Родное чтение

МБОУ ООШ
№ 6 им.
М.В.
Масливец

Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:10:30
Foxit Reader Версия: 9.7.0

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке
(русском)» составлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)» для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования. Составители: ГБОУ ДПО
«Институт развития образования» Краснодарского края на основе следующих
документов:
Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12. 2010. (в
ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1643);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31
декабря 2015 года);
- Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края от 21.07.2021 № 47-01-13-15183/21 «О формировании учебных планов
образовательных организаций на 2021- 2022 учебный год».
- Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края от 13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21«О составлении рабочих программ, учебных
предметов, и календарно-тематического планирования».
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом литературного чтения‚
изучение литературного чтения на родном (русском) языке, т.к. русский язык является
родным для обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и
поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех
школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы НОО по литературному чтению, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса литературного чтения в рамках образовательной области «Родной язык
и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику.
Цель: формировать понимание места и роли русской литературы в едином
культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов России и
важность сохранения и передачи от поколения к поколению историко-культурных,
нравственных, эстетических ценностей.
Задачи :
 развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
 учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
развивать образное мышление учащихся;
 формировать умение воссоздавать художественные образы литературного
произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление,
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания
произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
 формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
3

литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
 обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об
окружающем мире и природе;
 формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике
художественной литературы;
 обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
различного уровня сложности;
 расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный
опыт ребенка;
 обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и
речевые умения;
 работать с различными типами текстов;
 создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений.
В круг чтения детей входят произведения отечественных писателей, составляющие
золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы,
сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому
принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста
детей стороны их жизни и окружающего мира.
1.Планируемые результаты освоения учебного курса

•

•
•

•

ЛИЧНОСТНЫЕ
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание
важности уважительного отношения к истории и культуре других народов;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
4

начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные
Учащиеся научатся:

• различным способам решения проблем творческого и поискового характера:
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление,
соблюдая нормы этики и этикета:

•

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности;

•
•
•
•

Обучающиеся получат возможность научиться:
выпирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
сравнивать свои ответ с ответами одноклассников.

ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу первого года изучения учебного предмета «Литературное чтение родном
(русском) языке» обучающийся научится:
• совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские

•

умения: читать вслух, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного

•

текста;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.

•

Обучающийся получит возможность научиться:
создавать серии иллюстрации с короткими устными текстами по содержанию
прочитанного (прослушанного) произведения.

К концу второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение родном
(русском) языке» обучающийся научится:
5

•
•

•

•

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации
художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования:
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение
ссылками на текст: обогащать собственный круг чтения.

Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства:
• пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
• осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
• осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира,

•
•

•

•
•

•

национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста. доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с
впечатлениями от других видов искусства;
6

• создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддерж
кой и пояснениями;
К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
• осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для
познания себя, для культурной самоидентификации;
• определять позиции героев художественного текста, позицию автора

•

•

художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;

• применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого);
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
• самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
• пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
•

Обучающийся получит возможность научишься:

• воспринимать художественную литературу как один т видов искусства,
соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведении с
впечатлениями от других видов искусства;
• писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
• создавать проекты в виде текста или презентации с аудиовизуальной поддерж
кой и пояснениями.

2.Содержание учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке (русском)»

Виды речевой и читательской деятельности
7

Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение
орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных
произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для
национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении
многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность,
смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость,
гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота,
терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной
семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских
традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний: обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст;
высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста
с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный
пересказ текста).
8

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул,
принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
русской литературы Х1Х-ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие
национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его
мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о
детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского
народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках,
значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь; художественный вымысел; сюжет; тема: герой произведения; портрет; пейзаж;
ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в
художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных
произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста
на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин
русских художников.
3.Тематическое планирование
«Литературное чтение на родном языке (русском)
1 класс (7 часов)

9

Раздел Кол-во

Блок

Темы

Основны
Рекомендуемые
е
произведения (на выбор)
направле
ния
воспитат
ельной
деятельн
ости

часов

1.

Мир
детства

4

Я и книги Не красна книга
письмом, красна
умом

Я взрослею Вез друга в
жизни туго

Я взрослею Не тот прав, кто
сильный, а тог,
кто честный

2.

Россия Родина
моя

С. А. Баруздин. «Самое 2,3,8
простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я
научился читать»
(фрагмент).
II. Н. Носов. «Тайна на
дне колодца» (фрагмент
главы «Волшебные
сказки»).
Пословицы о дружбе.
К. Абрамцева. «Цветы и
зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте
будем дружить друг с
другом» (фрагмент).
С.Л. Прокофьева.
«Самый большой друг».
Пословицы о правде и
честности.
В. А. Осеева. «Почему?»
Л. Н. Толстой. «Лгун».

Я3
«Снежный
5, 6,7
вС чегоС.А. Иванов. А.
С.
«Ещё
дуют
Ф.
П. Пушкин.
Савинов.
«Родное»
ЧтоНеобычное
мы
фантазиру
заповедник» (фрагмент).
холодные
ветры».
обычном начинается
(фрагмент).
Родиной
юи
В.
В.
Лунин.
«Я
видела
Родина?
П. А. Синявский.
зовём
мечтаю
чудо».
(2 ч)
«Рисунок».
М. М. Пришвин.
К. Д. Ушинский. «Наше
«Осинкам холодно».
Отечество».

О родной
природе
10

Сколько же в небе Русские народные загадки
о солнце, луне, звёздах,
всего происходит
облаках. И. А. Бунин.
«Серп луны под тучкой
длинной...»
С. В. Востоков. «Два
яблока».

2 класс (7 часов)
Разде(7Кол-во
1 класс
часов)Темы
№п/
л
п
часов

1.

Мир

4

детст
ва

Рекомендуемые
произведения

Рекомендуемые произведения
(на выбор)

Основные
направлен
ия
воспитате
льной
деятельно
сти

Яи
Не торопись
книги отвечать,
торопись
слушать

О. С. Бунду р. «Я слушаю».
Е. Н. Егорова. «Детство
Александра Пушкина» (глава
«Нянины сказки»). Т. Л.
Луговская. «Как
знаю, как помню, как умею»
(фрагмент).

1,3, 4

Я
Как аукнется, так
взросл и откликнется
ею

Пословицы об отношении к
другим людям.
В. В. Бианки. «Сова».
Л. И. Кузьмин. «Дом с
колокольчиком».

Я и Семья
моя ладом
семья

Я
Мечты,
фанта зовущие
зирую ввысь
и
мечта
ю
2.

Росс
ия —
Роди
на
моя

3

Родна Люди земли
русской
я
страна
во все
време
на
сынам
и
сильн
а

крепка С. Г. Георгиев. «Стрекот
кузнечика».
В. В. Голявкин. «Мой добрый
папа» (фрагмент). М.В.
Дружинина. «Очень полезный
подарок».
Л. II. Толстой. «Отец и
сыновья».
П. К. Абрамцева. «'Заветное
желание».
Р.. В. Григорьева. «Мечта».
Л. Н. Толстой. «Воспоминания»
(глава «Фанфаронова гора»).
В.А. Бахревский.
«Виктор Васнецов» (глава
«Рябово»).
М. А. Булатов, В.И.
Порудоминский.
«Собирал человек слова...
Повесть о В. И. Дале»
(фрагмент).
М. Л. Яковлев. «Сергий
Радонежский приходит на
11 помощь» (фрагмент).

2,6,8

Народные
праздники,
связанные с
временами года

О родной
природе

Итого

Хорош
праздникпосле трудов
праведных

Песни-веснянки.
Л. Ф. Воронкова.
«Девочка из города» (глава
«Праздник весны»). В.
А.Жуковский.
«Жаворонок».
А. С. Пушкин. «Птичка».
И. С. Шмелёв. «Лето
Господне» (фрагмент
главы «Масленица»).

К
зелёным Ю. И. Коваль. «Фарфоровые
далям
с колокольчики».
детства
взор И. С. Никитин. «В чистом
приучен
поле тень шагает».
М. С. Пляцковский.
«Колокольчик».
В. А. Солоухин. «Трава»
(фрагмент).
Ф. И. Тютчев. «Тихой
ночью, поздним летом...»

7

3 класс (7 часов)
№ Раздел
п/
п

1.

Мир
детства

Кол Влок
-во

Тема

Рекомендуемые
произведения (на выбор)

час
ов

4

Я и книги

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

В.И. Воробьев. «Я ничего не 4,5, 6
придумал»
(глава
«Мой
дневник»).
В. П.Крапивин. Сказки Севки
Глущенко (глава «День рож
де н и я »).

Пишут не
пером, а
умом

12

Я
взрослею

Я и моя семья

Жизнь
дана на
добрые
дела

Пословицы о доброте.
Ю.А.Буковский. «О Доброте
— злой и доброй».
Л. Л. Яхнин. «Последняя
рубашка».

В дружной
семье и в
холод
тепло

О.Ф. Кургузов. «Душа
нараспашку».
А.Л.Решетов. «Зернышки
спелых яблок»
(фрагмент).
В.М.Шукшин. «Как зайка
летал на воздушных шариках»
(фрагмент).

Детские В.П.Крапивин. «Брат, которому
Я
фаитазиру ю и фантазии семь» (фрагмент главы «Зелёная
мечтаю
грива»).
Л. К. Чуковская. «Мой отец
Корней Чуковский »
(фрагмент).
2.

Россия
Родина
моя

3

Родная страна
во все
времена
сынами
сильна

Люди
земли
русской

О.М. Гурьян. «Мальчик из
1, 2, 5
Холмогор» (фрагмент). Н.М.
Коняев. «Правнуки богатырей»
(фрагмент).
О.П.Орлов.
«Возвращайся к нам, Маклай»
(глава «Как Маклай ходил в
дальнюю деревню»).

От
праздника
к
празднику

Всякая
душа
празднику
рада

А. И. Куприн.
«Пасхальные колокола»
(фрагмент).
С. Чёрный. «Пасхальный
визит» (фрагмент).

О родной
природе

Неразгада Русские народные загадки о
нная тайна лесе, реке, тумане.
— в чащах

13

леса...

Итого

В. П. Астафьев. «Зорькина
песня» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «У реки». И.
С. Никитин. «Лес».
К. Г. Паустовский «Клад ».
М. М. Пришвин. «Как
распускаются разные
деревья».
И.П. Токмакова. «Туман».

7

4 класс (7 часов)
№
п/п

Раздел

Колво

Блок Тема

Рекомендуемые произведения (на
выбор)

Основные
направления
воспитатель
ной
деятельност
и

Яи
Испокон
книги века книга
растит
человека

С. Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные
воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из
далёкого прошлого» (глава
«Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин»
(фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство
Суворова» (фрагмент).

3, 4, 6

часов

1.

Мир
детства

4

Я
Скромност Пословииы о скромности. Е. В.
взросл ь красит
Клюев. «Шагом марш».
ею
человека
И.П. Токмакова. «Разговор
татарника и

14

спорыша».

2.

Россия
Родина

3

Я и моя семья

Такое разное Е.Н. Верейская. «Три
детство
девочки» (фрагмент).
VI. В. Водопьянов.
«Полярный лётчик (главы
«Маленький мир», «Мой
первый «полет»).
О.В. Колпакова.
«Большое сочинение про
бабушку» (главы «Про
печку», «Про чистоту»).
К.В. Лукашевич. «Моё
милое детство»
(фрагмент).

Я
фантазирую и
мечтаю

Придуманные Т. В. Михеева. «Асино
миры и
лето» (фрагмент).
страны
В. П. Крапивин.
«Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты).

Родная страна
во все времена
сынами сильна

Люди земли Е. В. Мурашова.
русской
« Афанасий Никитин»
(глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин.
«Маленькие рассказы о
большой судьбе» (глава
«В школу»).

Что мы
Родиной
зовем

Широка
страна моя
родная

А.С.Зеленин.
«Мамкин
Василёк» (фрагмент).
A. Д. Дорофеев.
«Веретено».
B. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских
колокольчиках

О родной
природе

Под
дыханьем
непогоды

Русские народные загадки
о ветре, морозе, грозе.

моя

15

1, 4,5

16

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».