МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В.МАСЛИВЕЦ
Х.КРАСНАЯ НИВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МБОУ ООШ
№РАССМОТРЕНО
6 им.
Методическое
М.В.
объединение
учителей
Масливец
начальных классов
Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:09:21
Foxit Reader Версия: 9.7.0
________С.А.Юдина
Протокол №1
от «___» августа_2024г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________Е.С.Клейменова
УТВЕРЖДЕНО
Председатель
педагогического совета
________А.В.Полоус
Протокол № 1
от «___» августа_2024г.
Приказ № 1
от «___» августа_2024г.
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета «Ручной труд»
для обучающихся 1 -4 классов
с умственной отсталостью
(АООП УО (ИН) вариант 1)
Красная Нива 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов
деятельности в жизничеловека.
Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем
заложенынеиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия
для его обучения ивоспитания.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем
развитии личностиучащегося младшего возраста с УО (ИН) в процессе
формирования трудовой культуры иподготовки его к последующему
профильному обучению в старших классах. Его изучениеспособствует развитию
созидательных возможностей личности, творческих способностей,
формированиюмотивацииуспехаидостиженийнаосновепредметнопреобразующейдеятельности.
Задачи изучения предмета:
—
формирование
представленийоматериальнойкультурекакпродуктетворческойпредметнопреобразующей деятельности человека.
— формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира ио месте в нём человека.
—
расширение
культурногокругозора,обогащениезнанийокультурноисторическихтрадициях в мире вещей.
— расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
— формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в
предметно-преобразующей деятельности.
— формирование интереса к разнообразным видам труда.
— развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения,
мышления, речи).
— развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение).
— развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практическихумений.
— развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
планирование,контроль и оценку действий и результатов деятельности в
соответствии с поставленной целью).
— формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источникамиинформации.
— формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности,инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качествличности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных
особенностей,
которая предусматривает:
—
коррекциюпознавательнойдеятельностиучащихсяпутемсистематическогоицелен
аправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы,строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить втрудовом объекте
существенныепризнаки,устанавливатьсходствоиразличиемежду предметами
— развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения,
обобщения;совершенствование
умения
ориентироваться
в
задании,
планировании работы, последовательномизготовлении изделия;
— коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной
координации
путемиспользованиявариативныхимногократноповторяющихсядействийспримен
ениемразнообразного трудового материала.
Работа с пластилином
Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина
― строительныйматериал. Пластилин ― материал ручного труда. Организация
рабочего места при выполнении
лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы спластилином. Лепка из пластилина разными способами:
конструктивным,
пластическим,комбинированным.
Приемы
работы:
«разминание», «отщипываниекусочковпластилина»,«размазываниепо
картону»(аппликацияиз пластилина),«раскатываниестолбиками»
(аппликацияизпластилина),«скатываниешара»,«раскатываниешара
до овальнойформы»,«вытягивание одного конца столбика», «сплющивание»,
«пришипывание», «примазывание»
(объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр,
конус, шар).
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую,
конусообразную ишарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природныхматериалов).
Историкокультурологическиесведения(вкакиеигрушкиизприродныхматериаловигралидет
ивстарину).
Заготовкаприродныхматериалов.
Инструменты,используемые с природными материалами (шило, ножницы) и
правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей(пластилин, острые палочки). Работа с засушенными
листьями (аппликация, объемные изделия).
Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление
игрушек из желудей.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага
для
письма,бумага
для
печати,
рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги(треугольник,
квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой
икартоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с
бумагой икартоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы
разметки:
- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядокобводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику,
циркулем). Понятия:«линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и
устройство;
- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение
чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения сножницами.
Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами:
«разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»;
«надрез по короткойпрямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по
незначительно изогнутой линии»;«округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлуюформу»;«вырезание
посовершеннойкривойлинии(кругу)».
Способывырезания:«симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»;
«симметричное
вырезание
из
бумаги,сложенной
несколько
раз»;
«тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листабумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру
(аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольникапополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание
прямоугольной формы пополам»;«сгибание сторон к середине»; «сгибание углов
к центру и середине»; «сгибание по т5и5п у
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие
социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций,
ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам,
младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе,
чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение,
ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность,
трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам,
самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися
универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию,
выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической
задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе
практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций
(сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение
под понятия, умение выделять
известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки
сотрудничества)
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных
представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека;
приобретение навыковсамообслуживания;
овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
усвоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских,художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной
деятельности,сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной
среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.
1 класс
- знать название материалов, объектов работы;
- использовать пространственные характеристики при работе с листом бумаги: вверху, внизу,
слева, справа, в центре, в углу;
- анализировать образец с подсчетом его деталей и определение их форм;
- определять места приклеивания аппликации, присоединения дополнительных деталей с
опорой на образец;
- пользоваться предметной инструкционной картой
- самостоятельно работать с ножницами.
2 класс
знать название материалов для поделок и их свойства;
- возможности использования изученных материалов;
- названия объектов работы;
- название инструментов, используемых для выполнения поделок из различных материалов;
- уметь выбирать и называть операции, специфические для данного материала; самостоятельно организовывать вои действия с опорой на образец поделки, натуральный
образец, предметную карту;
- составлять простейший эскиз (как элемент планирования);
- делать отчет о выполненной работе.
3 класс
знать названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления
поделок;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе;
- правила безопасной работы с используемыми инструментами;
- уметь анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а так же особенности
их соединения;
- планировать предстоящую работу, с опорой на образец изделия, исходные детали и
предметную инструкционную карту;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать
результаты сравнения в устном высказывании;
- определять форму заготовки по объемному образцу несложной конструкции;
- осуществлять поэтапный и итоговый контроль в сравнении с образцом;
- готовить отчет о выполненной работе, включив в его название изделия и материалов, из
которых оно выполнено; его назначение и т.д.;
- описывать последовательность операции по изготовлению изделия;
- оценивать степень сложности работы.
4 класс
- знать название и технологические свойства материалов, используемых для изготовления
поделок;
- названия и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с
ними;
- уметь анализировать образец, указывая количество и форму деталей, а также особенности их
соединений;
- планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и
предметную инструкционную карту;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец и грамотно выражать
результаты сравнения в устном высказывании;
- определять форму заготовки по объемному образцу несложной конструкции;
- осуществлять поэтапный и итоговый контроль в сравнении с образцом;
- готовить отчет о выполненной работе, включив в его название изделия и материалов, из
которых оно выполнено; его назначение и т.д.;
- описывать последовательность операции по изготовлению изделия;
- оценивать степень сложности работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Человек и труд. Урок труда.
Рукотворный предметный мир, как результат трудовой деятельности человека. Урок труда и
его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда. Правила
поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на
уроках труда.
Работа пластилином
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты
для работы с пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма).
Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из
отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из
одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных
частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по
картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из
пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание
одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные
изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
Работа с природными материалами
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства
листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью
пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек
(форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Работа с тростниковой травой. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойств
сухой тростниковая трава (пушистая и др.)
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
Работа с бумагой
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,
форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал). Инструменты (ножницы) и
материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (аппликация, конструирование).
Виды работы с бумагой:
Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы
пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по
типу «гармошки»; «вогнуть внутрь».
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез
по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание
изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)».
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам
орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа
бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила
работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение
из полос);
Объемное конструирование на основе геометрических фигур (квадрат) и геометрических тел
(цилиндра).
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг,
овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы
клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа
2 класс
Повторение
Правила поведения и работы на уроках ручного труда.
Работа с глиной и пластилином
Глина – строительный материал. Пластилин – материал для ручного труда. Правила работы с
пластилином. Изготовление из пластилина брусков. Лепка из пластилина молотка. Экскурсия
в природу. Заготовка природных материалов. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (рыба,
мышь) Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. Лепка из пластилина чашки
конической формы. Лепка чайной посуды в форме шара. Лепка из пластилина фигурки
«Медвежонок» из отдельных частей. Лепка фигурок из целого куска пластилина (лепка утки).
Лепка композиции к сказке «Колобок».
Работа с природными материалами
Изготовление игрушек из желудей (птичка, зайчик, поросенок). Правила работы с шилом.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха (кораблик, черепаха, рыбка).Аппликация из
засушенных листьев (рамочка для фотографии).Композиция из шишки «Пальма».Фигурки
птиц совы, журавля и лебедя из шишек.Предметная аппликация из засушенных листьев ивы и
березы.Что надо знать о шишках. Свойства шишек. Изготовление фигурок человечков.
Работа с бумагой
Виды и сорта бумаги. Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево
осенью».Складывание фигурок из бумаги. Маска собаки.Изготовление из бумаги игрушек в
форме шара.Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических фигур
«Грузовик», «Лиса», «Собака».Изготовление предметной аппликации, состоящей из
геометрических фигур «Автофургон». Изготовление открытки ко Дню учителя.Аппликация
«Веселая гусеница».Что надо знать о линейке. Вычерчивание отрезков в разных направлениях.
Измерение длин прямоугольника.Разметка бумаги по линейке. Разрезание бумаги по линиям
разметки.Аппликация из обрывной бумаги «Рыба» в технике бумажной мозаики.Изготовление
шара из 4-5 бумажных полос.Изготовление предметной аппликации, состоящей из
геометрических фигур «Утенок, лягушка»
Аппликация «Деревенский пейзаж»Аппликация «Ладошка-осьминог»
Работа с текстильными материалами
Экскурсия в швейную мастерскую. Работа с нитками. Свойства ниток. Виды работы с
нитками. Ягоды из ниток .Связывание ниток в пучок.Пришиваниепуговиц.Сматываниениток в
клубок. Изготовление фигурки человека из связанных пучков.Применение и назначение ткани
в жизни людей. Из чего делают ткань. Свойства ткани.Сорта тканей и их назначение.
Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей.Раскрой детали из ткани.
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой.Изготовление игольницы
«Котик».Изготовление игольницы «Конверт». Работа с тесьмой. Применение тесьмы.
Изготовление салфетки с аппликацией из тесьмы.Приемы вышивания нитками. Вышивание
закладки из канвы прямой строчкой.Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой
строчкой.Вышивание закладки из канвы прямой строчкой.Вышивка стежком «вперед иголку»
с перевивом.Вышивание закладки и салфетки из канвы стежком «шнурок».
Картонажно-переплетные работы
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка фигур на бумаге.Изготовление из
бумаги пакета для хранения изделий.Окантовка картона полосками бумаги.Окантовка картона
листом бумаги.Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки
коробки по шаблону и по линейке.Склеивание коробок двумя способами: с помощью
клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Ремонт учебников.
Комбинированные работы с разными материалами
Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко», «Рыба».Изготовление поздравительной открытки
«Сказочный цветок».Изготовление композиции сказке «Колобок» в технике
оригами.Изготовление из бумаги указателя «Переход».Игрушка «Толстый кит».Игрушка
«Маленькие утята».Изготовления поделки «Веселые пасхальные яйца»Изготовления поделки
«Разноцветная рыбка»Изготовления поделки «Маленькая русалка»
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа
3 класс
Вводное занятие
Использование инструментов при работе с материалами. Соблюдение правил поведения на
уроке труда. Пословицы о труде.
Работа с глиной и пластилином
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с
пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина
конструктивным способом «Пирамидка» Лепка из глины и пластилина конструктивным
способом «Грибок», «Бабочка» Лека из глины и пластилина пластическим способом «Рыбка»
Лепка из глины и пластилина пластическим способом «Уточка», «Свинка» Лепка из глины и
пластилина комбинированным способом «Медведь». Лепка из глины и пластилина
комбинированным способом «Белка», «Лиса». Аппликация –мозаика из шариков пластилина
«Дельфин». Аппликация из пластилина: техника размазывания «Ёжик в лесу». Аппликация из
пластилина: раскатывание столбиком «Лягушонок». Лепка из пластилина приемом
сплющивания. Объемное изделие «Чудо-дерево». Лепка из пластилина геометрических тел
брусок, цилиндр, конус, шар.
Работа с природными материалами
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы
с ними. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Историко-культурологические
сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Изготовление
аппликации из засушенных листьев «Птица». Изготовление по образцу и самостоятельное
аппликации из скорлупы ореха «Воробьи на ветках». Составление декоративных букетов: в
композиции из сухих веток, листьев, цветов. Изготовление объемных изделий из природных
материалов «Птица из пластилина и тростниковой травы». Изготовление игрушки собаки из
желудей.
Работа с бумагой
Виды бумаги и ее свойства. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок
обводки шаблона геометрических фигур. Понятия: «линейка», «угольник». Разметка с
помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику). Вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму. Симметричное вырезание из бумаги, сложенной
пополам, в несколько раз. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги. Мозаика из бумаги
«Гриб». Обрывание по контуру. Аппликация «Дельфин». Сгибание треугольника пополам.
Фигурка «Кошка». Сгибание квадрата с угла на угол «Свинка». Сгибание углов к центру и
середине «Верблюд». Оригами «Сгибание гармошки». Приемы сгибания вогнуть внутрь
«Медведь». Плоскостная аппликация из бумаги. Объемная аппликация из бумаги и картона.
«Коробка», склеенная с помощью клапанов». «Коробка с бортами, соединенными встык».
Конструирование из конуса «Петушок».
Картонажно-переплетные работы
Плетение коврика из полосок бумаги. Плетение корзинки из полосок бумаги.
Работа с текстильными материалами
Поделка из ниток и картона «Морковка». Помпон из пряжи. Куклы из ниток. Завязывание
узелка на нитке. Технология выполнения строчки косыми стежками. Изготовление закладки
из картона с применением косых стежков. Вышивка «прямой строчкой». Вышивка прямой
строчкой «в два приема». Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой. Прихватка. Как ткут ткани.
Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Историко-культурологические
сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Аппликация на ткани.
Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина».
Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами
(плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки древесины
ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные,
легкие тяжелые, благородные). Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание»,
«сжимание»
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки
(толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила
обращения с проволокой. «Сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль».
«Буквы Л, С, О, В из проволоки»
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Соединение планок винтом и гайкой. «Треугольник», «квадрат»
Комбинированные работы с разными материалами
Изготовление аппликации из древесных опилок. Выполнение аппликации из бумаги и
бросового материала. Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов.
Итоговый урок, выставка изделий.
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа
4 класс
Вводное занятие
Вводный урок.
Работа с пластилином
Повторение и изучение новых технических сведений о пластилине. Значение цвета. Главное и
второстепенное в изделии. Организация рабочего места и соблюдение санитарногигиенических требований при лепке. Изучение приемов работы: обработка материала с
применением резака, обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение
деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и
ширины изделия.
Работа с природными материалами
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности
поверхности. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей ПВА, клей «Момент»,
пластилин, палочки, нитки и т. д. Организация рабочего места и соблюдение санитарногигиенических требований. Составление композиции. Закрепление отдельных деталей и фигур
на подставке. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с бумагой
Применение картона. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется;
впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения
о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и
бумагой (клейстер, канцелярский клей, клей ПВА, клей «Момент»). Рациональное
использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении
поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций. Применение
различных материалов (ткань, вата). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их
назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение
санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.Разметка бумаги и картона
по трафарету и шаблону. Ведение отсчета от нулевого деления. Смазывание клеем бумаги по
всей поверхности при оклеивании картона. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон.
Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при
резании по прямым и кривым линиям.
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная работа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
1
2
3
Работа с пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
5
Резерв
Итого
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
9
8
14
1
3
33
1
2 класс
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
1
2
3
4
5
Работа с глиной и пластилином
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с разными материалами
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
6
Резерв
Итого
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
5
6
10
5
6
1
2
34
1
3 класс
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
1
2
3
4
5
6
7
Работа с глиной и пластилином
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
Работа с древесиной
Работа с проволокой
Работа с металлоконструктором
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
8
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
3
5
8
5
3
3
5
1
Резерв
Итого
2
34
1
4 класс
Раздел
Содержание учебного материала (раздела, темы)
1
2
3
Работа с пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой
Промежуточная аттестация. Комплексная контрольная
работа
4
Резерв
Итого
Количество
часов
В том
числе,
контр. раб.
8
11
13
1
2
34
1
График проведения контрольных работ
№ урока по
рабочей
программе
учителя
61
Вид контроля
Тема контроля
Ручной труд 1 класс
Промежуточная аттестация.
Наши достижения
Комплексная контрольная
работа
Система оценивания
1класс:
В текущей оценочной деятельности целесообразно
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
соотносить
результаты,
Низкий уровень - задание не выполнено при оказании различных видов помощи
Средний уровень - задание выполнено, верно, в объеме от 51% до 65% использовал опору на
образец или словесную инструкцию
Высокий уровень – здание выполнено, верно, в объеме свыше 65%., использовал опору на
образец или словесную инструкцию
2-4 класс:
-«неудовлетворительно» (незачет), если обучающийся выполнил менее 35% заданий;
-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся, верно, выполняют от 35% до 50% заданий;
-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
-«отлично» свыше 65%.
Такой подход использует традиционную систему отметок по 5-балльной шкале, однако
требует уточнения и переосмысления их наполнения. При оценке итоговых предметных
результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы
учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние
на формирование жизненных компетенций.
Контрольно-оценочные материалы
1 класс
Комплексная контрольная работа «Наши достижения»
1.Сравни эти предметы. Отметь, какие из них сделаны руками человека.
2.Сравни эти предметы. Определи, что общего в этих предметах. Отметь, какие из них
сделаны руками человека.
3.Что мы используем на уроках труда.
4.Практическая работа. Лепим пирамидку из пластилина разного цвета.