмы.
Внутреннее и
внешнее
устройство.
32.Именины
33.Подвиг
материнства
Итоговое
занятиечас
34. Итоговое
1 занятие .Земля
отцов – моя
земля.
природно-климатическими условиями
Краснодарского края и занятиями его жителей.
Рассказывать об известных людях труда земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять
сказку о культурных растениях.
Перечислять ремёсла, распространённые на
Кубани.
Составлять рекламу изделиям народноприкладного искусства.
Рассказывать, какими ремёслами владеют родные
и близкие.
Фольклор и повседневная жизнь народов,
населяющих Кубань.
Характеризовать народные обычаи и традиции.
Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций,
пришедших из глубины веков и оставшихся в
нашей жизни до сегодняшних дней.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Перечислять основные виды фольклора,
распространённые на Кубани. Подбирать
примеры. Рассказывать правила народной игры.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
планировать и реализовать проект «Моя семья в
истории Кубани». Анализировать скульптуру,
высказывать своё мнение и аргументировать его.
Раскрыть духовный смысл православных
праздников.
Характеризовать понятие «Крещение Господне».
Рассказать о значении крещения.
Перечислять крещенские традиции.
Рассказывать об истории возникновения святых
источников.
Показывать карту святых источников края.
Рассказывать об устройстве храма и его значение,
особенностях архитектуры, иконостасе.
Перечислять храмовые традиции (престольный
праздник, храмовая икона, памятные даты)
Характеризовать понятие «именины».
День небесного покровителя. Святые. Традиции
имянаречения. Мерные иконы
Любовь матери.
Материнский труд, уважительное отношение к
нему.
Жизнь и материнский подвиг Пресвятой
Богородицы.
Многодетная семья.
Итоговое занятие. Приобщение к культуре и
традициям предков – основа мира и согласия.
23
6,7
8
4
3
1,2
6
7
5
3,8
4 класс
Введение – 1
час
Раздел 1.
«Береги
землю
родимую, как
мать
любимую» - 9
часов
1. Мой край на
карте России.
Определять месторасположение Краснодарского
края по отношению к другим регионам, странам.
Определять регионы - соседей Краснодарского
края.
Знать о видах связи (железнодорожной и
воздушной) с другими регионами нашей страны.
2. Природные
Перечислять природные зоны Краснодарского
зоны
края (степи, лесостепи, леса, субтропики,
Краснодарского субальпийские и альпийские луга, вечные снега).
края.
Описывать одну из них.
Выбирать способ исследования и определять
природную зону своей местности, составлять
рассказ о природной зоне своей местности,
иллюстрируя его рисунками, фотографиями.
3. Заповедники. Определять по карте территорию Кавказского
Заказники.
биосферного заповедника.
Школьные
Рассказывать о заказниках и их значении для
лесничества.
жизни животных.
Анализировать действия земляков по
сохранению лесных богатств края.
4.Роль
Называть и показывать на карте Краснодарского
водоёмов в
края водоёмы.
природе и
Анализировать их роль в жизни людей (перевозка
жизни
людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы,
человека.
отдых людей).
Использование Определять пользу водоёмов.
и охрана
Находить и обсуждать причины, которые
водоёмов.
приводят к загрязнению водоёмов.
Анализировать и определять степень своего
участия в очистке водоёмов.
5. Типы почв.
Характеризовать основные типы почв,
Защита и
распространённые в Краснодарском крае.
охрана почв.
Показывать территорию их распространения на
карте-схеме.
Собирать и анализировать образцы почв.
Характеризовать чернозёмные почвы, их
значение в жизни человека.
Характеризовать значение почвы для человека,
пользу, которую приносят почвы Краснодарского
края стране.
Анализировать различные меры, принимаемые в
борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе
лесополоса).
Составлять письменный рассказ - заметку в
газету об охране и защите почв с
иллюстрациями.
6 .Полезные
Перечислять полезные ископаемые и показывать
ископаемые
их местонахождение на карте (нефть, газ, песок,
края, их
глина, мергель, гипс, известняк).
использование. Описывать области применения полезных
ископаемых.
Показывать на карте районы, где найдены
24
4,7
1
4
7
7,8
2
целебные источники и грязи.
Раздел 2.
«Земля отцов
- моя земля» 12часов
7.Значение
природных
богатств
Краснодарского
края для
жителей России
(творческая
работасочинение
сказки).
Характеризовать понятие «природные
богатства».
Анализировать их значение для жителей страны.
Объяснять необходимость бережного отношения
человека к природным богатствам.
6
8. Значение
природных
богатств
Краснодарского
края для
жителей России
Край, которым
я горжусь.
9-10. «Береги
землю
родимую, как
мать
любимую»
(проектная
работа).
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Книга для
гостей нашего края».
Оформлять выставку плакатов «Защитим
природу родного края».
Анализировать скульптуру художника,
высказывать своё мнение и аргументировать его.
Планировать и реализовывать проект.
7
11. Как
изучают
историю
Кубани:
исторические
источники.
Исследовать и характеризовать исторические
1,4,5
источники. Объяснять понятие «вещественные
исторические источники», приводить примеры
таких источников. Рассказывать о работе
археологов, понимать значение археологических
исследований для исторической науки. Называть
наиболее известные археологические раскопки на
территории края. Представлять современные
вещи в качестве вещественных источников для
будущих исследователей.
12. История
Кубани в
архитектуре.
Жилища людей
разных эпох.
Анализировать архитектурный объект с точки
зрения вещественного исторического источника.
Показывать на карте значимые в истории края
объекты: стоянку древнего человека (п.Ильский),
меотское городище (ст. Елизаветинская),
выставочный комплекс «Атамань» (ст.Тамань).
описывать и сравнивать жилища людей разных
эпох.
Рассказывать об истории главного города
Краснодарского края, используя различные
исторические источники.
Характеризовать понятие «административный
центр». Понимать значение реконструкции и
13.
Екатеринодар –
Краснодар.
Современный
облик
25
3,8
6,8
7
административ
ного центра.
14. Одежда
жителей
Кубани.
15. Вещи
рассказывают о
прошлом.
Предметы быта
различных
эпох.
16. Народные
ремёсла и
промыслы
Кубани.
17.
Письменные
исторические
источники.
История
Кубани в
документах,
литературных,
научных
источниках.
18. Символика
Краснодарского
края: гербы
городов и
районов.
19.Устная
история
родного края.
20.Обычаи и
традиции
народов,
живущих на
Кубани.
21-22. «Земля
отцов - моя
земля»
(проектная
работа).
восстановления памятников архитектуры.
Описывать старинные архитектурные здания
своего района, рассказывать об одном из них.
.
Анализировать одежду наших предков,
сопоставлять отдельные её части с современными
элементами.
Анализировать различные национальные
костюмы, определяя черты их сходства и
различия.
Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Знать историю образования Краснодарского
государственного историко-археологического
музея-заповедника им.Е.Д.Фелицына.
Сопоставлять рассказ о залах и экспозициях
музея. Сопоставлять предметы быта различных
эпох.
Сопоставлять место проживания, географические
особенности с видом народно-прикладного
искусства, распространенного в данной
местности. Составлять вопросы для интервью с
народными умельцами. Наблюдать за их работой
и описывать её.
Исследовать и характеризовать письменные
исторические источники. Представлять
современные записи в качестве данного вида
источников в будущем.
4
1,3
2
3
Анализировать символические изображения.
Понимать значение символов, изображенных на
гербах городов и районов Краснодарского края.
Знать и описывать герб своего района.
5
Определять, каким образом отразились
культурно-исторические традиции в устном
народном творчестве.
Традиционные праздники народов Кубани.
Планировать и реализовывать проект «Мы - дети
Кубани» на основе изучения обычаев и традиций
народностей, представители которых живут в
твоей местности и учатся в данной школе.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая свои ответы текстом учебника,
своими наблюдениями и исследованиями.
Планировать и реализовывать проект «Земля
отцов - моя земля».
4,6
26
6,8
7, 3,8
Раздел 3.
«Жизнь дана
на добрые
дела» - 7
часов
23.Просветител
и земли
кубанской.
24.Защитники
Отечества.
25.Труженики
полей.
Фиксировать на «ленте времени» год основания
первой школы на Кубани.
Сопоставлять школьные предметы,
принадлежности, особенности современной
школы и той, в которой учились предки.
Анализировать причины, изменившие школу.
Перечислять и рассказывать о героях Великой
Отечественной войны, тыла.
Планировать и реализовывать проект «Книга
славы».
Фиксировать на «ленте времени» дату
освобождения своего населённого пункта от
захватчиков.
Составлять рассказ о людях труда.
Анализировать качества учёных-селекционеров
позволивших им добиться мировой известности.
Составлять статью «Герои кубанских полей» с
опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои
наблюдения.
27
4
1
2,4
28