ПРОГРАММА ОПК 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В.Полоус

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы православной культуры»

Программа рассчитана на 4 года обучения
Возраст 6,5 - 11лет

Составитель: Юдина С.А.
2024 год

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе Примерной программы
начального общего образования, внесенной в реестр образовательных программ,
одобренных

федеральным

образованию

(протокол

от

учебно-методическим
8

апреля

2015г.

объединением
№

1/5);

по

начальному

авторской

программы

А.А.Бородинойкурса «Основы православной культуры. Программа культурологического
курса для общеобразовательных школ (начальная школа, 1-4 классы).
Введение
поколения,

Федеральных
Концепции

государственных

образовательных

духовно-нравственного

развития

и

стандартов
воспитания

второго
личности

гражданина России и разработка Стандарта православного компонента начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования (далее Стандарт православного
компонента общего образования) обусловлено, согласно последнему из названных
документов, «особенностями перемен, происходящих в современном обществе, основной
доминантой

которых является сфера образования как

важнейшее пространство

осуществления целей, идеалов и ценностей его дальнейшего развития и духовного
оздоровления».
Нормативно-правовая

и

концептуально-методологическая

основы

современного

образования выдвигают в качестве приоритетного направления духовно-нравственное
развитие и гражданско-патриотическое воспитание.
В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные
программы общего образования должны обеспечивать духов- но-нравственное развитие и
воспитание обучающихся.
«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и
гражданская, духовная и культурная жизнь школьника», - говорится в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную,
внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.
Наиболее подходящим для светского образования средством достижения глубокой
осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к
культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к
изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее
поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной.
В центре внимания граждан России оказываются проблемы сохранения лучших педагогических и культурных, в том числе духовных, отечественных традиций. Россияне
требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру,
2

полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных
и религиозных традиций других народов.
Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи
в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного
кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное
воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и
межконфессио-нальные конфликты.
Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного
инструмента

образования

и

передачи

социально-культурного

опыта.

Восприятие

школьниками, например, художественно-образного языка всё более осложняется из-за
непонимания значений духовной, религиозно-философской, культурологической лексики.
Эта проблема обусловила включение в Программу раздела, посвящённого духовным
основам и истории русского (государственного) языка.
Неотделима от выше названных ещё одна причина - снижение качества школьного
базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования, в том
числе путём включения и систематизации применения знаний о религиозных и духовноэстетических традициях отечественной и мировой культуры.
Нельзя не учитывать также и потребность в организации повышенного уровня
гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в
области культуры, истории, словесности, искусства через освоение знаний о религии, как
важнейшем историческом явлении и мировоззренческой основы культуры, литературы,
искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры
любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории определяющим)

фактором

формирования

культуры,

развития

государственности,

взаимоотношений между разными странами и народами.
Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творческого
развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди школьников светских
школ подавляющее большинство - верующие дети, которые не должны чувствовать, что их
убеждения запрещены в демократической стране.
И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного
характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их
традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую
родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их
успешную социализацию в российской культуре.
Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта использования
3

Программы позволил определиться с содержанием и концепцией курса.
Цель учебного курса «Основы православной культуры»— совершенствование
школьного образования средствами включения в содержание образования систематических
знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего
ресурса.
Задачи:
1)

организация систематического и системного изучения основ православной культуры;

2)

духовно-нравственное развитие младших школьников;

3)

ознакомление с особенностями церковного искусства;

4)

приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

5)

ознакомление с православными святынями мира;

6)

формирование представлений о единстве православной культуры народов мира;

7)

создания условия для реализации прав школьников на убеждения;

8)

формирование целостного восприятия мира;

9)

воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

10)

формирование культуры общения;

11)

предупреждение возможных тупиков личностного развития;

12)

воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

13)

выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений

на основе традиций культуры Отечества;
14)

предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и

религиозной почве;
15)

воспитание патриотизма;

16)

формирование представлений о культурном и историческом единстве России и

российского народа и важности сохранения культурно-националь-ного единства;
17)

формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на

знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на
признании прав каждого человека на религиозные и иные убеждения;
18)

обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и

историко-культурологического значения;
19)

оказание помощи младшим школьникам в успешной социализации в отечественной

культуре;
20)

укрепление православных основ семьи;

21)

пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры

и истории;
4

22)

воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;

23)

творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на

основе знаний об отечественной культуре и истории;
24)

формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в

сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.
Программа учебного курса «Основы православной культуры» призвана восполнить
недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и
актуализировать

в

школьном

образовании

задачи

духовно-нравственного

совершенствования личности ребенка. Курс являетсяпедагогически организованным
компонентом

целостного

учебно-воспитательного процесса и

представляет

собой

образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка
процессов духовно-нравственного развития школьников.
Оптимальная форма использования программы - обязательный предмет в учебном плане
для всего класса. Такая форма создаёт наилучшие условия для наиболее эффективного
применения полученных знаний, умений, навыков и ценностных установок во всём
педагогическом процессе, начиная с базовых дисциплин и кончая внеклассной работой и
работой с родителями, то есть этом в случае курс максимально способствует повышению
качества базового образования всего класса и формированию культурно-педагогической
среды.
Программа рассчитана на 34 часа по каждому разделу, по 1 часу в неделю.
Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных
базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских)
школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.
Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания, основные идеалы и ценности,
составляющие воспитательную основу курса.
Значение

курса

в

системе

духовно-нравственного

воспитания

обусловлено

особенностями данного курса как курса светского, историко-культурологического, но
религиозного содержания. Такие особенности определяется Российским законодательством,
которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с
тем гарантирует свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык,
воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.
Поэтому изучение религии в государственном и муниципальном образовании
допускается в светской форме. Сочетание, таким образом, принципа светскости
образования с неограниченной полнотой и глубиной содержания стало главным
требованием, предъявляемым к использованию религиозного содержания. Современная
5

педагогическая практика и заказ социума убедительно доказали достоинства именно
историко-культурологического подхода в решении данной проблемы, то есть изучения
основ религии через культуру, историю формирования отечественной культуры и историю
христианства. Такой подход гарантирует личностную свободу религиозных и иных
убеждений и вместе с тем позволяет использовать весь воспитывающий потенциал
христианской культуры, отечественной и всемирной истории. Любовь к ближнему, к
Отечеству, забота и жертвенное служение, уважение к власти, к культурным, в том числе
религиозным, семейным, традициям своего и других народов становятся доступными
главными традиционными ориентирами для подрастающего поколения.
Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщатьКонцепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
- Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;
-Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
-| Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и
настойчивость;
-Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- Традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной
жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе
межконфессионального диалога;
-Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-Природа - родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
-Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество.
Содержание учебного курса
1 класс (33 часа)
Введение -1 час.
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 33 часа
6

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 3 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности
природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном
мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим
Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной
церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной
палаты. Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в
произведениях отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела
Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки

-

хранилища

культуры.

Российская

государственная

библиотека.

Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели
крупнейших библиотек России.
Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного
участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -6 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в
России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих
как

святыни.

Историческая

и

художественно-эстетическая

ценность

иконы

для

отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери.
Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм - дом Божий».
Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и
культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой
культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь,
престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
7

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном
общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.
Россия — наша Родина. Россия - общая Родина всех её граждан. Красота просторов
России, её историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов,
Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных
сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и
красивейших строениях на территории русских кремлей.
Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны.
Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны.
Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание
МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России - о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и
культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности
народа как созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными
грехами (недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных
граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский,
преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные
явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские»,
«русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская
земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество.
Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» - 3 ч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество
Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
8

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ» — 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное
отношение к иконе в православных семьях.
Владимирская и Казанская иконы Божией Матери.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 2 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о
Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира.
Знакомство

с

иконами

«Господь

Вседержитель»,

«Умягчение

злых

сердец»

(Семистрельная).
2 класс (34 часа)
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» -Зч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира.
Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым
миром. Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём?
Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру,
окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных,
физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и
невидимого на примере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе,
объединяющей физическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец творения. Адам и Ева.
Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение
слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит
природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТАИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 30
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира.
Евангелие - книга о Спасителе и спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во
храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник
Благовещения.
9

Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у
православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской
живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи.
Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа.
Двенадцать учеников Иисуса Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.
Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение
Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть
Иисуса Христа.
Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова
Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого
Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие
праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном
искусстве.
10

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
3 класс (34 часа)
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -2 ч.
Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового
Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.
Распространение Евангелия на Руси.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» -7 ч.
Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ Вселенной.
Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель.
Язык иконы. Особенности изображения святости. Представление товарногомира в иконе.
Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.
Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей,
бессребреников.
Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.
Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная
радость».
Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания.
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» -6 ч.
Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.
Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения
Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова,
Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы
Крестовоздвижения.
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 18 ч.
Повествование о сотворении мира.
Сотворение неба - невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого
вещественного мира.
Первые люди. Представление о рае.
Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.
Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.
11

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.
Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».
Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.
Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.
Синайское законодательство. Золотой телец. Земля Обетованная.
Пророк Илия.
Ветхозаветные пророки о Мессии.
Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
4 класс (34 часа)
РАЗДЕЛ 4. «ПРАВОСЛАВИЕ - КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» - 34
часа
Тема 1. «КУЛЬТУРА - ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» -Зч.
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства
Русь.
Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия - неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в
современном мире.
Язык - особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку - проявление
культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык
как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к
русскому языку в разные исторические периоды.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» -8 ч.
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об
Андрее Первозванном. Апостольские труды первогоапостола. Древнейшие древнерусские
исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских
земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвящённые
святому

апостолу

Андрею

Первозванному.

День

памяти

св.

апостола

Андрея

Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой
горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест.
Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской
азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод
текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке.
12

Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия.
Религиозные верования восточных славян и русов до принятия христианства. Почитание
предков

и

природы

Жертвоприношения.

-

два

основных

Человеческие

культа

славян-язычников.

жертвоприношения.

Идол,

Языческие

кумир.

празднования.

Сохранение некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях
праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление
княгини Ольги Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой

равноапостольный

князь

Владимир.

Изготовление

новых

идолов.

Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси - варяги Иоанн и
Фёдор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни.
Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.
Крещение Руси. Общепринятая дата Крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого
Василия. Начало русского просвещения.
День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» -5 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение
полного названия Православной Церкви - Единая Святая, Соборная и Апостольская
Церковь. Поместные Церкви. Понятие о Соборах как органе церковного управления и
решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и
других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит.
Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх - предстоятель
Церкви. Священный Синод. Епархия и приход.
Понятие о государственной и культурообразующей религии. Представление о церковногосударственной

симфонии.

Закрепление

духовно-исторических

традиций

в

государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви:
Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство
Священства. Священник
—

иерей, священнослужитель, особо посвящённый человек, совершающий богослужение.

Православная

традиция

священнического

рукоположения

от

апостолов.

Общее

представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» -2 ч.
Храм (церковь, собор, часовня) - общий дом христиан, посвящённый Богу, место
13

общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее
устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного
искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его
символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» -4 ч.
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания,
Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения.
Понятие

о

богослужебном

круге.

Суточный

богослужебный

круг.

Седмичный

богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия - главное богослужение
Православной Церкви.
Молитва - общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» -4 ч.
Виды и названия колоколов.
Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в
русскую культуру.
Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские
колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон,
трезвон.
Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» -2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение
монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри - стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь,
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спа- со-Андроников монастырь, Свято-Введенская
Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский
женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь.
Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи
последнего императора Николая II.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» - 3 ч.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в
традиционной русской культуре. Семья - малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские.
Образец семейной святости царственных мучеников Николая II, Александры, Алексея,
Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
14

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» -2 ч.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.
Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией
Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.
Легенда о граде Китеже.Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская,
Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.
Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.
Планируемыерезультаты
Личностные
Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
-

осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

-

сознающий свою национальную принадлежность;

-

патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-

умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и

умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе
религиозные), национальную культуру, родной язык;
-

обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и

Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой
личности, семьи, Родины;
обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
-

обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг,

честь, благожелательность.
Выпускник начальной школы научится:
- целостному, социально ориентированному взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религии;
-

понимать взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

-

уметьвидеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

-

доброжелательно, уметь высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

-

уметь слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

-

владеть

навыками

социально-культурной

адаптации

и

культурой

потребления

информации;
-

отзывчиво, уметь сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях.
15

Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
-

иметь навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных

ситуациях;
-

иметь представления о традиционных нравственных установках;

-

иметь нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий

осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
-

уважительно относиться к святыням;

-

владеть основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;

-

способствовать к организации собственной деятельности;

-

быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и

обществом;
-

способность к творческому труду;

-

бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные
Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих
ученика следующим образом:
владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

-

деятельности, поиска средств её осуществления;
-

освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

-

умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный

-

конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
-

освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных

-

учебных действий;
-

умеющий использовать знаково-символические средства информации;
активно

-

использующий

речевые

средства

и

средства

информационных

и

коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с задачами учебного этики и этикета (подготовка
рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
-

овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное

отношение к слову;
16

-

овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения;
-

готовность слушать собеседника, вести диалог;

-

умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;

-

умеющий определять общие цели, договариваться о распределений функций и ролей в

совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности,
адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
-

имеющий ценностные установки

для осознанной мотивации к нравственному

совершенствованию и духовному саморазвитию;
-владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
-

понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-

знающий историю формирования отечественной культуры;

-

имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского

и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви;
-

владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;

-овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного
вероучения;
-

имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и

исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности,
формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
-

имеющий

представления

об

основах

православного

вероучения

и

основах

христианской нравственности;
-

имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий

содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы
спасения человечества;
-

имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных

иконах, об историческом событии Крещения Руси;
-

знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности

празднования;
-

имеющий представления о таинствах Церкви;
знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе,

живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве
17

(зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
-

имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии

с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;
-

осознающий ценность человеческой жизни;

-

нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на

отечественных духовных традициях.
Тематическое планирование
Содержание (разделы, темы)

Количество
часов

Универсальные учебные
действия (УУД), проекты,
ИКТ-компетенции,
межпредметные понятия

1 класс.

33

Раздел I. «Мы и наша культура»
Введение

1

Тема 1. Красота в нашем мире

3

Тема 2. Хранилища культуры

5

Тема 3. Всегда живое

6

Тема 4. Наша Родина

10

Тема 5. Спаситель

3

Тема 6. Семья

3

Итоговый урок

2

2 класс. Раздел II. «Мир вокруг и внутри

34

нас»
Тема 1. Духовное в реальном мире

3

Тема 2. Жизнь Иисуса Христа и

30

православные праздники
Итоговый урок

1

18

- стремиться к осмыслению
приоритета духовных
ценностей над
материальными;
- уметь сформулировать
вопросы по прочитанному
тексту модуля «Основы
православной культуры» и
ответить на них;
- иметь представления о
терминах и понятиях:
религия, духовность,
культурные традиции,
памятники культуры.
Личностные результаты:
- стремление к осмыслению
приоритета духовных
ценностей над
материальными;- умение
сформулировать вопросы по
прочитанному тексту модуля
«Основы православной
культуры» и ответить на них.
- проявлять интерес к
познанию Православия;
- иметь представления о
терминах и понятиях: Бог,
Творец, Иисус Христос,
Богочеловек, Богородица,
духовный мир человека;
- составлять план по
изучаемой теме по
имеющемуся алгоритму;

- уметь работать в парах и
группах, применяя правила
сотрудничества.
Личностные результаты:
- стремление к изучению
основных этапов становления
православной культуры на
Руси;
- стремление к усвоению и
осмыслению православных
терминов и православных
понятий;- умение составить
план по изучаемой теме
модуля «Основы
православной культуры».
3 класс. Раздел III.«О чём рассказывает

34

Библия»
Тема 1. Что мы знаем о Евангелие

2

Тема 2. Образ вселенной в православной

7

культуре
Тема 3. По праздничным иконам

6

вспоминаем Евангелие
Тема 4. Библия рассказывает о событиях

18

Спасителя
Итоговый урок

1

4 класс. Раздел IV. «Православие –

34

культурообразующая религия России»
Тема 1. Культура – всеобщее достояние

3

Тема 2. Как Русь стала православной

8

Тема 3. Православие и Российское

5

государство
19

- иметь представления о
терминах и понятиях:
Библия, Священное Предание,
Священное Писание,
Евангелие, евангелисты,
христиане;
- овладевать умением работы
с карточками по определению
и классификации новых
терминов и понятий;
- уметь находить в текстах
произведений библейские
сюжеты.
Личностные результаты:
- стремление к пониманию и
осознанию важности
православной веры в
повседневной жизни наших
предков;
- умение работать с
карточками по определению и
классификации новых
терминов и понятий; - умение
слушать литературные
произведения с библейскими
сюжетами.
- уметь объяснить
происхождение понятия
«Божий суд»;
- иметь представления о
терминах и понятиях: Божий
суд, бессмертие души,
легенда;
- понимать значимость
личной ответственности за

Тема 4. Православный храм

2

Тема 5. О православном богослужении

4

Тема 6. О церковных колоколах

4

Тема 7. За монастырскими стенами

2

Тема 8. Дом и семья

3

Тема 9. Русь святая

2

Итоговый урок

1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
от 26 августа 2024 года № 1
___________ С.А.Юдина

совершаемые поступки;
- уметь самостоятельно
выявлять в текстах
библейские сюжеты;
- уметь составить план урока
с опорой на учебный
материал.
Личностные результаты:
- понимание личной
ответственности за
совершаемые поступки;
- умение составить план
урока с опорой на учебный
материал;
- стремление к умению
самостоятельно выявлять в
текстах библейские сюжеты

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ Е.С. Клеймёнова
26 августа 2024 года

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».