АООП мир природы_подписано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В.МАСЛИВЕЦ
Х.КРАСНАЯ НИВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ
РАЙОН

МБОУ ООШ
№ 6РАССМОТРЕНО
им.
М.В.
Методическое
Масливец
объединение учителей

Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:09:17
Foxit Reader Версия: 9.7.0

начальных классов
________С.А.Юдина
Протокол №1
от «___» августа_2024г.

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора Председатель
по УВР
педагогического совета
________Е.С.Клейменова
________А.В.Полоус
Протокол № 1
от «___» августа_2024г.

Приказ № 1
от «___» августа_2024г.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся 1 -4 классов
с умственной отсталостью
(АООП УО (ИН) вариант 1)

Красная Нива 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных
знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей,
существующих между миром природы и человека.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у
обучающихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально
волевой регуляции, поведения младших обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным
словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в
процессе решения проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой
природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Практическая направленность учебного предмета
реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и
неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для

осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных
условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные
изменения", "Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)",
"Безопасное поведение".
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует
организации большогоколичества наблюдений, упражнений, практических
работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И
ЧЕЛОВЕКА»
Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки,
время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток
на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные
дни. Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени
года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека)
Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году,
начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни
людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе
в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания
качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз,
замеры температуры); осадки (снег - дождь, иней, град); ветер (холодный теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое - тусклое,
большое - маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние
водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы
(сухая - влажная - заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные
сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями
растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и
появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования
птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в
разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года,
погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры обучающихся в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными
особенностями (похолодание, гололед, жара).
Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина,
камни.
Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие
признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид,
наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении
ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как
планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа:
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые
культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для
жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).
Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о
способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или
фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место
произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела.
Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место
в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.
Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия.
Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ
жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление
кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение
тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными
растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к
дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод,
ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц
зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи
диким животным.
Человек.
Мальчик и девочка. Возрастные группы ("малыш", "школьник", "молодой
человек", "взрослый", "пожилой").

Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).
Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос,
рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос
(мытье, расчесывание, обстригание). Зубы.
Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы
чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека
(ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена
органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраныорганов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное
ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная
уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты,
ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная
гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом.
Человек - член общества: член семьи, обучающийся, друг. Личные вещи
обучающегося: гигиенические принадлежности, игрушки, школьные
канцелярские принадлежности, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.
Профессии людей ближайшего окружения обучающегося.
Магазины ("овощи-фрукты", продуктовый, промтоварный (одежда, обувь,
бытовая техника), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта.
Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные
профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине
Транспорт: Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины
легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы,
автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний.
Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия: Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб,
Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие
национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная
страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и
искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение
и расходование денег.
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика
простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний
(гриппа) - прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение
контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный
режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция
больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по
назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи
обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к
учителю, элементарное описание ситуации, приведшей к травме и своего
состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления
ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.
Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в
незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение правил
дорожного движения (далее - ПДД): сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения обучающегося на улице (сопровождение взрослым,
движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов
для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила
обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на
кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
1 класс
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце,
облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер,
ночь, их признаки. Деятельность человека в течение суток. Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света. Элементарные представления о роли солнечного тепла и
света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь
замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями. Формирование первоначальных
представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно,
тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки. Погода.
Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев,
набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза,
клен, мать-и-мачеха. Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей. Животные
зимой. Медведь, заяц. Одежда людей, игры детей в разное время года.
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы,
цветковые растения (различия этих групп не разбираются). Части растений: корень, стебель
(ствол), лист, цветок. Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение,
образование плодов и семян; приспособление к смене времен года. Элементарные
представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких
стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные,
птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются). Элементарные представления о
приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран,

животные стран с холодным климатом, их сравнение. Здесь и далее — названия изучаемых
деревьев, птиц, животных могут быть изменены с учетом особенностей местности.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках,
приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение
Пол, возраст, имя, фамилия. Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог. Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок. Органы чувств
человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Элементарные представления о строении и работе
органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д. Профилактика травматизма и
заболеваний органов чувств человека.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
2 класс
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения
солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с
названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,
день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки,
мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло,
жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за
погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб,
сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной
грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении
морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные
представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода
горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в
природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части растений:
корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света,
тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус. Светолюбивые и
тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород.
Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании
человека. 83 Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности
произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб,
распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ
жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая
полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и
фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание.
Профилактика пищевых отравлений.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа
3 класс
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за
высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей,
количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность,
туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга,
холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их описание. Календарь.
Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация,
орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные:
клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в разное время
года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду, огороде, труд
людей в разное время года.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные
представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг,
запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. Части
растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада. Фруктовые
деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание.
Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена.
Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы. Грибы съедобные и
несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни,
детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние животные:
свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.
Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц –
кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о
потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы:
ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких. Температура
тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу овощей,
фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика
пищевых отравлений.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа

4 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года,
закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в
неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход,
проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года.
Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время
года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для
растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли:
равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3
наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула,
зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения
поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в
жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос,
метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы.
Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка.
Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.
Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний
вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком
пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня.
Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы
и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.
Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном
транспорте.
Правила
безопасного
использование
учебных
принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны
первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «МИР
ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Минимальный уровень:
• представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе; знание требований к режиму дня обучающегося и понимание
необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3 - 5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в образовательной организации, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
• представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификацииразвернутая характеристика своего отношения к
изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание
правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных
знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при
наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с
объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Личностные результаты
1). Осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
2) .Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
3). Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам
сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
4). Способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам
помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
5). владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и
повседневной жизни;
6). владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
7) .Осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
8). Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
9. Владение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Раздел

Содержание учебного материала (раздела, темы)

1

Неживая природа
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения
в неживой природе
Живая природа: растения, животные
Человек. Безопасное поведение
Промежуточная аттестация. Контрольная работа

2
3
4
5
Резерв
Итого

Количество
часов
4

В том
числе,
контр. раб.
1

8
13
6

1
1

2
33

3

2 класс
Раздел

Содержание учебного материала (раздела, темы)

1

Неживая природа
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения
в неживой природе
Живая природа: растения, животные
Человек. Безопасное поведение
Промежуточная аттестация. Контрольная работа

2
3
4
5
Резерв
Итого

Количество
часов

В том
числе,
контр. раб.

4
10
14
4
1
2
34

1

3 класс
Раздел

Содержание учебного материала (раздела, темы)

1

Неживая природа
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения
в неживой природе
Живая природа: растения, животные
Человек. Безопасное поведение
Промежуточная аттестация. Контрольная работа

2
3
4
5
Резерв
Итого

Количество
часов

В том
числе,
контр. раб.

4
10
14
4
1
2
34

1

4 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
7
Резерв
Итого

Количество
Содержание учебного материала (раздела, темы)
часов
Сезонные изменения в природе.
Неживая природа.
Живая природа. Растения.
Живая природа. Животные.
Живая природа. Человек.
Повторение.
Промежуточная аттестация. Контрольная работа

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО_____С.А.Юдина
Протокол №1
от ___________2024г.

В том
числе,
контр. раб.

10
4
6
6
4
2
1
2
34

1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ ООШ№6 им.М.В.Масливец
________Е.С.Клейменова
Приказ № 1
от ___________2024г.

Контрольные работы.
№
п/п
1
Контрольная работа

раздел

количество часов
3

График проведения контрольных работ
№ урока по рабочей
программе учителя
6
14
32

Вид контроля

Тема контроля

Мир природы и человека 1 класс
Контрольная работа №1
«Сезонные изменения в природе»
Контрольная работа №2
«Живая природа»
Итоговая контрольная работа
«Проверь свои знания»
№3
Система оценивания

1класс:

В текущей оценочной деятельности целесообразно
продемонстрированные учеником, с оценками типа:

соотносить

результаты,

Низкий уровень - задание не выполнено при оказании различных видов помощи
Средний уровень - задание выполнено, верно, в объеме от 51% до 65% использовал опору
на образец или словесную инструкцию
Высокий уровень – здание выполнено, верно, в объеме свыше 65%., использовал опору
на образец или словесную инструкцию
2-4 класс:
-«неудовлетворительно» (незачет), если обучающийся выполнил менее 35% заданий;
-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся, верно, выполняют от 35% до 50%
заданий;
-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
-«отлично» свыше 65%.
Такой подход использует традиционную систему отметок по 5-балльной шкале, однако
требует уточнения и переосмысления их наполнения. При оценке итоговых предметных
результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы
учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное
влияние на формирование жизненных компетенций.

Учебно- методическое обеспечение. Электронные ресурсы
1 класс

Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина,
М.А. Попова и др.]. – М. : Просвещение, 2020. – 64 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047224-1
https://disk.yandex.ru/d/sLuSjws43PdMn2
https://disk.yandex.ru/d/kTIFveG03PdMnJ
2 класс
Мир природы и человека. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 / [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина,
М. А. Попова и др.]. — М. : Просвещение, 2020. — 71 с. : ил. — ISBN 978-5-09-054176-3.
https://disk.yandex.ru/i/4Jk_BBrEY-Iy-g
https://disk.yandex.ru/i/J3ma63YMHp63WA
Рабочая тетрадь "Мир природы и человека", 2 класс (Н.Б. Матвеева, М.А. Попова)
https://multiurok.ru/files/rabochaia-tetrad-po-mir-prirody-i-cheloveka-2-klas.html
Онлайн-уроки для детей с овз(окружающий мир)
https://www.google.com/url?q=https://www.youtube.com/channel/UCms72VH9jPemM8128qZP
QvA/videos&sa=D&ust=1586488020384000
3 класс
Мир природы и человека. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 / [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина,
М. А. Попова и др.]. — М. : Просвещение, 2020. — 72 с. : ил. — ISBN 978-5-09-055130-4.
https://disk.yandex.ru/i/c0pgfUsBNpueoA
https://disk.yandex.ru/i/YzmxhCMU0asGPg
4 класс
Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. 4. 1 / [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина,
М. А. Попова и др.]. — М. : Просвещение, 2020. — 63 с. : ил. —
ISBN 978-5-09-055133-5.
https://disk.yandex.ru/i/Gicca1r40XQtUg
https://disk.yandex.ru/i/zyMWD8bD03s73A
Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /
Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова. – М.: Просвещение, 2020 г.

Материально-техническое обеспечение
Демонстрационные и печатные пособия
- Предметные картинки в соответствии с тематикой произведений
- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой произведений

- Слова для словарной работы
- Плакаты: «Времена года»
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Части растений»
- Муляжи
- Календарь
- Мнемотаблицы
- Памятки
Технические средства обучения
- Ноутбук
- Принтер-ксерокс
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир природы и человека»
1 класс
Контрольная работа №1 по теме«Сезонные изменения в природе»
1.От чего зависит смена времён года:
а) от положения солнца;
б) от положения луны;
в) от направления ветра.
2.В какой последовательности происходит смена времён года:
а) зима, лето, весна, осень;
б) осень, зима, весна, лето;
в) осень, лето, весна, зима.
3.Какое пропущенное слово в сутках:
утро
→
→
вечер
→
ночь
4.Определи, какое
4.В какое время года солнце светит меньше, листья на деревьях желтеют и опадают:
а) лето ;
б) осень;
в) весна.
5.Что означает слово «листопад»:
а) падает снег;
б) идёт дождь;
в) опадают листья.
6.Какие месяцы относятся к осенним:
а) март, апрель, май;
б) сентябрь, октябрь, ноябрь;
в) июнь, июль, август.
7.Какой месяц осени называют поздней осенью, начинаются заморозки, выпадает первый
снег:
а) сентябрь;
б) октябрь;
в) ноябрь.
Контрольная работа №2 по теме «Живая природа»
1. Как называются растения, которые выращивают в своих домах:
а) комнатные;
б) садовые.
2. Соединить правильно названия части растений:

Лист

Стебель

Цветок

Корень

3. Корень…
а) удерживает растение в земле, всасывает воду;
б) помогает растению тянуться к свету.
4. Стебель..
а) помогает растению тянуться к свету;
б) из них образуются плоды и семена.
5. Растения очищают воздух с помощью
а) листьев;
б) корней.
6. Лист клёна покрась жёлтым цветом, лист дуба – коричневым, лист берёзы –зелёным.

7. Растению нужны для жизни:
а) свет
в) лёд
д) тепло
б) вода
г) воздух
е) холод
8. Растения, которые любят воду называются..
а) влаголюбивые
б) засухоустойчивые
9. Растения, которые любят свет называются..
а) светолюбивые
б) тенелюбивые
10. Ухаживая за комнатными растениями их ….
а) не надо поливать;
б) надо поливать
Итоговая контрольная работа
1. Какие картинки ты отнесешь к живой и
неживой природе?

2. Как называется наша планета?

3. Что даёт Земле Солнце?
4. Что ты делаешь ночью?
5. Посмотрите внимательно на картинки
и скажите: какого времени года нет на
картинках?

9. Покажи на рисунке части животных:
туловище, шея, ноги, голова, хвост.

10.Посмотрите на рисунок и назовите
основные части тела человека.

6. Что неправильно нарисовал художник?
Почему? Когда это бывает?

7. Что оденет мальчик летом,
а девочка – зимой?

8. Покажи на рисунке части растения:
корень, листья, стебель, цветок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».