МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В.МАСЛИВЕЦ
Х.КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МБОУ ООШ
№ 6 им.
М.В.
РАССМОТРЕНО
Масливец
Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:09:16
Foxit Reader Версия: 9.7.0
Методическое
объединение учителей
начальных классов
________С.А.Юдина
Протокол №1
от «___» августа_2024г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________Е.С.Клейменова
УТВЕРЖДЕНО
Председатель
педагогического совета
________А.В.Полоус
Протокол № 1
от «___» августа_2024г.
Приказ № 1
от «___» августа_2024г.
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 1 -4 классов
с умственной отсталостью
(АООП УО (ИН) вариант 1)
Красная Нива 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в
соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2023-2024
учебный год.
Основой
для
разработки
рабочей
программы
является
авторская программа М. Ю. Рау «Изобразительное искусство», из сборника
программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида для1-4 классов под редакцией Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской
Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно–методические
пособия для реализации данной программы.
Программа по изобразительному искусству составлена с учетом особенностей
познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения
младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), способствует формированию личности и воспитанию
положительных навыков и привычек.
Основная цель предмета заключается во всестороннем развитии
личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных
умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке,
аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины,
конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также
адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели на уроках изобразительного искусства
решаются следующие задачи:
•
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
•
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
•
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса.
•
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного
искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
•
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения
анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
•
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
•
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
•
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения
орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
•
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с
натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
•
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
•
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в
группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная
аппликация»).
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений
воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его
в живописи»; «Обучение восприятию произведений искусства» и распределено
последовательно с постепенным усложнением.
•
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область
«Искусство».
В соответствии с Учебным планом МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
основного общего образования рабочая программа в 1 классе рассчитана
на 33 ч. в год (1ч. в неделю), во 2 классе - на 34 ч. в год (1ч. в неделю),
в 3 классе - на 34 ч. в год (1ч. в неделю), в 4 классе - на 34 ч. в год (1ч. В
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Обучение умению размещать рисунок (а в аппликации - готовое
вырезанное изображение) на изобразительной плоскости. В связи с этим работа над понятиями "середина листа", "край листа".
Формирование умения учитывать:
- горизонтальное и вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от
содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета;
- размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги. При
объяснении учитываются рациональные и ошибочные варианты изображений старые детские работы.
Формирование умения организовывать предметы в группы по смыслу.
Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать у
учащихся чувство ритма при составлении узора). Использование в этой работе
вырезанных силуэтных изображений.
Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.
Примерные задания. Составление аппликации из вырезанных изображений
объектов или их частей ("Яблоки и груши на тарелке", Грибы", "Кувшинчик с
цветами", "Большие и маленькие рыбки в аквариуме", "Листопад" - по выбору
учителя). Составление узора в полосе из вырезанных геометрических форм,
листьев ("Коврик для игрушек").
Рисование по памяти, по представлению с помощью шаблонов: "Листопад",
"Грибы на пеньке" и т.п. Рисование с помощью опорных точек: "Кораблик на
воде", "Флажки на веревке" и т.п. - по выбору учителя.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
Обучение приемам анализа предметов: выделение основных частей в
строении (конструкции) объектов изображения, признаков их формы
(обследованию предметов с целью их изображения). Обучение приемам
изображения несложных, слабо расчлененных предметов с выраженными
особенностями формы. Использование метода сравнения при обучении детей
умению выделять признаки предметов (особенности формы, величину,
пропорции частей, конструкцию предметов), использование очередности видов
работ: 1) лепка, 2) составление изображений в виде аппликации (составление из
частей целого), 3) изображение предмета под диктовку с демонстрацией этапов
изображения на доске), 4) самостоятельное изображение предмета сходного с
натурой или образцом, равного по величине и рядом - большего и меньшего по
величине.
Формирование графического образа дерева (представления и способа
изображения). Обучение приемам изображения ствола, ветвей, их взаимосвязи;
обращение внимания детей на утоньшение ствола к верхушке, сучьев и веток к их концу.
Формирование образа человека. Части тела человека, пространственное
расположение частей, места их соединений, пропорции. Расположение частей
фигуры человека в рисунке, лепке и аппликации (в положении "человек стоит":
руки опущены, расставлены в стороны; ноги соединены вместе, расставлены на
ширину плеч).
Формирование графического образа дома (постройки). Части дома, их
пространственное расположение, пропорции частей дорисовыванием окон и др.
карандашом, фломастером).
Рисование с натуры предметов простой, слабо расчлененной формы: флажки
квадратные и прямоугольные (в сравнении, с использованием вспомогательных
опорных точек); воздушный шар, мяч, колесо велосипеда.
Рисование с натуры вылепленных предметов (барельефов "Дом" и "Дерево";
объемных изображений); рисование выполненных аппликаций ("Дом",
"Снеговик" и т.п. - по выбору учителя).
Рисование по памяти нарисованных с натуры предметов (как упражнение в
запоминании) с использованием игровой формы проведения занятия ("Кто
лучше запомнил?").
в конструкции (при использовании видов работ: аппликация, рисунок "графический диктант", возможно использование точек; самостоятельное изображение).
Примерные задания
Лепка (натура дается в сравнении): яблоко и груша; морковь и свекла; грибы,
кувшин. Лепка игрушек: русская матрешка, утенок.
Лепка сложно расчлененных объектов (поэтапно, под руководством учителя):
человечек; барельефы: дом и дерево (из скатанных из пластилина отрезков
"шнура").
Составление
аппликации дома деревенского и городского типа из вырезанных из цветной
бумаги квадратов, прямоугольников, треугольников (с
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование умения узнавать и называть в репродукциях картин известных
художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения;
называть изображенные действия, признаки предметов.
Рекомендуемые для демонстрации произведения: натюрморты Ж.-Б. Шардена,
В. Ван Гога ("Кувшины"), П. Сезанна, П. Кончаловского; И. Левитана "Золотая
осень"; И. Шишкина "Рожь", "Зима"; работы Ватагина - или др. по выбору
учителя, доступные пониманию учащихся.
Раздел: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и
формирование умений переливать его в живописи»
Обучение приемам штрихования контура простым и цветными карандашами.
Формирование умений, работав с красками (гуашью), пользоваться палитрой.
Ознакомление детей с приемами, используемыми в народной росписи Дымково
и Городца (точки, дужки, штрихи, "тычок"). Прием "примакивание". Работа
кончиком и корпусом кисти.
Введение в активный словарь детей названий основных и составных цветов в
пределах солнечного спектра, название цветов ахроматического ряда (черный,
серый, белый). Обучение и упражнение в узнавании и назывании локального
цвета предметов.
Формирование эмоционального восприятия цвета: радостные эмоциональные
впечатления от цветов солнечного спектра (при рисовании радуги).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью - "Радуга".
Раскрашивание изображений предметов, нарисованных ранее* (овощи, фрукты
с ровной окраской; листья в осенней окраске).
Роспись игрушек, вылепленных из глины на уроках изобразительного
искусства или ручного труда: "русская матрешка", "Птичка" (гуашь по глине).
Вариант работы: роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных
учителем из бумаги.
Выполнение цветных кругов с темной и белой "оживкой", используемых в
современной городецкой росписи; изображение ягод "тычком".
Рисование сразу кистью гуашью: веточки акации, цветы "ромашка", "василек",
"одуванчик" и т.п. (способом "примакивание") - "графический диктант" (работа
сразу кистью, гуашью); изображение фризом - травка, дерево, солнце, цветы в
траве и т.п.
Речевой материал
Слова, словосочетания, фразы:
Карандаш, краска, кисть (кисточка), ластик, банка, вода, тряпочка, бумага,
альбом, глина (пластилин), клей, ножницы, шаблон;
рисунок, аппликация, лепка; цвет, линия, круг, квадрат, узор; художник,
картина;
рисовать, стирать (ластиком); идет, стоит; лепить, размять, оторвать,
(На предыдущем занятии, на котором учитель поставил задачу изучить детей
различать и изображать форму предметов, они нарисовали контуры
перечисленных объектов.
Данный речевой материал учитель использует на уроках изобразительного
искусства, повторяет и закрепляет его, пополняя новыми словами,
словосочетаниями и фразами на протяжении обучения детей (1-1V класс).
вымыть, вытереть;
красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый; черный, белый,
серый; прямой, толстый, тонкий; большой, маленький (не)правильно,
(не)красиво, хорошо (плохо), середина (посередине)
туловище, голова, руки, ноги, шея (части тела человека); ствол, ветки, листья
(части дерева); крыша, стены, окна (части дома).
Приготовь рабочее место. Налей в банку воду. Возьми карандаш... Нарисуй
посередине листа (бумаги). Это рисунок (картина). Это край листа.
Что будем рисовать? Покажи свой рисунок. Смотри как надо рисовать. Какая
форма? На что похожа? Какой по цвету? Какой цвет? Как называется?
Нарисуй здесь. Нарисуй так. Работай красками так. Нарисуй посередине листа.
Держи кисть — вот так (вертикально) - демонстрация приемов. Скачала,
нарисую..., потом нарисую...
Разомни пластилин. Скатай шар, раскатай "палочку". Будем лепить человечка.
Слепи голову... и т.д.
2 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2-3 готовых вырезанных
изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы
над понятиями "середина листа", "край листа" (верхний, нижний, левый,
правый).
Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное
или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей
формы изображаемого предмета; 2) размеры рисунка в зависимости от
величины листа (Учитель использует в этой работе правильные и ошибочные
варианты изображений - старые детские работы); наряду со словесной речью
учитель использует жесты, характеризующие направление, протяженность,
подчеркивающие размер предметов.
Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое
построение). Обращение внимания детей на смысловые связи в рисунке, на
возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.
Обучение детей приемам вырезания силуэтов предметов симметричной формы
из бумаги, сложенной вдвое. Обучение способам достижения ритма в узоре в
полосе повторением и чередованием формы и цвета элементов узора.
Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы
над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение
этапов очередности.
Примерные задания.
Коллективное составление композиции из вылепленных человечков:
("Хоровод"), из наклеенных на общий фон аппликаций (например, "Веселые
Петрушки", "Игрушки на полке").
Рисование на темы: "Утки на реке", "Осень в лесу", "Снеговик во дворе",
"Деревья весной", (гуашью на соответствующем фоне).
Выполнение аппликаций: "Ваза с цветами" (цветы дорисовываются карандашом); "Узор в полосе из листьев и цветов" - "Красивый коврик";
Выполнение барельефа: "Ветка с вишнями" и его зарисовка.
Раздел: «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию».
Формирование у детей умения проводить сначала с помощью опорных точек,
затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях; прямые
линии - в вертикальном, -горизонтальном и наклонном направлении (возможно
использование приема дорисовывания).
Обучение приемам изображения сначала с помощью опорных точек, затем без
них от руки - геометрических форм - эталонов: круга, квадрата,
прямоугольника, треугольника, овала. Использование приема "дорисовывания
изображения" в формировании этих умений.
Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование
представлений и способов изображения различных деревьев (береза, ель,
сосна).
Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде
в статической позе (человек стоит).
Развитие умения рисовать жилые постройки: разные дома городского типа (с
использованием приема сравнения).
Примерные задания.
Лепка: объемное изображение человека в одежде (женщина в длинной юбке,
кофте, фартуке, в головном уборе - после демонстрации дымковской игрушки
"Барыня").Игрушки "Котенок"; "Снеговик" (пластилин или глина, стека),
"Птичка зарянка".
Аппликация: "Петрушка", "Сказочная птица" - для праздника птиц.
(Составление целого изображения из заранее вырезанных частей: кругов,
овалов, округлых деталей, соответствующих определенной форме части тела
изображаемого объекта).
Рисование: упражнения в проведении прямых, волнистых и ломаных,
зигзагообразных линий карандашом в здании "Сломанный телевизор"
(рисуются полосы разных видов на экранах телевизоров); "Волны на море",
"Забор", "Лес вдали", "Динозавр" (дорисовывания ломаными линиями спины,
хвоста, зубов в изображении); изображение с натуры двух сосудов, сходных по
форме, но имеющих разные пропорции и размеры (кружки, бутылки из-под
молока и простокваши) - работа простым карандашом или фломастером.
Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека ("Женщина" или
"Мама"); зарисовка выполненной ранее аппликации "Петрушка", "Сказочная
птица" или др. (по выбору учителя).
Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом) по выбору учителя. "Береза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой", "Дом в
деревне", "Дом в городе" - по выбору учащихся.
Раздел: «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и
формирование умений передавать его в живописи»
Обучение приемам получения составных цветов в работе с акварелью
(зеленого, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений
узнавать и называть локальный цвет предмета.
Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской
(гуашью). Обучение приемам работы акварельными красками (умение
разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая
влажной кистью, кончиком и корпусом и т.д.). Закрепление приема работы
красками "примакивание" (акварелью).
Примерные задания.
Рисование сразу кистью: деревья "Сосна", "Ель"; "Волны на море"; "Кораблик
плывет по воде".
Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства
(вариант работы: роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из
бумаги): "Человек в одежде", "Мама в новом платье", "Птичка", "Котенок" или
др. - по выбору учителя.
Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов;
листьев несложной формы (акации, клевера и т.п. - на тонированной бумаге).
Работа красками в сравнении: "Солнышко светит, белые облака" , "Серая туча,
идет дождь" - сопоставление радостных и мрачных цветов (графический
диктант гуашью по тонированной голубым цветом и серым цветом бумаге).
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
Беседа по плану:
1. Кто написал картину.
2. Чем написал художник картину, на чем.
3. Что художник изобразил на картине.
4. Как нужно смотреть и понимать картину.
Материал к уроку. Произведения живописи и книжной графики: И. Левитан
"Золотая осень"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Шишкин "Лес зимой",
иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева или др. - по
выбору учителя, доступные пониманию учащихся.
Речевой материал
Во втором классе закрепляется речевой материал I класса.
Новые слова, словосочетания, фразы: гуашь, фон, акварель; береза, ель, сосна;
одежда; кончик кисти; смешивать краски; круглый, квадратный, треугольный;
Смешай краски. Примакивай кистью вот так... Я смешиваю краски.
Картину нарисовал художник. Что он нарисовал? Что это? Что делает? Какое
время года? Почему?
3 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Закрепление умения размещать рисунок на изобразительной плоскости,
учитывать протяженность листа бумаги в зависимости от содержания рисунка
или особенностей формы изображаемого предмета; закрепление умения
учитывать необходимость соответствия размера рисунка и величины листа
бумаги.
Развитие пространственных представлении. Работа над понятиями "перед...",
"за...", "около...", "рядом...", "с...", "далеко от...", "посередине", "справа от...",
"слева от...".
формирование умения изображать предметы в рисунке при передаче глубины
пространства: ближние - ниже, дальние - выше на листе бумаги; использовать
прием загораживания одних предметов другими, уменьшения величины
удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя.
Знакомство с различными вариантами построения композиции в декоративной
работе (в вертикальном и горизонтальном формате), обучение способам
достижения ритма в узоре повторением и чередованием формы и цвета его
элементов.
Формирование умения самостоятельно планировать свою изобразительную
деятельность (лепка, работу над аппликацией, рисование).
Примерные задания.
Рисование на темы: "Осень. Птицы улетают"; "Дети лепят снеговика";
"Скворечник на березе. Весна"; "Деревня. Дома и деревья в деревне летом".
Иллюстрирование сказки "Колобок": "Колобок лежит на окне", "Колобок
катится по дорожке".
Выполнение аппликаций: "Закладка для книг" (узор из растительных форм).
"Разная посуда" (коллективная работа: на цветной фон наклеиваются чашки,
кружки, кринки, которые дети вырезают из полосок сложенной вдвое бумаги).
Выполнение узора с помощью картофельного штампа (элементы узора растительные формы, снежинки и т.п. - выполняются с помощью учителя).
Раздел: «Развитие уучащихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию»
Формирование навыков обследования предметов с целью их изображения;
использование
метода
сравнения
в
этой
работе,
определенной
последовательности в видах работ: сначала лепка, затем составление
аппликации и рисование.
Формирование умения соотносить форму предмета с эталонными
геометрическими фигурами {кругом, овалом, квадратом и др.).
Формирование представлений о строении тела животных и способах
изображения некоторых животных в лепке и аппликации (с опорой на образы
дымковских игрушек: "Лошадка", "Гусь" или др.).
Формирование умения передавать движение формы (человек идет, бежит:
дерево на ветру, развивающийся на ветру флаг).
Формирование элементарных представлении о явлениях симметрии и
асимметрии в природе. Знакомство с осевой симметрией на примере строения
насекомых (бабочка, стрекоза, жук), конструктивных особенностей посуды
(кринка, стакан, кастрюля).
Обучение приемам изображения элементов декора Городецких игрушек
(листья, цветы, бутоны). Выполнение узора в квадрате с использованием
элементов Городецкой росписи. Обучению приему составления узора в
квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации.
Примерные задания.
Лепка; "Зайчик", "Гусь" по мотивам дымковской игрушки; пирамида из шаров,
круглых лепешек, вылепленных в сериации по величине из пластилина;
"Человек стоит - идет - бежит" (преобразование вылепленной из пластилина
фигурки человека).
Аппликация: "Бабочка" (вырезание из цветной бумаги, сложенной вдвое;
дорисовывание фломастером); "Узор в квадрате из листьев";
Рисование с натуры вылепленных игрушек: "Лошадка" или "Гусь" по выбору
учителя; рисование с натуры разной посуды: чашки, кружки, кринки и т.п.
Рисование по образцу и наблюдению: "Деревья зимой" (черная гуашь, кисть,
шариковая ручка). "Деревья осенью. Дует ветер".
Рисование с натуры вылепленного человечка в положении статики и динамики
(стоит, идет, бежит).
Рисование элементов Городецкой росписи (листья, бутоны, цветы).
Составление узора в квадрате: "Коробочка".
Развитие: «Развитие уучащихся восприятия цвета предметов и
формирование уменийпередавать его в живописи»
Расширение представлений учащихся о цвете и красках: работа над понятиями
"основные" ("главные") цвета - красный, синий, желтый и "составные цвета"
(как цвета, которые можно составить из основных, главных цветов - зеленый,
оранжевый, фиолетовый, коричневый).
Развитие технических навыков работы красками. Закрепление приемов
получения смешанных цветов на палитре. Обучение приемам посветления
цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил). Получение
голубой, розовой, светло-зеленой, серой, светло-коричневой краски.
Использование полученных осветленных красок в сюжетных рисунках, в
декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению.
Примерные задания
Рисование с натуры трех пиров, окрашенных в главные цвета.
Рисование с натуры или по представлению предметов, которые можно окрасить
составными цветами (например, лист тополя, апельсин, цветок и т.п.)
Упражнение: Получение на палитре оттенков черного цвета (темно-серый,
серый, светло-серый), зеленого цвета (светло-зеленый), и окраска изображений
(например, лист сирени, монеты и т.п.).
Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (посуда, игрушки самой
простой формы, например, мяч, кубики и т.п.).
Рисование элементов Городецкой или Косовской росписи (листья, бутоны,
цветы).
Работа в цвете на темы: "Осень. Птицы улетают", "Дети лепят снеговика",
"Скворечник на березе. Весна", "Деревня. Дома и деревья в деревне летом".
(Использование расширенных знаний учащихся о цвете, закрепление приемов
получения светлых оттенков цвета при изображении кеба, земли, стволов
деревьев).
Развитие: «Обучение восприятию произведений искусства»
Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие
умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративноприкладного искусства.
Беседа по плану:
1. Как художник наблюдает природу, чтобы ее нарисовать.
2. Как он рассматривает предметы, чтобы их нарисовать, придумать
другие.
3. Как художник изображает деревья в разные времена года.
4. Как художник придумывает узоры для украшения предметов, ткани и др.
Примерный материал к урокам:
Произведения живописи: И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода",
"Березовая роща", И. Шишкин "Лес зимой", "Рожь", "Дубы"; Куинджи
"Березовая роща"; А. Саврасов "Грачи прилетели"; И. Бродский "Опавшие
листья"; А. Пластов "Колокольчики и ромашки", "Первый снег"; К. Коровин
"Зимой"; Ф. Толстой "Ветка липы".
Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенце, платки с
узорами, изделия Городца, Косова, Дымково, Хохломы, Каргополя.
Речевой материал.
Закрепление речевого материала I и II класса.
Новые слова, словосочетания, фразы: художник, природа, красота; белила,
палитра; ритм (в узоре); фон; украшение, движение; загораживать, украшать,
изображать,
рассматривать,
сравнивать;
уменьшаться
(маленький),
увеличиваться (большой); придумывать; идет, бежит, стоит; развевается (флаг
на ветру); примакивать, высыхать (о краске); светлый (светло-синий), и т.д;
голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий, низкий; близко, далеко;
форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, (картофельный) штамп, русский
узор, народный узор; Россия, Русь, народ, русский и другие народности.
приготовь рабочее место; рисуй, чтобы было, похоже (одинаково).
Рисуй, как запомнил (по памяти); работай кончиком кисти, вот так; помой
кисточку в воде; в узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре желтый; форма
предмета похожа на овал;
Сначала нарисую ствол, потом ветки. Машина загораживает дом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные результаты
o осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину;
o воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
o сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
o овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
o овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
o владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации;
o способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
o принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
o сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
o способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной
и социальной частей;
o воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
o развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
o сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
o проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала
Минимальный уровень:
знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарногигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил
композиции, цветоведения, передачи формы предмета; знание некоторых
выразительных
средств
изобразительного
искусства:
"изобразительная
поверхность", "точка", "линия", "штриховка", "пятно", "цвет"; пользование
материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов,
подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: "Дымково", "Гжель", "Городец", "Каргополь";
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника;
рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование
работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы; владение
некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и
аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти,
представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; размещение
изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта,
определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов ("Дымково",
"Гжель", "Городец", "Каргополь"); знание основных особенностей некоторых
материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных
средств изобразительного искусства: "изобразительная поверхность", "точка",
"линия", "штриховка", "контур", "пятно", "цвет", объем;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов
лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям педагогического работника или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и обучающихся
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти
после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств
изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений
живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного
искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
1 класс
Минимальный
уровень
- знать
назначения
художественных
материалов,
инструментов
и
принадлежностей,
используемых на уроках
изобразительного
искусства в Iклассе;
- названия
выразительных средств
изобразительного
искусства:
"линия",
"цвет";
названия
основных
цветов
солнечного
спектра,
цветов ахроматического
ряда;
- названия изображаемых
на
уроке
предметов,
действий
объектов,
изобразительных
действий;
- элементарные правила
работы
с
краской,
пластилином
(шиной),
клеем, карандашом;
- строение (конструкцию)
изображаемых
предметов: части тела человека, части дерева,
дома;
- порядок расположения
одного или нескольких
изображений на
листе бумаги.
Достаточный уровень
- правильно сидеть за
партой, правильно
располагать лист
бумаги на парте,
2 класс
Минимальный
уровень
- рассказывать о работе
художника, ее
особенностях
(элементарные
сведения);
- требования к
композиции
изображения на листе
бумаги;
- некоторые
характерные признаки
деревьев разных пород
(березы, ели, сосны);
строение дерева (части
дерева);
- речевой материал,
изучавшийся в I и
IIклассе;
3 класс
Минимальный
уровень
сравнивать
свой
рисунок
с
изображаемым предметом;
- части
конструкции
изображаемого
предмета
(строение
объектов):
части дерева, дома,
тела человека;
- названия некоторых
народных
и
национальных
промыслов,
изготавливающих
игрушки
(Дымково,
Городе ц и др.);
- иметь представление
о приемах передачи
Достаточный уровень глубины пространства
- рисовать простым
(загораживании одних
карандашом волнистые, предметов
другими,
ломаные, прямые
зрительном
линии в разных
уменьшении
направлениях
их по сравнению с
(горизонтальном,
расположенными
вертикальном, наклон- вблизи;
ном к горизонтальному - о существующем в
направлению);
природе
явлении
- рисовать предметы с
осевой симметрии.
простой, слабо
расчлененной формой
Достаточный уровень
(с помощью опорных
- планировать
точек, по шаблону или деятельность при
самостоятельно, от
выполнении частей
руки);
целой конструкции;
- изображать фигуру
- находить правильное
человека в лепке и в
изображение
4 класс
Минимальный
уровень
- сравнивать свой
рисунок с
изображаемым предметом;
- части конструкции
изображаемого
предмета (строение
объектов):
части дерева, дома,
тела человека;
- названия
некоторых народных
и национальных
промыслов,
изготавливающих
игрушки (Дымково,
Городе ц и др.);
- иметь
представление о
приемах передачи
глубины
пространства
(загораживании
одних предметов
другими, зрительном
уменьшении
их по сравнению с
расположенными
вблизи;
- о существующем в
природе явлении
осевой симметрии.
Достаточный
уровень
- планировать
деятельность при
выполнении частей
придерживая его рукой;
правильно держать при
рисовании карандаш,
при рисовании
красками - кисть;
- ориентироваться на
изобразительной
плоскости ("середина",
"край" листа бумаги);
- подготавливать к
работе и аккуратно
убирать после работы
свое рабочее место;
- обводить карандашом
шаблоны несложной
формы, пользоваться
трафаретом;
- различать цвета,
которыми окрашены
предметы или их
изображения;
_- закрашивать цветными
карандашами, соблюдая
контуры; рисовать сразу
кистью, пятном, без
предварительного
изображения карандашом;
- узнавать, называть
геометрические формы
(круг, квадрат,
треугольник,
прямоугольник, овал);
- передавать в рисунках
форму несложных
плоскостных и объемных
объектов, устанавливать
ее сходство с известными
геометрическими
формами с помощью
учителя; отождествлять
свой рисунок с
предметом;
- в аппликации
использовать приемы:
вырезания ножницами
(резать по прямой линии
полоски бумаги) и
аккуратного наклеивания;
рисунке под
руководством
учителя и по памяти,
самостоятельно;
- рисовать деревья
сразу кистью или
фломастером,
передавая отличительные признаки,
учитывая строение;
- изображать дома
городского и
деревенского типа;
- передавать основные
смысловые связи в
несложном рисунке на
тему;
- выполнять в технике
аппликации узоры в
полосе, достигая ритма
повторением и
чередованием формы
или цвета;
следовать
предложенному
учителем порядку
действий при
складывании
аппликации, в лепке,
рисовании.
знакомого предмета
среди выполненных
ошибочно; исправлять
свой рисунок,
пользуясь ластиком;
- достигать в узоре при
составлении
аппликации ритм
повторением или
чередованием формы и
цвета его элементов;
- изображать элементы
Городецкой росписи;
- соотносить форму
предметов с
геометрическими
эталонами (на
что похожа форма?);
- владеть приемами
осветления цвета
(разбавлением краски
водой
или добавлением
белил);
- рассказать, что
изображено на картине,
перечислить
характерные
признаки
изображенного
времени года.
целой конструкции;
- находить
правильное
изображение
знакомого предмета
среди выполненных
ошибочно;
исправлять свой
рисунок, пользуясь
ластиком;
- достигать в узоре
при составлении
аппликации ритм
повторением или
чередованием
формы и цвета его
элементов;
- изображать
элементы
Городецкой росписи;
- соотносить форму
предметов с
геометрическими
эталонами (на
что похожа форма?);
- владеть приемами
просветления цвета
(разбавлением
краски водой
или добавлением
белил);
- рассказать, что
изображено на
картине,
перечислить
характерные
признаки
изображенного
времени года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
1
Обучение композиционной деятельности
Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции и конструкцию
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и
формирование умений передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
2
3
4
5
Резерв
Итого
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
7
10
7
6
1
3
33
1
2 класс
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
1
Обучение композиционной деятельности
Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции и конструкцию
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и
формирование умений передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
2
3
4
5
Резерв
Итого
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
10
10
8
4
1
2
34
1
3 класс
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
1
Обучение композиционной деятельности
Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции и конструкцию
Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и
формирование умений передавать его в живописи
Обучение восприятию произведений искусства
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
2
3
4
5
Резерв
Итого
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
10
10
10
3
1
1
34
1
4 класс
Раздел
1
2
3
4
Резерв
Итого
Содержание учебного материала (раздела, темы)
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на темы
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
6
9
17
1
2
34
1
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании школьного методического
Заместитель директора по УВР
объединения
МБОУ ООШ№6 им.М.В.Масливец
руководитель ШМО________С.А.Юдина
________Е.С.Клейменова
Протокол №1
Приказ № 1
от ___________2024г.
от ___________2024г.
График проведения контрольных работ
№ урока по рабочей
программе учителя
Вид контроля
Тема контроля
ИЗО 1 класс
28
Комплексная контрольная работа
Декоративное рисование
Система оценивания
1класс:
В
текущей
оценочной
деятельности
целесообразно
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
соотносить
результаты,
Низкий уровень - задание не выполнено при оказании различных видов помощи
Средний уровень - задание выполнено, верно, в объеме от 51% до 65% использовал опору на
образец или словесную инструкцию
Высокий уровень – здание выполнено, верно, в объеме свыше 65%., использовал опору на
образец или словесную инструкцию
2-4 класс:
-«неудовлетворительно» (незачет), если обучающийся выполнил менее 35% заданий;
-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся, верно, выполняют от 35% до 50% заданий;
-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
-«отлично» свыше 65%.
Такой подход использует традиционную систему отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. При оценке итоговых предметных результатов
следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и
практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
Контрольноизмерительные
материалы (КИМ) по
предмету
«Изобразительное
искусство»
Комплексная контрольная
работа1
класс
1.Раскрась кружочки
цветами, которые названы
ниже:
4.Человек,
создающий
произведения искусства –
а) художник;
б) учитель;
в) продавец.
5. Какие инструменты
использует художник в
работе (подчеркните
нужную строчку):
Линейку, клей, ножницы
Карандаши, кисти, краски
Молоток, пилу, гвозди
7. Выбери инструменты для
аппликации и подчеркни
нужные слова:
Бумага
Вода
Клей
Ножницы
Жёлтый Красный Синий
Оранжевый Зелёный
Фиолетовый Голубой
2. Определи и нарисуй
геометрическую форму
предмета:
3. Укрась шарфик для
мамы, используя знакомые
тебе орнаменты:
8.На картине изображена
девочка. Она сидит на
(ветке, стуле, кресле). Её
освещает (летнее теплое
солнце, зимнее холодное
солнце). Вокруг природа и
много
света,
девочке
(плохо, хорошо). Картина
вызывает чувство ( радости,
грусти, тревоги), потому
что художник использовал
(светлые, темные) краски.
9. Обведи человечка по
пунктирной
линии
и
дорисуй
его
вторую
половину.