Родной русский

МБОУ ООШ
№ 6 им.
М.В.
Масливец

Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:10:31
Foxit Reader Версия: 9.7.0

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена на
основе примерной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык» (русский)
для образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования. Составители: ГБОУ ДПО «Институт развития образования»
Краснодарского края на основе следующих документов:
 Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12. 2010. (в
ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014. № 1643);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31
декабря 2015 года);
- Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края от 21.07.2021 № 47-01-13-15183/21 «О формировании учебных планов
образовательных организаций на 2021- 2022 учебный год».
- Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края от 13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21«О составлении рабочих программ, учебных
предметов и календарно-тематического планирования».
Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

создание на практике условий для развития речевых умений и
интереса к говорению на родном русском языке;

расширение языкового образовательного пространства учащихся
начальных классов;

развитие речи, мышления, воображения школьников, способности
выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и
«чувства языка»;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения,
средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства
освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить
библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из
лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и
Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

развитие
способности опознавать,
анализировать,
сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе

3

культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования
языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение
активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в
речи
грамматических
средств;
совершенствование
способности
применять
приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Задачи:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого
объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою
речь.
Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на развитие
языковой
компетентности,
коммуникативных
умений,
диагностической
и
монологической речи. В ходе изучения родного (русского) языка формируются
речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку,
трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ:
• осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
• осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа:
• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
языка;
• распознавание слов с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми: слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта; фольклорная лексика);
• обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные

4

Учащиеся научатся:
• понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её
решения;
• планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной
задачей;
• решать проблемы творческого и поискового характера;
• с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей
учебной деятельности;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха:
• овладеть начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• находить значения отдельных слов в толковом словаре(под руководством учителя);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя:
• использовать знаково-символических средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
• использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет);
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.

•
•
•

•

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;
активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий) для решения коммуникативных и п ознавательных
задач;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила
речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного,
прочитанного произведения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся в конце первого года обучения при реализации содержательной линии
«Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:

5

• отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в
заставке текста (книги)
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта
(дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебника для определения лексического
значения слова;
• составлять «Словарь в картинках»
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темам и;
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
• составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
• различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в
нем наиболее существенные факты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами (из текста)
собственное суждение;
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
выделяя два-три существенных признака под руководством учителя;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки,
пословицы):
• использовать с помощью учителя учебные толковые словари для определения
лексического значения слова.
Учащиеся в конце второго года обучения при реализации содержательной линии
«Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционною русского быта
(одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать

6

значение устаревших слов по указанной тематике;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами;
• осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого
общения:
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения;
• пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов:
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
• различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога:
• использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление:
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
• владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные
факты; устанавливать логическую связь между фактами;
• создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
• создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных
праздниках.
Учащиеся в конце третьего года обучения при реализации содержательной линии
«Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:
• распознавать слова с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между
людьми; слова, называющие природные явления и растения:
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными
темами: понимать значение фразеологических оборотов, связанных с
изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных
ситуациях речевого общения; использовать собственный словарный запас для

7

свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и
стилю общения.
при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:
• выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно
соответствует
обозначаемому
предмету
или
явлению
реальной
действительности:
• пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
• пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного
написания слов;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение,
уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление:
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами;
• создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
• редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла;
• оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между
абзацами текста;
• приводить объяснения заголовка текста.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка при
реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
учащиеся научатся:
• распознавать слова с национально-культурным компонентом значения
(лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями

8

между людьми: с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную
и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного): выбирать из
нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с
нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе,
роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе, роде
(если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического
значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания
слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения
слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать
этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать
коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала,
просьба, извинение, поздравление;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять
главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты,
устанавливать логическую связь между фактами:
• составлять план текста, не разделённого на абзацы;
• пересказывать текст с изменением лица:
• создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных

9

праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
• соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами
текста;
• приводить объяснения заголовка текста;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами:
• проводить синонимические замены с учётом особенностей текста:
• заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет
формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
• оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного.
уместного и выразительного словоупотребления:
• редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с
целью более точной передачи смысла.

10

2.Содержание учебного предмета
«Родной язык (русский)»

1 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и
заставок.
Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над
значением слова. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: I)
Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан,
кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности фольклорного текста.
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках,
прибаутках).
Проектное задание: «Словарь в картинках».
Раздел 2. Язык в действии (1 час)
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как
похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов
(вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, высту пать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
2 класс (7 часов)
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки,
санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского
быта: I) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват,

11

ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова,
называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка,
бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени: 3)
слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи).
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об
участии в народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.
3 класс (7 часов)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия
ветра, дождя, снега: названия растений). Слова, называющие предметы и явления
традиционной русской культуры, занятия людей (например, ямщик, извозчик,
коробейник, лавочник).
Проектное задание: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и
фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (2 часа)
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и
различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка,
книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и
т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода,
числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии
по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации
(в рамках изученного). Языковые особенности текстов фольклора и художественных

12

текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т. п.).
4 класс (7 часов)
Раздел I. Русский язык: прошлое и настоящее (2 ч)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например,
от корки до корки, вся семья вместе, гак и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных
языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение
опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в
словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках
других народов».
Раздел 2. Язык в действии (2 ч)
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и
будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний
и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Раздел 3. Секреты речи и текста (3)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка
прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и
собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт
использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
3. Тематическое планирование «Родной язык (русский)»

1 класс (7 часов)

13

№
п/п

Раздел

1.

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и
настоящее

Темы

Количество
часов в год (час)
4

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Практическая
работа: 1,3,4
«Оформление буквиц и
заставок»
Слова, обозначающие
предметы
традиционного русского
быта
Имена в малых жанрах
фольклора
Проектное
задание:
«Словарь в картинках»

2.

Раздел 2. Язык в
действии

1

Смыслоразличительная 2,4,8
роль ударения

3.

Раздел 3. Секреты
речи и текста

2

Стандартные обороты 3, 5, 6
речи для участия в
диалоге
Цели и виды вопросов

Итого

7

14

2 класс (7 часов)
№
п/п

Раздел

Количество
часов в год
(час)

1.

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и
настоящее

2

Темы

Слова, называющие
игры, забавы,
игрушки; предметы
традиционного
русского быта

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1,2,3

Проектное задание:
«Почему это так
называется?»
2.

3.

Раздел 2. Язык в
действии

Раздел 3. Секреты
речи и текста

2

3

Разные способы
4,6,8
толкования значения
слов. Наблюдение за
сочетаемостью слов
Совершенствование
орфографических
навыков
Связь предложений в 4, 5,7
тексте
Создание текстовповествований
Развёрнутое
толкование значения
слова

Итого

7

15

3

класс (7 часов)

№
п/п

Раздел

Количество
часов в год
(час)

1.

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и
настоящее

2

Темы

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Слова,
называющие 1,2,4
природные явления и
растения предметы и
явления традиционной
русской
культуры,
занятия людей.
Проектное
задание:
«Откуда в русском
языке эта фамилия»;
«История моего имени
и фамилии».

2.

Раздел 2. Язык в
действии

2

Для
чего
суффиксы?

нужны 5,6

Какие
особенности
рода
имён
существительных есть
в русском языке?
3.

Раздел 3. Секреты
речи и текста

3

Создание
текстов- 3,4,8
повествований.
Создание
текстоврассуждений.
Языковые особенности
текстов фольклора и
художественных
текстов.

Итого

7

2

3

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».