Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6 им.М.В. Масливец
х.Красная Нива муниципального образования Брюховецкий район
РАССМОТРЕНО
МБОУ
ООШ
Методическое
№
6 им.
объединение учителей
М.В.
начальных классов
Масливец
________С.А.Юдина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________Е.С.Клейменова
УТВЕРЖДЕНО
Председатель
педагогического совета
________А.В.Полоус
Протокол № 1
от «___» августа_2024г.
Приказ № 1
от «___» августа_2024г.
Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:09:20
Foxit Reader Версия: 9.7.0
Протокол №1
от «___» августа_2024г.
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Мир природы и человека»
для обучающихся 1 -4 классов
с умственной отсталостью
(АООП УО (ИН) вариант 1)
Красная Нива 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение русскому языку в I - IV и дополнительном классах предусматривает
включение в учебную программу следующих разделов: "Подготовка к
усвоению грамоты", "Обучение грамоте", "Практические грамматические
упражнения и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Речевая практика".
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано
решить следующие задачи: уточнение и обогащение представлений об
окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми
средствами
(слово,
предложение,
словосочетание);
формирование
первоначальных "дограмматических" понятий и развитие коммуникативноречевых навыков; овладение различными доступными средствами устной и
письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; формирование
основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для
понимания по структуре и содержанию; развитие навыков устной
коммуникации; формирование положительных нравственных качеств и
свойств личности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК"
Раздел "Подготовка к усвоению грамоты".
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового
внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ.
Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование
первоначальных языковых понятий: "слово", "предложение", часть слова "слог" (без называния термина), "звуки гласные и согласные". Деление слов на
части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия и (или)
отсутствия звука в слове на слух.
• Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.
Развитие
зрительного
восприятия
и
пространственной
ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие
мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил
письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
• Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение
несложных словесных инструкций. Обогащение словарного
запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим
категориям.
Активизация
словаря.
Составление
нераспространенных и простых распространенных предложений
(из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия,
простой сюжетной картинки, наблюдению).
• Расширение арсенала языковых средств, необходимых для
вербального
общения.
Формирование
элементарных
коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на
вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе
предметно-практической
деятельности,
наблюдений
за
окружающей действительностью.
Раздел "Обучение грамоте".
• Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного слова. Отчетливое
произнесение. Определение места звука в слове. Определение
последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на
слух слов, различающихся одним звуком.
• Различение гласных и согласных звуков на слух и в
собственном произношении.
• Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука
и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
• Образование и чтение слогов различной структуры
(состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов,
закрытых трехбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со
стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов
из усвоенных слоговых структур.
• Формирование основ навыка правильного, осознанного и
выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов
(после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса
коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Формирование элементарных
навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения
руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и
классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом.
Дословное списывание слов и предложений, списывание со вставкой
пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится
с их произношением.
Практическое
усвоение
некоторых
грамматических
умений
и
орфографических правил: обозначение на письме границ предложения,
раздельное написание слов, обозначение заглавной буквой имен и фамилий
людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных
после шипящих ("ча-ща", "чу-щу", "жи-ши").
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного
намерения (после проведения подготовительной работы), ответов на вопросы
педагогического работника и обучающихся. Пересказ прослушанных и
предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на
вопросы педагогического работника и иллюстративный материал.
Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин,
организованные наблюдения, практические действия.
Раздел "Практические грамматические упражнения и развитие речи".
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и
согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости - мягкости, звонкости - глухости.
Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами "ь, е, е, и, ю,
я". Разделительный "ь". Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Различение слова и
предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопросы "кто?", "что?".
Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт,
явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках
животных, названиях городов, сел и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов ("Словадрузья" и "Слова-враги").
Слова, обозначающие названия действий. Различение действия и его названия.
Название действий по вопросам "что делает?" "что делают?" "что делал?" "что
будет делать?" Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам "какой?" "какая?" "какое?" "какие?". Названия признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со
словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия
городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными. Правописание
парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнезд родственных слов. Общая часть
родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение.
Смысловая
законченность
предложения.
Признаки
предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме,
по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную
картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с
диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из
нескольких предложенных. Различение текста и "не текста". Работа с
деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов
после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по
объему изложений и сочинений (3 - 4 предложения) по плану, опорным
словам и иллюстрации.
Раздел "Чтение и развитие речи":
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного
творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня,
сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных
писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о труде,
о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем
мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе,
об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни
обучающихся, их дружбе и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз
на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям
и драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста
на части, составление простейшего плана и определение основной мысли
произведения под руководством педагогического работника. Составление
картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным
словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению.
Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Раздел "Речевая практика".
Аудирование и понимание речи: выполнение простых и составных устных
инструкций педагогического работника, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на
аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных
в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов,
слов, предложений.
Слушание
небольших
литературных
произведений
в
изложении
педагогического работника и с аудио носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование
силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и
жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила
речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки).
Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. "Ты" и "Вы", обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции). Специфика
половозрастных обращений (дедушка, бабушка, девушка, мужчина).
Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения
("Скажите, пожалуйста..."). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формул: "Давай познакомимся",
"Меня зовут...", "Меня зовут..., а тебя?", "Это...", "Познакомься пожалуйста,
это...". Ответные реплики на приглашение познакомиться: "Очень приятно!",
"Рад познакомиться!".
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы:
"Здравствуй", "Здравствуйте", "До свидания". Развертывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть
в глаза человеку.
Формулы: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер", "Спокойной ночи".
Неофициальные разговорные формулы: "Привет", "Салют", "Счастливо",
"Пока". Грубые (фамильярные) формулы: "Здорово", "Бывай", "Чао" (в
зависимости от условий образовательной организации). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
невоспитанными
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: "Как дела?",
"Как живешь?", "До завтра", "Всего хорошего". Просьбы при прощании
"Приходи(те) еще", "Заходи(те)", "Звони(те)".
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в
гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы: "Поздравляю с...", "Поздравляю с
праздником..." и их развертывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы: "Желаю
тебе...", "Желаю Вам...", "Я хочу пожелать...". Неречевые средства: улыбка,
взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка:
"Это Вам (тебе)", "Я хочу подарить тебе...". Этикетные и эмоциональные
реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы: "Мне
очень нравится твой...", "Как хорошо ты...", "Как красиво!".
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону: "Позовите пожалуйста...", "Попросите пожалуйста...", "Можно
попросить (позвать)...". Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: "Алло", "Да", "Я слушаю". Просьба,
совет.
Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, к близким людям. Развертывание просьбы с помощью
мотивировки.
Формулы:
"Пожалуйста",
"Можно...,
пожалуйста!",
"Разрешите.", "Можно мне", "Можно я...". Мотивировка отказа. Формулы:
"Извините, но...".
Благодарность. Формулы: "Спасибо", "Большое спасибо", "Пожалуйста".
Благодарность за поздравления и подарки как ответная реакция на выполнение
просьбы: "Спасибо... имя". Мотивировка благодарности. Формулы: "Очень
приятно", "Я очень рада" как мотивировка благодарности. Ответные реплики
на поздравление, пожелание: "Спасибо за поздравление", "Я тоже поздравляю
тебя (Вас)". "Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю).
Замечание, извинение. Формулы: "Извините, пожалуйста" с обращением и без
него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения: "Я
нечаянно", "Я не хотел". Использование форм обращения при извинении.
Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция
на поздравления, подарки: "Молодец!", "Умница!", "Как красиво!".
Примерные темы речевых ситуаций:
"Я - дома" (общение с близкими людьми, прием гостей);
"Я и мои товарищи" (игры и общение со сверстниками, общение в
образовательной организации, в секции, в творческой студии);
"Я за порогом дома" (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью,
поведение в общественных местах (кино, кафе);
"Я в мире природы" (общение с животными, поведение в парке, в лесу).
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития
коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их
жизни.
Например, в рамках лексической темы "Я за порогом дома" для отработки
этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые
ситуации "Давайте познакомимся!", "Знакомство во дворе", "Знакомство в
гостях".
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
1) Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2) Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3) Составление предложений по теме ситуации, в том числе ответы на
вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
4) Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5) Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение
ролей, сюжета игры, его вариативности.
6) Моделирование речевой ситуации.
7) Составление устного текста (диалогического или несложного
монологического) по теме ситуации.
1 класс
Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному
периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. Основные
задачи добукварного периода: подготовить обучающегося к овладению первоначальными
навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и
речевого
развития
каждого
ребенка.
В этот период начинается работа по формированию у ребёнка общеречевых навыков, по
развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и
пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит
в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности,
организации
дидактических
игр
и
игровых
упражнений.
На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи.
Обучающийся учится слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции
(сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.
Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование
правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными
видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких
стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные
упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Ученик, у которого обнаруживается грубое
нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой
для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей
действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и
т. д. Обучающийся практически знакомится с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Он
учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием
рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять
отдельные
звуки
в
начале
слова.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени
направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения,
к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного
восприятия напечатанных или написанных слов.Обучающийся учится различать
геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок,
геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном
направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному
учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.
На уроках русского языка проводится работа по подготовке обучающегося к обучению
письму. Ученик приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и
раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки,
напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке
учащегося к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического
развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).
К концу добукварного периода обучающийся должен уметь делить предложения (из двухтрех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звукиа, у, мв начале слов,
владеть графическими навыками.В процессе обучения выясняется уровень общего и
речевого развития обучающегося, специфические затруднения, которые необходимо
учитывать для правильной организации коррекционной работы.
Букварный период. В этот период уобучающегося формируется звукобуквенный
анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте
являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
В адаптированных общеобразовательных программах VIII вида несколько изменен (по
сравнению с общеобразовательной программой) порядок изучения звуков, букв и слоговых
структур. Он является наиболее доступным умственно отсталому школьнику, так как
учитывает особенности его аналитико-синтетической деятельности.
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию
смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие
общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с
другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и
буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно.
Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые
слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после
них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и
буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других
игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание
уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения
понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам
анализа.
При обучении письму важно научить ребёнка правильному начертанию букв и
соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений
опираются на звукобуквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и
составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе по
адаптированной общеобразовательной программе VIII вида обязательно предполагает
использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки,
которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые
таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
2 класс
Повторение
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение. Постановка знака ударения. Слог. Деление слов
на слоги. Перенос слов. Слова с буквами и и й, их различение. Согласные звонкие и глухие,
артикулярно сходные (р-л, б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с), свистящие и шипящие, их
различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Слова с
гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные твердые и мягкие, их
различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Слово
Слова, обозначающие предметы (называние предметов и различение их по вопросам кто?
что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы;
рама — рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка,
сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства
(стакан — кружка, кушетка — диван); различение слов по их отношению к родовым
категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Слова, обозначающие действия (называние действий предметов по вопросам что
делает? что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос
подает, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а
рыба плавает); умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами,
обозначающими предметы).
Предлог как отдельное слово (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к
которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Построение простого предложения. Выделение предложения из текста. Написание
прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по
картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двухтрех сюжетных картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени
существительного.
Письмо и чистописание
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в
слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в
соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам.
Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по
структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с
произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание
предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов,
начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д. Составление под
руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными
рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных
вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с
чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Устная речь
Составление простых распространенных предложений по вопросам учителя на основе
демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную
тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление
предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное
высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3-4 пункта).
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
3 класс
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме
вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в
словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,
щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в
тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных
формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого?
чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква
в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?,
правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое?
какие?
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное
отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение
предмета по ряду признаков (качеств),
сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень
твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами
(с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений
с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого?
или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с
предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких
случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений,
сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа
письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа - И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л. М, А;
2-я группа - О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа - У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание
сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и
предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по
указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил
правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному
плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
4 класс
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение.
Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю,
я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопрос, кто? и что? расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.
Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и
«Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название
действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет
делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам какой? какая?какое? какие? Название признаков, цвет, форму, величину,
материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль
предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление
предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел,
улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетаний, шипящих с гласными.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с
непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной
речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление
предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по
теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку
или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких
предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.
Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4
предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Повторение изученного материала за год.
Учащиеся должны уметь:
составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по
вопросам;
ставить знаки препинания в конце предложения;
анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,
устанавливать последовательность звуков в слове);
20 списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Учащиеся должны знать: алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКОГО ЯЗЫКА»
Минимальный уровень:
• различение гласных и согласных звуков и букв;
• ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
• деление слов на слоги для переноса;
• списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текста с орфографическим проговариванием;
• запись под диктовку слов и коротких предложений (2 - 4 слова) с
изученными орфограммами;
• обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме
гласными буквами и буквой "ь" (после предварительной отработки);
• дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки; составление предложений, восстановление в них нарушенного
порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
• выделение из текста предложений на заданную тему; участие в
обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему
Достаточный уровень:
• различение звуков и букв;
• характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и
опорную схему; списывание рукописного и печатного текста целыми
словами с орфографическим проговариванием;
• запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами (30 - 35 слов);
• дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов); составление и распространение предложений, установление
связи между словами с помощью педагогического работника,
постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
• деление текста на предложения; выделение темы текста (о чем идет
речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
• самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста
после его анализа.
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала
1 класс
Минимальный
уровень
- различать звуки на
слух;
- писать строчные и
прописные буквы;
- списывать с
рукописного текста
отдельные слоги и
слова.
Достаточныйуровень
- различать звуки на
слух и в собственном
произношении;
-писать строчные и
прописные буквы;
- списывать с
печатного и
рукописного текста
прочитанные и
разобранные слова и
предложения;
- писать под диктовку
слова и предложения
после звуко-слогового
проговаривания.
2 класс
Минимальный уровень
- дифференцировать на
слух и в произношении
звонкие и глухие, [р] [л]. свистящие и
шипящие, твёрдые и
мягкие согласные;
- правильно обозначать
их соответствующими
буквами на письме (в
сильной позиции);
- определять значение
слов, соотнося их с
картинками;
- делить слова на слоги;
- группировать слованазвания предметов и
названия действий;
- приводить в качестве
примеров слова этих
категорий:
- списывать по слогам с
рукописного и печатного
текстов;
-грамотно писать по
памяти словарные слова;
3 класс
Минимальный
уровень:
- различение гласных и
согласных звуков и
букв;
- ударных и
безударных согласных
звуков;
-оппозиционных
согласных по
звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
- деление слов на слоги
для переноса;
- списывание по слогам
и целыми словами с
рукописного и
печатного текста с
орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку
слов и коротких
предложений (2-4
слова) с изученными
орфограммами;
- обозначение мягкости
4 класс
Минимальный
уровень
-составлять
предложения,
выделять
предложения из
речи и текста;
- восстанавливать
нарушенный
порядок слов в
предложении;
- анализировать
слова по звуковому
составу; различать гласные
и согласные,
сходные согласные,
гласные ударные и
безударные;
- определять
количество слогов
в слове по
количеству
гласных, делить
слова на слоги,
переносить части
- писать под диктовку
слова и предложения из
слов, написание которых
не расходится с
произношением (8-10
слов).
Достаточныйуровень
- различать сходные по
начертанию буквы;
- называть предметы на
картинках и подбирать к
ним названия
действий;
- составлять
предложение по
действию или по
картинке с помощью
учителя;
- списывать по слогам
слова с рукописного и
печатного текстов;
- составлять буквенную
схему слои типа шар,
суп, Мила;
- делить слова на слоги;
- писать под диктовку
буквы, слоги и слова (из
3—4 букв), написание
которых
не
расходится с
произношением (6 слов).
и твердости согласных
звуков на письме
гласными буквами и
буквой Ь (после
предварительной
отработки);
- дифференциация и
подбор слов,
обозначающих
предметы, действия,
признаки;
- составление
предложений,
восстановление в них
нарушенного порядка
слов с ориентацией на
серию сюжетных
картинок;
- выделение из текста
предложений на
заданную тему;
- участие в обсуждении
темы текста и выбора
заголовка к нему.
Достаточный
уровень:
- различение звуков и
букв; - характеристика
гласных и согласных
звуков с опорой на
образец и опорную
схему;
- списывание
рукописного и
печатного текста
целыми словами с
орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку
текста, включающего
слова с изученными
орфограммами (30-35
слов);
- дифференциация и
подбор слов различных
категорий по вопросу и
грамматическому
значению (название
предметов, действий и
признаков);
- деление текста на
предложения;
выделение темы текста
(о чём идет речь),
выбор одного заголовка
слова при письме;
- списывать текст
целыми словами; писать под
диктовку текст (30
-35слов),
включающий
изученные
орфограммы.
Достаточный
уровень
-различение звуков
и букв;
- характеристика
гласных и
согласных звуков с
опорой на образец
и опорную схему;
- списывание
рукописного и
печатного текста
целыми словами с
орфографическим
проговариванием;
- запись под
диктовку текста.
- составление и
распространение
предложений,
установление связи
между словами с
помощью учителя.
- деление текста на
предложения;
- выделение темы
текста (о чём идет
речь), выбор
одного заголовка из
нескольких,
подходящего по
смыслу;
- самостоятельная
запись 3-4
предложений из
составленного
текста после его
анализа.
- алфавит.
из нескольких,
подходящего по
смыслу;
-самостоятельная
запись 3-4
предложений из
составленного текста
после его анализа.
Тематическое планирование
1 класс
Количество В том числе,
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
часов
контр. раб.
1
Добукварный период
13
1
2
Букварный период
82
1
3
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
1
Резерв
3
Итого
99
3
2 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
Резерв
Итого
Содержание учебного материала (раздела, темы)
Повторение.
Звуки и буквы.
Слово
Предложение
Повторение
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
Количество
часов
9
37
28
16
8
В том числе,
контр. раб.
1
3
3
3
1
3
102
11
3 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
Резерв
Итого
Содержание учебного материала (раздела, темы)
Повторение.
Звуки и буквы.
Слово
Предложение
Повторение
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
Количество В том числе,
часов
контр. раб.
9
1
16
2
47
3
10
1
16
1
3
102
8
4 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
Резерв
Итого
Содержание учебного материала (раздела, темы)
Повторение.
Звуки и буквы.
Слово
Предложение
Повторение
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант
Количество В том числе,
часов
контр. раб.
6
1
35
3
28
3
20
3
11
1
3
102
11
№
1
2
Контрольные работы 1 класс
раздел
количество часов
Входящая проверочная работа
1
Контрольный диктант
2
График проведения контрольных работ
№ урока
по рабочей
Видконтроля
программе
учителя
Русскийязык 1 класс
21
Входящая проверочная работа
43
93
Контрольный диктант по русскому
языку за 2 четверть.
Итоговый контрольный диктант
Темаконтроля
«Написание открытых и закрытых
слогов »
Обводка изученных букв по точкам.
«Повторение»
Система оценивания
1класс:
В
текущей
оценочной
деятельности
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
целесообразно
соотносить
результаты,
Низкий уровень - задание не выполнено при оказании различных видов помощи
Средний уровень - задание выполнено, верно, в объеме от 51% до 65% использовал опору на
образец или словесную инструкцию
Высокий уровень – здание выполнено, верно, в объеме свыше 65%., использовал опору на образец
или словесную инструкцию
2-4 класс:
-«неудовлетворительно» (незачет), если обучающийся выполнил менее 35% заданий;
-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся, верно, выполняют от 35% до 50% заданий;
-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
-«отлично» свыше 65%.
Такой подход использует традиционную систему отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. При оценке итоговых предметных результатов следует
из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую
деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных
компетенций.
Учебно-методическое обеспечение. Электронное обеспечение.
1 класс
Учебник «Букварь» 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И.
Шишкова. – М. : Просвещение, 2020. – 111 с. : ил. – ISBN 978-5-09-047222-7
https://disk.yandex.ru/d/Be7wv5S43PdMkE
https://disk.yandex.ru/d/6h6MCXir3PdMkU
А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова «Обучение грамоте»
Методические рекомендации по обучению чтению и письму
учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
https://www.internat5vlg.ru/ssl/u/ea/abe0f684c111ea83f3b5f3c7fe5d55//%D0%91%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%201%20%D0%BA%D0%BB%
D0%B0%D1%81%D1%81%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%201%20%D0%90%D
0%9E%D0%9F%20%28%D0%90%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B
0%29.pdf
2 класс
Учебник «Русский язык» Учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Э.В.Якубовская, Н.В.
Павлова. — М.: Просвещение, 2020.- 175 с.: ил.
https://disk.yandex.ru/i/4V5ntyUegiDWcg
3 класс
Аксенова А.К. Русский язык: 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
http://www.chitalkino.ru/uchebniki/russkiy-yazyk-3/
4 класс
Русский язык. 4 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – 12-е изд. – М. :
Просвещение, 2020. – 271 с. : ил. – ISBN 978-5-09-037755-3
https://disk.yandex.ru/i/7IoeMlkJ3Qh8qL
Компьютер, мультимедийный проектор.
Таблицы по темам.
Карточки для индивидуальной работы.
Репродукции картин к сочинению.
Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.:
Первое сентября, 2005
«Волшебный мир звуков и слов» Е.А. Пожиленко, Москва, 1999г.
«Логопед и Я: автоматизация шипящих звуков» О.В. Епифанова/ Волгоград, 2006г.
Контрольно-измерительные материалы по математике с 1 по 4 классы
Входящая проверочная работа
1. Обведи по трафарету (круг, квадрат, треугольник). Закрась круг красным цветом,
квадрат – жёлтым, треугольник – синим.
2. Скопируй: Р Ш Н .О ?
3. Подчеркни лишний предмет.
4. Нарисуй такую же пирамидку. Раскрась. (Цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий.)
5. Составь предложение по картинке. (Устно. Ученикам предлагается сюжетная картинка.)
Контрольный диктантпо русскому языку за 2 четверть по теме «Обводка изученных
букв по точкам»
Цель работы: проверить знание: образа изученных букв;
− проверить умения: воспринимать на слух звуки и обозначать их буквами;
1. Соедини точки. Дорисуй по точкам буквы:
2. Запиши строчные буквы под диктовку: О, А, Х, М, У, С.
Итоговый контрольный диктант
Списывание
Урок
У нас урок. Тут Ната. У нас карта. Антон у карты. (12 слов)
Задания:
1) Составь схемы слов: парта, урок.
2) Составь слова из слогов: ук, па; си, гу; лу, го, би. (паук, гуси, голуби)
3) Запиши под диктовку предложение:
На лугу гуси.
Составь графическую схему предложения.