МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6
ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ Х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МБОУ ООШ
№ 6 им.
М.В.
Масливец
Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:08:57
Foxit Reader Версия: 9.7.0
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2023 года протокол №1
Председатель педсовета
________
А.В. Полоус
подпись руководителя
Ф.И.О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Уровень образования (класс) основное общее образование 7 класс
Количество часов 34
Учитель Джулай Наталья Владимировна
Программа разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования
с учетом примерной основной образовательной программой основного общего
образования
с учетом УМК «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека» под редакцией Б.М. Неменского 7 класс, 6-е изд. М.: Просвещение,
2017.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования
по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное
развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и
обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой
деятельности.
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства,
его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи
социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества.
Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В
рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной
культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства
обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и
красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы,
а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя
как
личности
и
члена
общества.
Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному
искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру,
жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком
полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается
как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного
поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является
важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся.
Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к
окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как
главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и
ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной
конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду,
искусству, культурному наследию
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе
учебных
проектов
на
уроках
изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической
направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в
произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое
развитие
обучающихся
обязательно
должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной)
работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного
пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического
продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики
трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы,
работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными
участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в
соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями
школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-
пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие
эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности,
способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного
освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как
материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах
(фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных;
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах
художественной деятельности;
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение
практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы для
создания более яркой эмоциональной атмосферы на уроке, с биологией (строение растений,
животных, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве), математикой
(геометрические формы.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;
• раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой
на народные традиции;
• создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
• умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объемных декоративных композиций;
• распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной
формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
• характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе
народных традиций;
• различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
• различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
• находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных
промыслов;
• различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов
России;
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит
различие временных и пространственных видов искусства;
• классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
• объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
• композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
• создавать образы, используя все выразительные возможности художественных
материалов;
• простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
• навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов
(кухонная утварь);
• изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
• создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
• строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
• характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
• передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
• творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на
картоне;
• выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
• рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве
как выражении различных мировоззренческих смыслов;
• применять перспективу в практической творческой работе;
• навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
• навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и
воздушной перспективы;
• видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
• навыкам создания пейзажных зарисовок;
• различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
• пользоваться правилами работы на пленэре;
• использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;
осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного
произведения;
• навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали,
значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
• пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
• различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
• различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;
• видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
• использовать графические материалы в работе над портретом;
• использовать образные возможности освещения в портрете;
• пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
• называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения;
• навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
• навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
• навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
• рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
• приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры
человека, используя разнообразные графические материалы;
6
• характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ,
как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
• объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
• изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
• узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
• перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
• характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных
событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
• узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена
великих русских мастеров исторической картины;
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и
их наиболее известные произведения;
• творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный
исторический сюжет;
• творческому опыту по разработке художественного проекта-разработки композиции
на историческую тему;
• творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
• представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии,
об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
• называть имена великих европейских и русских художников, творивших на
библейские темы;
• узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников
на библейские темы;
• характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
• описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
• творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому
событию или историческому герою;
• анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
• культуре зрительского восприятия;
• характеризовать временные и пространственные искусства;
• понимать разницу между реальностью и художественным образом;
• представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов
книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
• опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими
материалами;
• собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
• представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и
творчестве художников-анималистов;
• опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
• систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
• распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
• понимать сочетание различных объемов в здании;
7
• понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
• иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
• понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение
объемов при взгляде на них сверху;
• осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль,
круг – цилиндр, шар и т. д.;
• применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и
вспомогательные соединительные элементы;
• применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
• создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
• создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
• получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры
и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве
архитектурно-дизайнерского объекта;
• приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
• характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
• понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
• называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
• понимать основы краткой истории костюма;
• характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
• применять
навыки
сочинения
объемно-пространственной
композиции
в
формировании букета по принципам икебаны;
• использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
• отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный
замысел;
• использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
• узнавать и характеризовать памятники архитектуры
Древнего Киева. София
Киевская. Фрески. Мозаики;
• различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
• различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать
значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни
Руси;
• узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
• характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;
• раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
• работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные
творческие композиции в материалах по различным темам;
• различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
8
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании
архитектурного пространства;
• сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
• рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
• ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного
искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном
искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);
• владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку
зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и
др.);
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
• проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
• создавать художественную композицию макета книги, журнала;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
• называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
• называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
• называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
• понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную
картину мира, присущую произведениям искусства;
• определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники
архитектуры модерна;
• использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на
предметной плоскости и в пространстве;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX
века и определять памятники монументальной скульптуры;
9
• создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском
искусстве и время их развития в истории культуры;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
• применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
• понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века.
Модерн. Авангард. Сюрреализм;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
• создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
• работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
• использовать
выразительный
язык
при
моделировании архитектурного
пространства;
• характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
• получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира;
• использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной
композицией;
• понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
• называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н.
Бенуа, М.В. Добужинский);
• различать особенности художественной фотографии;
• различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.);
• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• различать понятия: игровой и документальный фильм;
• называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
• понимать основы искусства телевидения;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
• применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
• применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения
по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
• добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
• использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств
фотографии;
• применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
• пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
• понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
• применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
• применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
10
• использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
• применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
• смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
• использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования
школьного телевидения;
• реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
2.
Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие
компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных
сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных
представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет
«Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем
рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из
народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по
своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой
деятельности:
• ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
• изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
• декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративноприкладного искусства);
• художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
• художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний
и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание»,
«География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами
является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных
методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического
применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной
красоты
11
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный
художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов
России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская
игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов
(искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись
по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок –
основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно.
Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические
тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение
объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.
Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А.
Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные
возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого
(В.А.Тропинин, И.Е.Репин, И.Н.Крамской, В.А.Серов). Портрет в изобразительном искусстве
XX века (К.С.Петров-Водкин, П.Д.Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О.Роден). Пропорции и
строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества
(В.М.Васнецов, М.В.Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело
Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С.Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А.Иванов,
И.Н.Крамской, В.Д.Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века
(К.П.Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»
(А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.К.Рерих). Исторические картины из жизни моего города
(исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.
Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И.Пименов,
Ф.П.Решетников, В.Н.Бакшеев, Т.Н.Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я.Билибин,
В.А.Милашевский, В.А.Фаворский). Анималистический жанр (В.А.Ватагин, Е.И.Чарушин).
Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация
изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие
архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство
художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы
развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства.
12
Русская усадебная культура XVIII-XIX веков. Искусство флористики. Проектирование
пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского
Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм
Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки,
визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в СанктПетербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И.Баженов,
М.Ф.Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И.Шубин, М.И.Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н.Крамской, В.Г.Перов, А.И.Куинджи). Тема русского
раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан,
В.Д.Поленов). Исторический жанр (В.И.Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина).
Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные
художники начала XX века (А.Я.Головин, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский). Опыт
художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве
фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет,
музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского
кинематографа
(С.М.Эйзенштейн,
С.Ф.Бондарчук,
А.А.Тарковский,
Н.С.Михалков).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по
принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
13
Тема 7 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека» посвящена изучению
архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей
жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств
опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры
обучающихся.
Наименование разделов учебной программы
7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и
архитектуры (8 часов)
Основы композиции в конструктивных искусствах
1.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем
порядок в хаос!».
2.
Прямые линии и организация пространства.
3.
Цвет - элемент композиционного творчества.
4.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
5.
Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
6.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне.
7.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
Объект и пространство
1.
От плоскостного изображения к объемному макету.
2.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
3.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов.
Понятие модуля.
4.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
5.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ
времени.
6.
Форма и материал.
7.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11
часов)
1.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
2.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
3.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
4.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн.
5.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
6.
Природа
и
архитектура.
Организация
архитектурно-ландшафтного
пространства.
7.
Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное
проектирование (7 часов)
1.
Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у
тебя дом.
2.
Интерьер, который мы создаем.
3.
Пугало в огороде, или под шепот фонтанных струй.
4.
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
5.
Встречают по одежке.
6.
Автопортрет на каждый день.
7.
Моделируя себя - моделируешь мир.
14
Тематическое распределение часов
№
п
/
п
1.
Количество часов
по примерной
программе
Количество часов
по рабочей
программе
7 кл
35
7 кл
34
8
8
8
8
12
11
7
7
35 ч
34 ч
Дизайн и архитектура в жизни человека.
Архитектура и дизайн- конструктивные
искусства
в
ряду
пространственных
искусств. Мир, который создаёт человек.
Художник-дизайн-архитектура. Искусство
композиции- основа дизайна и архитектуры.
В мире вещей и зданий. Художественный
язык конструктивных искусств.
Город и человек. Социальное значение
дизайна и архитектуры в жизни человека.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Образ
жизни
и
индивидуальное
проектирование.
Итого:
1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
Раздел, тема
Колич
ество
Тематическое планирование
Основные виды учебной
деятельности
часов
Основы
1 час
композиции в
конструктивны
х искусствах.
Гармония,
контраст и
эмоциональная
выразительност
ь плоскостной
композиции,
или «Внесем
порядок в
хаос!».
7 класс
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 ч)
Объёмно-пространственная
и Находить
в
окружающем
плоскостная
композиции. рукотворном
мире
примеры
Основные
типы
композиций: плоскостных
и
объёмносимметричная и асимметричная, пространственных композиций.
фронтальная
и
глубинная. Выбирать способы компоновки
Гармония и контраст, баланс масс композиции
и
составлять
и
динамическое
равновесие, различные
плоскостные
движение
и
статика,
ритм, композиции из 1—4 и более
замкнутость и разомкнутость простейших
форм
композиции
(все
вариации (прямоугольников), располагая их
рассматриваются
на
примере по принципу симметрии или
упражнений
с
простейшими динамического равновесия.
формами — прямоугольники, Добиваться
эмоциональной
квадраты).
выразительности (в практической
работе),
применяя
композиционную доминанту и
ритмическое
расположение
15
Прямые линии
и организация
пространства
1 час
Цвет —
1 час
элемент
композиционно
го творчества
1 час
Свободные
формы: линии
и тоновые
пятна
Буква —
строка —
текст.
Искусство
шрифта
1 час
Когда текст и
изображение
вместе.
Композиционн
ые основы
макетирования
в графическом
дизайне
1 час
В бескрайнем
2 часа
Решение с помощью простейших
композиционных
элементов
художественно-эмоциональных
задач.
Ритм
и
движение,
разреженность и сгущённость.
Прямые
линии:
соединение
элементов композиции и членение
плоскости.
Образнохудожественная
осмысленность
простейших
плоскостных
композиций.
Монтажность
соединений
элементов,
порождающая новый образ.
Функциональные задачи цвета в
конструктивных
искусствах.
Применение локального цвета.
Сближенность цветов и контраст.
Цветовой акцент, ритм цветовых
форм,
доминанта.
Выразительность линии и пятна,
интонационность
и
многоплановость.
Задание:
выполнение
практических работ по теме
«Акцентирующая роль цвета в
организации
композиционного
пространства»;
выполнение
аналитической работы по теме
«Абстрактные
формы
в
искусстве».
Буква
как
изобразительносмысловой символ звука. Буква и
искусство шрифта, «архитектура»
шрифта, шрифтовые гарнитуры.
Шрифт и содержание текста.
Понимание
печатного
слова,
типографской
строки
как
элементов
плоскостной
композиции. Логотип.
Синтез слова и изображения в
искусстве плаката, монтажность
их
соединения,
образноинформационная цельность.
Стилистика
изображений
и
способы их композиционного
расположения в пространстве
плаката
и
поздравительной
открытки.
Многообразие видов графического
16
элементов.
Понимать и передавать в
учебных
работах
движение,
статику и композиционный ритм.
Понимать и объяснять, какова
роль прямых линий в организации
пространства.
Использовать прямые линии для
связывания отдельных элементов
в единое композиционное целое
или, исходя из образного замысла,
членить
композиционное
пространство при помощи линий.
Понимать
роль
цвета
в
конструктивных искусствах.
Различать
технологию
использования цвета в живописи и
в конструктивных искусствах.
Применять цвет в графических
композициях как акцент или
доминанту.
Понимать букву как исторически
сложившееся обозначение звука.
Различать «архитектуру» шрифта
и
особенности
шрифтовых
гарнитур.
Применять
печатное
слово,
типографскую строку в качестве
элементов
графической
композиции.
Понимать и объяснять образноинформационную
цельность
синтеза слова и изображения в
плакате и рекламе.
Создавать творческую работу в
материале.
Узнавать
элементы,
море книг и
журналов.
Многообразие
форм
графического
дизайна.
Создание
макета
журнала.
дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения.
Элементы,
составляющие
конструкцию и художественное
оформление
книги,
журнала.
Коллажная
композиция:
образность и технология.
Объект и
пространство.
От
плоскостного
изображения к
объемному
макету
1 час
Взаимосвязь
объектов в
архитектурном
макете
1 час
составляющие конструкцию и
художественное
оформление
книги, журнала.
Выбирать
и
использовать
различные способы компоновки
книжного
и
журнального
разворота.
Создавать
практическую
творческую работу в материале.
В мире вещей и зданий
Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)
Композиция
плоскостная
и Развивать
пространственное
пространственная.
Прочтение воображение.
плоскостной
композиции
как Понимать
плоскостную
схематического
изображения композицию
как
возможное
объёмов в пространстве при схематическое
изображение
взгляде
на
них
сверху. объёмов при взгляде на них
Композиция пятен и линий как сверху.
чертёж объектов в пространстве. Осознавать
чертёж
как
Понятие
чертежа
как плоскостное
изображение
плоскостного
изображения объёмов,
когда
точка
—
объёмов,
когда
точка
— вертикаль, круг — цилиндр, шар и
вертикаль, круг — цилиндр или т. д.
шар, кольцо — цилиндр и т. д. Применять
в
создаваемых
Понимание
учащимися пространственных композициях
проекционной природы чертежа. доминантный
объект
и
Прочтение по рисунку простых вспомогательные соединительные
геометрических тел, а также элементы.
прямых, ломаных, кривых линий. Анализировать
композицию
Конструирование их в объёме и объёмов, составляющих общий
применение в пространственно- облик,
образ
современной
макетных
композициях. постройки.
Вспомогательные соединительные Осознавать взаимное влияние
элементы в пространственной объёмов и их сочетаний на
композиции. Понятие рельефа образный характер постройки.
местности
и
способы
его Понимать
и
объяснять
обозначения на макете. Дизайн- взаимосвязь выразительности и
проекта: введение монохромного целесообразности конструкции.
цвета.
Овладевать
способами
обозначения на макете рельефа
местности и природных объектов.
Использовать в макете фактуру
плоскостей фасадов для поиска
композиционной
выразительности.
Прослеживание структур зданий Понимать и объяснять структуру
различных архитектурных стилей различных
типов
зданий,
и эпох. Выявление простых выявлять
горизонтальные,
объёмов,
образующих
дом. вертикальные,
наклонные
Взаимное влияние объёмов и их элементы, входящие в них.
сочетаний на образный характер Применять модульные элементы
постройки.
Баланс в создании эскизного макета дома.
функциональности
и
17
1 час
Конструкция:
часть и целое.
Здание как
сочетание
различных
объемных
форм. Понятие
модуля
Важнейшие
архитектурные
элементы
здания
1 час
Красота и
1 час
целесообразнос
ть. Вещь как
сочетание
объемов и
образ времени
Форма и
материал
1 час
художественной красоты здания.
Деталь и целое. Достижение
выразительности
и
целесообразности конструкции.
Модуль как основа эстетической
цельности
постройки
и
домостроительной индустрии.
Взаимное влияние объёмов и их
сочетаний на образный характер
постройки.
Баланс
функциональности
и
художественной красоты здания.
Деталь и целое. Достижение
выразительности
и
целесообразности конструкции.
Модуль как основа эстетической
цельности постройки и
домостроительной индустрии.
Рассмотрение различных типов
зданий,
выявление
горизонтальных,
вертикальных,
наклонных элементов, входящих в
их структуру. Возникновение и
историческое развитие главных
архитектурных элементов здания
(перекрытия, стены, окна, двери,
крыша, а также арки, купола,
своды, колонны и др.).
Использование элементов здания в
макете архитектурного объекта.
Многообразие
мира
вещей.
Внешний облик вещи. Выявление
сочетающихся объёмов. Функция
вещи
и
целесообразность
сочетаний объёмов. Дизайн вещи
как искусство и социальное
проектирование. Вещь как образ
действительности
и
времени.
Сочетание
образного
и
рационального.
Красота — наиболее полное
выявление функции вещи.
Взаимосвязь формы и материала.
Влияние функции вещи на
материал, из которого она будет
создаваться. Роль материала в
определении формы. Влияние
развития технологий и материалов
на изменение формы вещи
(например, бытовая аудиотехника
— от деревянных корпусов к
пластиковым обтекаемым формам
18
Понимать и объяснять структуру
различных
типов
зданий,
выявлять
горизонтальные,
вертикальные,
наклонные
элементы, входящие в них.
Применять модульные элементы
в создании эскизного макета дома.
Иметь
представление
и
рассказывать
о
главных
архитектурных элементах здания,
их
изменениях
в
процессе
исторического развития.
Создавать
разнообразные
творческие работы (фантазийные
конструкции) в материале.
Понимать общее и различное во
внешнем облике вещи и здания,
уметь
выявлять
сочетание
объёмов,
образующих
форму
вещи.
Осознавать
дизайн
вещи
одновременно как искусство и как
социальное
проектирование,
уметь объяснять это.
Определять вещь как объект,
несущий
отпечаток
дня
сегодняшнего и вчерашнего.
Создавать творческие работы в
материале.
Понимать и объяснять, в чём
заключается взаимосвязь формы и
материала.
Развивать
творческое
воображение, создавать новые
фантазийные или утилитарные
функции для старых вещей.
Цвет в
архитектуре и
дизайне
Роль цвета в
формотворчест
ве.
Город сквозь
времена и
страны.
Образы
материальной
культуры
прошлого
Город сегодня
и завтра.
Пути развития
современной
архитектуры и
дизайна
и т. д.).
1 час
Эмоциональное
и Получать
представления
о
формообразующее значение цвета влиянии цвета на восприятие
в дизайне и архитектуре. Влияние формы объектов архитектуры и
цвета на восприятие формы дизайна, а также о том, какое
1 час
объектов архитектуры и дизайна. значение имеет расположение
Отличие роли цвета в живописи от цвета
в
пространстве
его назначения в конструктивных архитектурно-дизайнерского
искусствах. Цвет и окраска. объекта.
Преобладание локального цвета в Понимать
и
объяснять
дизайне
и
архитектуре. особенности цвета в живописи,
Психологическое
воздействие дизайне, архитектуре.
цвета. Влияние на восприятие Выполнять
коллективную
цвета
его
нахождения
в творческую работу по теме.
пространстве
архитектурнодизайнерского объекта, формы
цветового пятна, а также мягкого
или резкого его очертания,
яркости цвета. Специфика влияния
различных цветов спектра и их
тональностей. Фактура цветового
покрытия.
Город и человек
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 ч)
1 час
Образ и стиль. Смена стилей как Иметь общее представление и
отражение
эволюции
образа рассказывать об особенностях
жизни, сознания людей и развития архитектурно-художественных
производственных возможностей. стилей разных эпох.
Художественно-аналитический
Понимать
значение
обзор развития образно-стилевого архитектурно-пространственной
языка архитектуры как этапов композиционной доминанты во
духовной,
художественной
и внешнем облике города.
материальной культуры разных Создавать образ материальной
народов и эпох. Архитектура культуры прошлого в собственной
народного жилища. Храмовая творческой работе.
архитектура. Частный дом.
1 час
Архитектурная
и Осознавать современный уровень
градостроительная революция XX развития
технологий
и
века. Её технологические и материалов,
используемых
в
эстетические
предпосылки
и архитектуре и строительстве.
истоки.
Социальный
аспект Понимать
значение
«перестройки» в архитектуре. преемственности
в
искусстве
Отрицание
канонов
и архитектуры
и
искать
одновременно
использование собственный
способ
наследия с учётом нового уровня «примирения»
прошлого
и
материально-строительной
настоящего
в
процессе
техники.
Приоритет реконструкции городов.
функционализма.
Проблема Выполнять
в
материале
урбанизации
ландшафта, разнохарактерные практические
безликости и агрессивности среды творческие работы.
современного
города.
Современные
поиски
новой
эстетики архитектурного решения
в градостроительстве.
19
Живое
пространство
города.
Город,
микрорайон,
улица
1 час
Вещь в городе
и дома.
Городской
дизайн
1 час
Интерьер и
вещь в доме.
1 час
Дизайн
1 час
пространственн
о-вещной
среды
интерьера
Природа и
архитектура.
1 час
Организация
архитектурноландшафтного
пространства
1 час
Исторические формы планировки
городской среды и их связь с
образом жизни людей. Различные
композиционные
виды
планировки города: замкнутая,
радиальная, кольцевая, свободноразомкнутая,
асимметричная,
прямоугольная и др. Схемапланировка
и
реальность.
Организация
и
проживание
пространственной
среды
как
понимание образного начала в
конструктивных искусствах. Роль
цвета
в
формировании
пространства. Цветовая среда.
Неповторимость
старинных
кварталов и кварталы жилья. Роль
малой
архитектуры
и
архитектурного
дизайна
в
эстетизации и индивидуализации
городской среды, в установке
связи
между
человеком
и
архитектурой.
Создание
информативного
комфорта
городской
среды:
устройство
пешеходных зон в городах,
установка
городской
мебели
(скамьи, «диваны» и пр.), киосков,
информационных блоков, блоков
локального озеленения и т. д.
Архитектурный
«остов»
интерьера.
Историчность и социальность
интерьера.
Отделочные
материалы, введение фактуры и
цвета в интерьер. От унификации
к
индивидуализации
подбора
вещного наполнения интерьера.
Мебель и архитектура: гармония и
контраст. Дизайнерские детали
интерьера.
Зонирование
интерьера.
Интерьеры
общественных мест (театр, кафе,
вокзал, офис, школа и пр.)
Город в единстве с ландшафтнопарковой
средой.
Развитие
пространственно-конструктивного
мышления.
Технология
макетирования путём введения в
технику
бумагопластики
различных материалов и фактур
(ткань,
проволока,
фольга,
древесина, стекло и т. д.) для
20
Рассматривать и объяснять
планировку города как способ
оптимальной организации образа
жизни людей.
Создавать
практические
творческие работы, развивать
чувство композиции.
Осознавать и объяснять роль
малой
архитектуры
и
архитектурного
дизайна
в
установке связи между человеком
и архитектурой, в проживании
городского пространства.
Иметь
представление
об
историчности и социальности
интерьеров прошлого.
Создавать
практические
творческие работы в техниках
коллажа, дизайн-проектов.
Проявлять творческую фантазию,
выдумку, находчивость, умение
адекватно оценивать ситуацию в
процессе работы.
Учиться понимать роль цвета,
фактур и вещного наполнения
интерьерного
пространства
общественных мест (театр, кафе,
вокзал, офис, школа и пр.), а также
индивидуальных помещений.
Создавать
практические
творческие работы с опорой на
собственное чувство композиции
и стиля, а также на умение владеть
различными
художественными
материалами.
Понимать
эстетическое
и
экологическое
взаимное
существование
природы
и
архитектуры.
Приобретать
общее
представление
о
традициях
ландшафтно-парковой
архитектуры.
Использовать
старые
и
Ты —
архитектор!
1 час
Замысел
1 час
архитектурного
проекта и его
осуществление
1 час
Проектировани
е
архитектурного
образа города
Мой дом —
мой образ
жизни.
Скажи мне,
как ты
живешь, и я
скажу, какой
у тебя дом
1 час
Интерьер,
который мы
создаём
1 час
Пугало в
огороде, или…
Под шёпот
фонтанных
струй
1 час
создания
архитектурно- осваивать новые приёмы работы
ландшафтных
объектов
(лес, с
бумагой,
природными
водоём, дорога, газон и т. д.).
материалами
в
процессе
макетирования
архитектурноландшафтных
объектов
(лес,
водоём, дорога, газон и т. д.).
Единство
эстетического
и Совершенствовать
навыки
функционального в объёмно- коллективной
работы
над
пространственной
организации объёмно-пространственной
среды жизнедеятельности людей.
композицией.
Природно-экологические,
Развивать и реализовывать в
историко-социальные и
иные макете своё чувство красоты, а
параметры,
влияющие
на также художественную фантазию
композиционную
планировку в сочетании с архитектурногорода. Реализация в процессе смысловой логикой.
коллективного
макетирования
чувства красоты и архитектурносмысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч)
Мечты и представления о своём Осуществлять в собственном
будущем жилище, реализующиеся архитектурно-дизайнерском
в
архитектурно-дизайнерских проекте как реальные, так и
проектах. Принципы организации фантазийные представления о
и членения пространства на своём будущем жилище.
различные функциональные зоны: Учитывать в проекте инженернодля работы, отдыха, спорта, бытовые и санитарно-технические
хозяйства, для детей и т. д. Мой задачи.
дом — мой образ жизни. Учёт в Проявлять
знание
законов
проекте инженерно-бытовых и композиции и умение владеть
санитарно-технических задач.
художественными материалами.
Фактур и цветовой гаммы. Стиль и Понимать и объяснять задачи
эклектика. Отражение в проекте зонирования помещения и уметь
дизайна
интерьера
образно- найти способ зонирования.
архитектурного
замысла
и Отражать в эскизном проекте
композиционно-стилевых начал. дизайна
интерьера
своей
Функциональная красота или собственной
комнаты
или
роскошь предметного наполнения квартиры образно-архитектурный
интерьера
(мебель,
бытовое композиционный замысел.
оборудование).
Создание
многофункционального интерьера
собственной комнаты. Способы
зонирования помещения.
Планировка
сада,
огорода, Узнавать о различных вариантах
зонирование
территории. планировки дачной территории.
Организация
палисадника, Совершенствовать
приёмы
садовых
дорожек.
Малые работы
с
различными
архитектурные
формы
сада: материалами в процессе создания
беседка,
бельведер,
пергола, проекта садового участка.
ограда и пр. Водоёмы и мини- Применять навыки сочинения
пруды. Сомасштабные сочетания объёмно-пространственной
растений сада. Альпийские горки, композиции
в
формировании
скульптура, керамика, садовая букета по принципам икебаны.
21
Мода, культура 1 час
и ты.
Композиционн
оконструктивны
е принципы
дизайна
одежды
Встречают по
одёжке
1 час
Автопортрет на 1 час
каждый день
мебель, кормушка для птиц и т. д.
Спортплощадка и многое другое в
саду
мечты.
Искусство
аранжировки.
Икебана как пространственная
композиция в интерьере.
Соответствие материала и формы
в одежде. Технология создания
одежды. Целесообразность и мода.
Психология индивидуального и
массового. Мода — бизнес и
манипулирование
массовым
сознанием. Законы композиции в
одежде. Силуэт, линия, фасон.
Психология индивидуального и
массового. Мода — бизнес и
манипулирование
массовым
сознанием. Возраст и мода.
Молодёжная
субкультура
и
подростковая мода. «Быть или
казаться?» Самоутверждение и
знаковость в моде. Философия
«стаи» и её выражение в одежде.
Стереотип и китч.
Лик или личина? Искусство грима
и причёски. Форма лица и
причёска.
Макияж
дневной,
вечерний и карнавальный. Грим
бытовой и сценический. Лицо в
жизни, на экране, на рисунке и на
фотографии. Азбука визажистики
и парикмахерского стилизма.
Боди-арт и татуаж как мода.
Человек как объект дизайна.
Понятие
имидж-дизайна
как
сферы
деятельности,
объединяющей различные аспекты
моды и визажистику, искусство
грима,
парикмахерское
дело,
фирменный стиль и т. д.,
определяющей форму поведения и
контактов в обществе. Связь
имидж-дизайна
с
«паблик
рилейшенс»,
технологией
социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью и
политикой. Материализация в
имидж-дизайне психосоциальных
притязаний
личности
на
22
Приобретать
общее
представление
о
технологии
создания одежды.
Понимать как применять законы
композиции в процессе создания
одежды (силуэт, линия, фасон),
использовать эти законы на
практике.
Осознавать двуединую природу
моды как нового эстетического
направления и как способа
манипулирования
массовым
сознанием.
Использовать
графические
навыки
и
технологии
выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодёжных
комплектов одежды.
Создавать творческие работы,
проявлять
фантазию,
воображение,
чувство
композиции, умение выбирать
материалы.
Понимать и объяснять, в чём
разница
между
творческими
задачами,
стоящими
перед
гримёром и перед визажистом.
Ориентироваться в технологии
нанесения и снятия бытового и
театрального грима.
Уметь
воспринимать
и
понимать макияж и причёску как
единое композиционное целое.
Вырабатывать чёткое ощущение
эстетических и этических границ
применения макияжа и стилистики
причёски в повседневном быту.
Создавать
практические
творческие работы в материале.
Понимать имидж-дизайн как
сферу
деятельности,
объединяющую
различные
аспекты
моды,
визажистику,
парикмахерское дело, ювелирную
пластику, фирменный стиль и т. д.,
определяющую
поведение
и
контакты человека в обществе.
Объяснять связи имидж-дизайна
Моделируя
себя моделируешь
мир
1 час
публичное
моделирование с публичностью, технологией
желаемого облика.
социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью и
политикой.
Создавать творческую работу в
материале, активно проявлять
себя в коллективной деятельности.
Человек - мера вещного мира. Он - Понимать и уметь доказывать,
или его хозяин, или раб. Создавая что человеку прежде всего нужно
«оболочку» - имидж, создаёшь и «быть», а не «казаться».
«душу».
Моделируя
себя, Уметь видеть искусство вокруг
моделируешь и создаёшь мир и себя, обсуждать практические
своё завтра. Роль дизайна и творческие работы, созданные в
архитектуры
в
современном течение учебного года.
обществе
как
важной
составляющей, формирующей его
социокультурный облик.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей основной школы МБОУ ООШ №6
им. М.В. Масливец
от «29 » августа 2023 года № 1
_______________ /Н.В. Джулай/
подпись руководителя МО
Ф.И.О
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ ООШ №6 им. М.В. Масливец
_________ / М.В. Левицкая/
подпись
Ф.И.О
29 » августа 2023 г.
23