чтение АООП_подписано

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6 им.М.В. Масливец
х.Красная Нива муниципального образования Брюховецкий район

МБОУ ООШ
№ 6 им.
РАССМОТРЕНО
М.В.
Методическое
Масливец
объединение учителей

Подписан: МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец
DN: OU=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, O=МБОУ ООШ № 6 им. М.В.
Масливец, CN=МБОУ ООШ № 6 им.
М.В. Масливец,
E=school6hubiev@yandex.ru
Основание: я подтверждаю этот
документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-25 21:09:24
Foxit Reader Версия: 9.7.0

начальных классов
________С.А.Юдина
Протокол №1
от ___________2024г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
________Е.С.Клейменова
Приказ № 1
от ___________2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Председатель
педагогического совета
________А.В.Полоус
Приказ № 1
от ___________2024г.

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета«Чтение»
для обучающихся с умственной отсталостью
(АООП УО (ИН) вариант 1)
Уровень образования: начальное общее образование
1 - 4 класс

Красная Нива2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с умственной
отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на коррекцию и
развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального отношения к
действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость обучения
чтению обучающихся с данной категории.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
воспитание у обучающихся интереса к чтению;
формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух,
шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного
анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы педагогического
работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться впечатлениями о
прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки,
коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и
стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и
товариществе; произведении о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки,
загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания,
выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных
диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление
простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством
педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста
по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и
автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (пословица,
скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и
стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни
обучающихся и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических
нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в
окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
• Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об
отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся,
их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.
• Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
• Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми
словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках
препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация
разобранных диалогов).
• Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение
простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части,
составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под
руководством педагогического работника. Составление картинного плана. Пересказ
текста или части текста по плану и опорным словам.
• Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание
заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на
вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение
наизусть 5 - 7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике
и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и
темпом речи;
ответы на вопросы педагогического работника по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста,
молча с выполнением заданий педагогического работника;
определение главных действующих лиц произведения;
элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых
средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказ текста по частям
с опорой на вопросы педагогического работника, картинный план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7 - 8 стихотворений.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета "Чтение "
на первом этапе обучения (1-4 классы):
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебного предмета «Чтение» предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место
принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. Планируемые личностные результаты учитывают типологические,
возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной
образовательной деятельности по изучению учебного предмета «Чтения». Однако, ввиду
индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью,
планируемые личностные результаты, следует рассматривать как возможные личностные
результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Чтение» на конец первого этапа
обучения (1-4 классы):
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
5)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6)овладениесоциальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
9)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
11)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
12)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Предметные результаты освоения учебного предмета «Чтение» на первом этапе
обучения (1-4 классы):
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями
и умениями по предмету «Чтение» и представлены дифференцированно по двум уровням:
минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной
области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо
указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными
обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы.
Планируемые предметные результаты
Достаточный уровень
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода 1 класса
-Понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
-знать правила поведения учащихся в школе;
-понимать и выполнять правила посадки за партой;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
-различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
-исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова
(слог), звук;
-делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
-делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
-выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя.
-Знать правила поведения обучающихся в школе;
-знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
-знать основные цвета;
-различать звуки окружающей действительности;
-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
-иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте 1 класса
-Различать звуки на слух и в собственном произношении;
-знать буквы, различать звуки и буквы;
-различать гласные и согласные звуки;
-определять звуки в начале и в конце слова;
-определять количество слогов в слове;
-определять количество слов в предложении;
-читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
-знать и различать буквы;
-читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
-слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по
содержанию, опираясь на наглядные средства.
Планируемые предметные результаты на конец 2 класса
-Слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;
-соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
-читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных
слов, простых по семантике и структуре;
-пересказывать по вопросам, картинно-символическому плану, серии картинок прочитанный
или прослушанный текст;
-выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед обучающимися класса.

-Слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или опорой
на картинку;
-читать по слогам короткие тексты;
-соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;
-читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.
Планируемые предметные результаты на конец 3 класса
-Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;
-читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);
-активно участвовать в анализе произведения;
-пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;
-высказывать своё отношение к поступку героя, событию после проведённого анализа
произведения;
-выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.
-Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана;
-правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом
часто встречающихся двусложных слов;
-соотносить иллюстрацию с определённым отрывком текста;
-пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинносимволическому плану к каждому предложению;
-выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.
Планируемые предметные результаты на конец 4 класса
- Читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике
и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и
темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед обучающимися класса.
- Осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед обучающимися класса.
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• использовать знако- символические средства с помощью учителя;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.
Достаточный уровень:
• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса
и темпом речи
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
• пересказ текста полностью и выборочно;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Содержание образовательной программы по чтению
Содержание предмета включает следующие разделы:
Техника чтения.
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным
чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой
интонации.
Понимание читаемого текста.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и
смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.
Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана.
Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение обучающихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей
и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в
тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи.
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских
газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по
содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика.
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы
и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и
зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные
времена года.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами
• с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя;
•отвечать на вопросы по прочитанному;
• выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
• определять главную мысль произведения;
• читать отрывки по ролям;
•пересказывать содержание прочитанного;
• отличать сказку от рассказа;
• читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.
Учащиеся должны знать: наизусть 7-8 стихотворений.

1 класс
№
1.

2.
3.

4.

Раздел

Содержание
Добукварный период
Формирование
Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что
учебного
находится в классе. Беседы на темы: «Школьные вещи», «Порядок в
поведения
классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и
фамилии учеников», «Перемены в школе, их назначение», «Семья», «Утро
школьника», «Окружающий меня мир».
Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно
сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя,
поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из
класса.
Диагностика
Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к
обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
Развитие устной Формирование умения выполнять простые поручения по словесному
речи
заданию, внятно выражать свои просьбы и желания; слушать сказки и
рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные
стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя
по иллюстрациям и вопросам;называть слова по предметным картинкам,
составлять простые предложения по своим практическим действиям, по
картинкам и по вопросам.
Совершенствование произношения.
Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения
(совместно с логопедом) в течение первого года обучения и в
последующих классах до полного исправления дефекта.
Развитие
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их.
слухового
Определение источника звука: «Кто позвал?», «По звуку отгадай
внимания,
предмет»; направление звука «Укажи, где пищит мышка»; силы звука:
фонематическог «Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков» и т.д.
о слуха. (как Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного
этап
каждого по его голосу.
урока)
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные
звуки детских музыкальных инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет
Звуковой анализ волк, ш-ш-ш – шипит гусь, р-р-р – рычит собака и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы»,
«Повтори все слова, которые сказали»).
Фиксация слова условно-графическим изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными
предметами
(«Покажи, где слово и где предмет»)
Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на
картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три – без ошибок
повтори: дом-дым, удочка-уточка, бабушка-бабочка. Выделение слова в
ряде предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и
схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе
демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация
предложения
условно-графическим
изображением.
«Чтение»
предложения.

5.

Изучение
звуков и букв
1-й этап.

2-й этап.

3-й этап.

Составление предложений (из 2, затем из 3 слов) по картинке, Запись их
условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их условно-графической схеме с
последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений: (На полке мишка.
На полу мышка. У веры шары. У Иры шар. Это гриб. Это грибок.) с
обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги): И-ра, А-ля,
Ва-ся. Фиксация части слова условно-графическим изображением.
«Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с
картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма-на, са-за, и т. д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные
упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте» и т. д. Отработка
четкого произношения на материале коротких стихотворений,
чистоговорок.
Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, з-с, с-ш и т. д.
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях,
чистоговорках. Выделение звуков, а, о, у, м, н, с в начале слова при
акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука
условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с
опорой на предметы или картинки.
Букварный период
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых
структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
• Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
• Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение
их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении
этот звук легче выделяется).
• Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.),
чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение
открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление
и чтение слов из этих слогов.
• Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
• Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами,
определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
• Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь
изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
• Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (мама, мы-ла).
• Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного
закрытого слога (сом, сыр, нос, шар).
• Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж,
б, г, д, й, ь, т.
• Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в
словах (в начале, в середине, в конце).
• Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и
мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах: з-с, д-т, б-п (бочкапочка, коса-коза).
• Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и
мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

•
•
•

4-й этап.

•
•
•
•
•
•

Промежуточна
я аттестация.

•
•

Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, соло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ё, я, ю, ц, ч,
щ, ф, э, ъ.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и
мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах: (ф) – (в), (с) – (ц), (ч)
– (щ); ма-мя, су-цу, цвет-свет.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных;
согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками
и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра,
кни).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трехчетырех букв с последующей записью.
Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.
Мониторинг техники чтения

2 класс
Осень пришла – в
школу пора

Почитаем поиграем

В гостях у сказки

Осень пришла - в школу пора!
«Все куда - нибудь идут». По В.Голявкину.
«Первый урок».
«Мы рисуем».
«Грибной лес». Я. Аким.
«Слон Бэби». По В. Дурову.
«Птичья школа». Б. Заходер.Мониторинг техники чтения
«Осенние подарки». По Н. Сладкову.
«В парке».
«Падают, падают листья…» М. Ивенсен.
«Осенний лес». По В. Корабельникову.
«Всякой вещи свое место». По К. Ушинскому.
«Хозяин в доме». Д. Летнёва.
«Зачем дети ходят в школу?» По В. Голявкину.
«Серый вечер». По А. Тумбасову.
«Одна буква». По А. Шибаеву.
«Слоги» А. Усачев.
«Дразнилка». По С. Иванову.
«Черепаха». К. Чуковский.
«Шумный Ба-бах». Дж. Ривз.
«Если плачет кто – то рядом». Л. Яхнин.
Загадки.
«Кто квакает, кто крякает, а кто каркает».
«Лиса и волк». Русская народная сказка.
«Гуси и лиса». Русская народная сказка.
«Лиса и козёл». Русская народная сказка

Животные рядом с
нами

Ой – ты, зимушка зима

Что такое хорошо и
что такое плохо

Весна идет

«Мышка вышла погулять». По Л. Толстому.
«Волк и баран». Литовская сказка.
«Сказка о том, как зайцы испугались серого волка». По С. Прокофьевой.
«Рак и ворона». Литовская сказка.
«Заяц и черепаха». Казахская сказка.
«Благодарный медведь». Мордовская сказка.
«Как белка и заяц друг друга не узнали». Якутская сказка.
«Волк и ягнёнок». Армянская сказка.
«Умей обождать!». Русская народная сказка.
«Умная собака». Индийская сказка.
«Я домой пришла». По Э. Шиму.
«Лошадка». Русская народная присказка.
«Кролики». По Е. Чарушину.
«Баран» В. Лифшиц.
«Храбрый утенок». По Б. Житкову.
«Все умеют сами». По Э. Шиму.
«Котенок». М. Бородицкая.
«Света зёрнышко кладёт…».
«Три котенка». По В. Сутееву.
«Петушок с семьей». По К. Ушинскому.
«Упрямые козлята».
«Пес». В. Лифшиц.
«Первый снег». Я. Аким.
«Большой Снег». По Э. Киселевой.
«Снежный колобок». По Н. Калининой.Мониторинг техники чтения
«Снеговик – новосёл». По С. Вангели.
«Воробышкин домик». По. Е. Шведеру.
«Зимние картинки». Г. Галина.
«Миша и Шура» Е. Самойлова.
«Купили снег». Ш. Галиев.
«Буратиний нос». По Г. Юдину.
«Живи елочка!». И. Токмакова.
«Про елки» по В. Сутееву.
«Ромашки в январе». По М. Пляцковскому.
«Мороз и заяц». Русская народная сказка.
«Вьюга» Литовская народная песенка.
«На лесной полянке». По Г. Скребицкому.
«Коля заболел». По А. Митту.
«Подружки рассорились». Д. Летнёва.
«Вязальщик». По В. Голявкину.
«Самокат». Г. Ладонщиков.
«Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик». По Э. Киселевой.
«Торопливый ножик» По Е. Пермяку.
«Вьюга». По. В. Сухомлинскому.
«Трус». По И. Бутмину.
«Как я под партой сидел». По В. Голявкину.
«Петя мечтает». Б. Заходер.
«Мёд в кармане». По В. Витка.
«Канавка». По В. Донниковой.
«Назло Солнцу». Узбекская сказка.
«Мостик». А. Барто.
«Песенка обо всём». По. М. Дружининой.
Лемеле хозяйничает». Л. Квитко.
«Неряха». По И. Туричину.
«Март» Я.Аким.
«Невидимка». По Ю. Ковалю.
«Праздник мама». В. Берестов.

Чудесное рядом

Лето красное

Промежуточная
аттестация.

«Подарок к празднику». По В. Драгунскому.
«Снег и заяц». Бурятская сказка.
«Помощники весны». Г. Ладонщиков.
«Лягушонок». По М. Пришвину.
«Весна» Г. Ладонщиков.
«Барсук» По Е. Чарушиной.
«Весенняя песенка». С. Маршак.
«На краю леса». По И. Соколову – Микитову».
«Подходящая вещь». По В. Голявкину.
«Деньки стоят погожие» М. Пляцковский.
«Ручей и камень». По С. Козлову.
«Как птицы лису проучили». Русская народная сказка.
«Храбрый птенец» Э. Шим.
«Кому пригодилась старая Митина шапка». По М. Быкову.
«Лосенок». По Г. Цыферову.
«Игра». О. Дриз.
«Удивление первое» Г. Цыферов.
«Осьминожек». По Г. Снегиреву.
«Друзья». По С. Козлову.
«Необыкновенная весна». По С. Козлову.
«Необыкновенная весна». По С. Козлову.
«Не понимаю». Э. Мошковская.
«Кот Иваныч». По Г. Скребицкому.
«Золотой луг». По М. Пришвину.
«Золотой луг». По М. Пришвину.
«Неродной сын». По В. Бианки.
«Подарок». Ю. Кушак.
«Всё здесь». Я. Тайц.
«Небесный слон». По В. Бианки.
«Ярко солнце светит».
«Светляки». По И. Соколову-Микитову.
«Петушок и солнышко». По Г. Цыферову.
Петушок и солнышко
«Прошлым летом». И. Гамазкова.
«Поход». С. Махотин.Мониторинг техники чтения
«Раки» По Е. Пермяку.
«Раки» По Е. Пермяку.
«В гости к лету». В. Викторов.
«Отчего так много света». И. Мазин.
«Коньки купили не напрасно». По В. Голявкину.
«Вкусный урок». По Т. Шарыгиной.
«Почему скворец веселый?» С. Косенко.
В. Татаринов. Какого цвета лето?
Мониторинг техники чтения

3 класс
Здравствуй, школа

Осень наступила

Учимся трудиться

Ребятам о зверятах

Чудесный мир
сказок

Зимушка-зима

Так нельзя, а так
можно

Весна в окно
стучится

Весёлые истории

«Сентябрь». М.Садовский, «Веселая улица».По В. Воскобойникову, «Первое
сентября» В.Берестов, По В. Драгунскому «Завтра в школу», По Э. Шиму
«Пятерки», «Смешинка». В. Берестов «Котенок хочет в школу», В. Бирюков «Кто
лучшим будет», По В. Хомченко «Обида», А. Аксенова «Наша учительница»
О. Высотская «Осень», По Ю. Ковалю «Последний лист», По Н. Сладкову
«Сентябрь на дворе», В. Степанов «Воробей», По А. Баркову «Лето на веревочке»,
Е. Благинина «Улетают, улетели…», ПоЛ.Воронковой «За кормом для птиц», Г.
Ладонщиков «В октябре», По Н. Сладкову «Страшный невидимка», А. Плещеев
«Осень наступила», По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре, Н. Майданик
«Доскажи словечко» (Осенние загадки)
Ю. Тувим «Все для всех», По Д. Габе «Работа», В. Орлов «Мои помощники», По
А. Потаповой «Бабушка и внучка», Б. Заходер «Повара», По М. Дружининой
«Сюрприз», О. Высотская «Маргаритка», По В. Хомченко «Пуговица», Г.
Ладонщиков «Портниха», В.Осеева «Пуговица», По В. Голявкину «Как я помогал
маме мыть пол», По С. Баруздину «Как Алешке учиться надоело», Дж. Родари
«Чем пахнут ремесла»
По Е. Чарушину «Лисята», По Н. Сладкову «Лисица и еж», По Н. Сладкову
«Лисица и еж», Е. Тараховская «Заяц», По М. Пришвину «Еж», По А. Баркову
«Материнская забота», По Г. Снегиреву «Белек», В. Приходько «Пин и Гвин», По
Б. Житкову «Галка», По В. Гаранжину «Куринный воспитанник», По М.
Тарловскому «Добрый волк», По Н. Носову «Живая шляпа», По Н. Павловой
«Котята», В. Берестов «Кошкин щенок», По Пляцковскому «Сердитый дог Буль»
Русская народная сказка «Лиса и журавль», Русская народная сказка «Храбрый
баран», Русская народная сказка «Лиса и тетерев», Украинская народная сказка
«Овечка и волк», Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы», Таджикская
народная сказка «Тигр и лиса», Французская народная сказка «Лиса и куропатка»,
Абхазская народная сказка «Куцый хвост», Удмуртская народная сказка «Глупый
котенок»
Русская народная песня «Ой ты, зимушка-зима!», По В. Бианки «Заяц, Косач,
Медведь и Дед Мороз», М. Садовский «Декабрь», По Л. Воронковой «Как елку
наряжали», С. Попов «В новогоднюю ночь», По А. Усачеву «Как Дед Мороз
сделал себе помощников», По А. Потаповой «Такой вот герой», С. Есенин «Зима»,
С. Суворова «Подарок», По В. Голявкину «У Ники новые лыжи», В. Шевчук «С
прогулки», По М. Быковой «Неудачная находка», И. Суриков «Детство», По Е.
Чарушину «Что за зверь?», По Э. Шиму «Не стучать – все спят», В Степанов
«Зайка», По Н. Сладкову «Еловая каша», З. Александрова «Снежок», По Е.
Баруздину «Коллективная печка», В.Аникин «Доскажи словечко»
По А. Ягафаровой «Снегирь и Синица», По В. Хомченко «Птица-синица»,
Г. Ладонщиков «Дельный совет», По Л. Толстому «Косточка», По С. Георгиеву
«Праздничный стол», В. Берестов «За игрой», С. Баруздин «Бревно», А. Седугин
«Как Артемка котенка спас», По В. Осеевой «Подвиг», По В. Бирюкову «Лесные
доктора», Обобщающий урок по разделу «Так можно, а так нельзя»
Ф. Тютчев «Зима недаром злится», По В. Бирюкову «Весенняя песня», Украинская
народная песня «Веснянка», По Э. Шиму «Сосулька», Народная песня Выгляни в
окошко, С. Вербова «Мамин портрет», П. Синявский «Разноцветный подарок»,А.
Седугин «Тихо-тихо», Р. Сеф «Лицом к весне», С. Вербова «Ледоход», По Р.
Фархади «Сон медвежонка», Г. Ладонщиков «Медведь проснулся», По В. Бианки
«Заяц на дереве», С. Погореловский «Наши гости», По Г. Скребицкому
«Скворушка», И. Белоусов «Весенняя гостья», По К. Ушинскому «Пчелки на
разведках», По А. Баркову «Тюльпаны», Обобщающий урок по разделу «Весна в
окно стучится»
Р. Фархади «Перепутаница», По Г. Остеру «Эхо», В. Шибаев «Кто кем
становится», А. Усачев «Волшебный барабан», М. Пляцковский «Шишки», По Ю.
Степанову «Портрет», М. Бородицкая «Булочная песенка»

Родина любимая

Здравствуй, лето!

Промежуточная
аттестация.

Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине», По К. Ушинскому «Наше Отечество», По
Т. Кудрявцевой «Флаг России», М. Ильин «Главный город страны», В. Степанов
«Песня», А. Усачев «день Победы», По С. Баруздину «Страшный клад», По С.
Алексееву «Тульские пряники», Обобщающий урок по разделу «Родина Любимая»
А. Усачев «Что такое лето?», По Л. Воронковой «Что сказала бы мама?», М.
Дружинина «Земляника», По В. Хомченко «Куда исчез гриб?»,По В. Бианки «Ежспаситель», Р. Фархади «Жарко», По Э. Шиму «Верное время», Е. Савельев «
Доскажи словечко» Летние загадки, Обобщающий урок по разделу «Здравствуй,
лето»
Мониторинг техники чтения

4 класс
Здравствуй, школа!
Что такое хорошо…
Уж небо осенью
дышало…

Народные сказки

О труде и трудолюбии.

Произведения русских
и зарубежных
писателей.

Идет волшебница зима

Здравствуй, школа!
В. Лебедев – Кумач «Здравствуй, школа!»
Э.Шим «Брат и старшая сестра»
А. Седугин «Молоток»
Е. Пермяк «Пичугин мост»
В.Голявкин «Был не крайний случай»
По И. Дику «Счастливая ручка»
По Л.Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда»
По Л. Давыдычеву «Виктор Мокроусов»
А. Гайдар «Тимур и его команда»
В. Осеева «Печенье»
А.К. Толстой «Осень»,
В. Пескову «Осенний лес»
А Твардовский «Лес осенью»
О.Высотская «Осеннее утро»
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
Внеклассное чтение А.Лепетухин «Хехцирские сказки»
И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Д. Мамину-Сибиряку «Приемыш»
По Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько»
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку»
Русская народная сказка «Гуси- Лебеди»
Молдавская сказка «Чудесный клад»
Эвенкийская сказка «Росомаха и Лисица»
Внеклассное чтение Рассказы Н.Н. Носова
Мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши»
Русская сказка «Лиса и волк»
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А. Пушкин «Три желания старухи»
А. Пушкин «У разбитого корыта»
Внеклассное чтение. Н. Наволочкин «Ручка из березового сучка
Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
Братья Гримм «Соломинка, Уголек и Боб»
И. Никитин «Встреча зимы»
По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу»
И Антонов «Сад друзей»
И. Суриков «Детство»
Л. Толстой «Филипок»
Н. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег»
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Люби все живое

В стране чудес

Весна идет

Лето наступило

Внеклассное чтение стихи родных поэтов о зиме.
Н. Носов «Бенгальские огни»
По М. Пляцковскому «Какая бывает зима»
К. Ушинский «Два плуга»
Русская сказка «Самое дорогое»
Русская сказка «Лесной Дед»
Внеклассное чтение В. Коржиков «Первая улица»
И Крылов «Трудолюбивый медведь»
Нанайская сказка «Айога»
С. Маршак «Лодыри и кот»
И. Крылов «Лебедь, щука и рак»
А. Тетивкин «Школа»
Е. Пермяк «Для чего руки нужны»
По В. Костылеву «Береза»
Л.Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»
По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака»
В.Тарасов «Четвероногий друг»
М. Пишвин «Гаечки»
М.Горький«Воробьишка»
Внеклассное чтение Н.И. Сладков «Лес не школа, а всему учит»
А. Барков «Пожарный Карл»
А. Барков «Забавы галчонка»
По Г.Скребицкому «Медвежонок»
И. Токмакова «В чудной стране»
По А. Милну «Винни-Пух и все-все-все»
Внеклассное чтение. В.Арсеньев «Возвращение к морю»
А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Ф. Тютчев «Весенние воды»
В. Ситников «Утро»
По Л. Толстому «Весна»
И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает»
По А. Платонову «Еще мама»
По А. Платонову «Школьный двор».
Внеклассное чтение. Книги Б. Житкова для детей.
Н. Саконская «Разговор о маме»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
По Е. Кононенко «Резеда»
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Внеклассное чтение «Непобедимая и легендарная» книги об Армии.
А.Барков «Яшка»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
В.Орлов «Лесной цветок»
Внеклассное чтение Рассказы и стихи о весне.
Н.Сладков «Медведь и солнце»
Н.Сладков «Медведь и солнце»
И. Никитин «Вечер ясен и тих…».
По К. Паустовскому «Заботливый цветок».
Н. Некрасов «Крестьянские дети»
По Н. Носову «Огородники».
По Н. Носову «Когда в товарищах согласья нет…»
По Н. Носову «Хитрый план»
По Н. Носову «Красное знамя все-таки досталось нам»
Внеклассное чтение по произведениям
Н. Носова.
И. Антонов «У речки».
М. Пришвин «Золотой луг».
Народные приметы.

Промежуточная
аттестация.

В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй»
М. Бородинская «Последний день учения».
Ушинский К.Д. «Лето»
Мониторинг техники чтения

Тематическое планирование
1 класс

Раздел
1
2
3

Содержание учебного материала (раздела, темы)
Добукварный период
Букварный период
Промежуточная аттестация. Мониторинг техники
чтения

Резерв
Итого

Количество
часов
26
70

В том
числе,
контр. раб.
1
1
1

3
99

3

2 класс

Раздел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Резерв
Итого

Содержание учебного материала (раздела, темы)
Осень пришла – в школу пора
Почитаем - поиграем
В гостях у сказки
Животные рядом с нами
Ой – ты, зимушка - зима
Что такое хорошо и что такое плохо
Весна идет
Чудесное рядом
Лето красное
Промежуточная аттестация. Мониторинг техники
чтения

Количество
часов
16
9
13
14
16
18
18
16
12

В том
числе,
контр. раб.
1
1

1
1
1

3
136

5

3 класс
Раздел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Содержание учебного материала (раздела, темы)
Здравствуй, школа!
Осень наступила…
Учимся трудиться
Ребятам о зверятах
Чудесный мир сказок
Зимушка –зима
Так нельзя, а так можно
Весна в окно стучится
Веселые истории
Родина любимая
Здравствуй, лето!
Промежуточная аттестация. Мониторинг техники
чтения

Резерв
Итого

Количество
часов
8
12
13
15
12
20
11
19
7
7
8

В том
числе,
контр. раб.
1
1

1
1

1
3
136

5

4 класс

Раздел
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Резерв
Итого

Содержание учебного материала (раздела, темы)
Здравствуй, школа!
Что такое хорошо…
Уж небо осенью дышало…
Народные сказки
О труде и трудолюбии.
Произведения русских и зарубежных писателей.
Идет волшебница зима
Люби все живое
В стране чудес
Весна идет
Лето наступило
Промежуточная аттестация. Мониторинг техники
чтения

Количество
часов
1
15
19
8
11
9
15
15
7
21
11

В том
числе,
контр. раб.
1
1

1
1

1
3
136

5

Контрольные работы.
№
раздел
1 класс
1
Проверочная работа
2
Мониторинг техники чтения

количество часов
1
2

График проведения контрольных работ
№ урока по
рабочей
Видконтроля
программе
учителя
Чтение 1 класс
18
Входящая проверочная работа
45
Мониторинг техники чтения за
2 четверть
88
Промежуточная аттестация.
Мониторинг техники чтения

Темаконтроля

«Знакомые буквы»
«Закрытые слоги»
«Кира и Вика»

Система оценивания
1класс:
В текущей оценочной деятельности целесообразно
продемонстрированные учеником, с оценками типа:

соотносить

результаты,

Низкий уровень - задание не выполнено при оказании различных видов помощи
Средний уровень - задание выполнено, верно, в объеме от 51% до 65% использовал опору на
образец или словесную инструкцию
Высокий уровень – здание выполнено, верно, в объеме свыше 65%., использовал опору на
образец или словесную инструкцию
2-4 класс:
-«неудовлетворительно» (незачет), если обучающийся выполнил менее 35% заданий;
-«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся, верно, выполняют от 35% до 50% заданий;
-«хорошо» — от 51% до 65% заданий.
-«отлично» свыше 65%.
Такой подход использует традиционную систему отметок по 5-балльной шкале, однако требует
уточнения и переосмысления их наполнения. При оценке итоговых предметных результатов
следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и
практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.

•

Учебно-методическое обеспечение. Электронные ресурсы
Комплекты учебников:
1 класс – Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для
общеобразовательной организаций, реализующих АООП 2 частях – М.: Просвещение,
2017 г.
https://disk.yandex.ru/d/Be7wv5S43PdMkE
https://disk.yandex.ru/d/6h6MCXir3PdMkU

•

2 класс – Ильина С. Ю., Аксенова А. К., Головкина Т. М., Шишкова М. И. Чтение. 2
класс. Учебник для общеобразовательной организаций, реализующих АООП. В 2 частях
– М.: Просвещение, 2017 г.
https://disk.yandex.ru/i/9JZupdSt3PrupH
https://disk.yandex.ru/i/2Gi3C48H3Prv2F

•

3 класс – Ильина С. Ю., Богданова А.А. Чтение. 3 класс. Учебник для
общеобразовательной организаций, реализующих АООП.В 2 частях – М.: Просвещение,
2017 г.
https://disk.yandex.ru/i/EU7nknFf3QLuMu
https://disk.yandex.ru/i/g0FPg0Nl3QLuZ5

•

4 класс – Ильина С. Ю. Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательной
организаций, реализующих АООП.В 2 частях – М.: Просвещение, 2017 г.
https://disk.yandex.ru/i/12_ZzUCF3Qh9DG
https://disk.yandex.ru/i/9cpQRPYu3Qh9dq

Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным
содержанием обучения.
Детская справочная литература.
Наборы книг для внеклассного чтения.
•
•
•
•

Методические пособия для учителя:
Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте: метод. рекомендации
для общеобразовательной организаций, реализующих АООП– М.: Просвещение, 201 г.
Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной
школы»-М.: Просвещение, 1988.
Волина В.В. «Занимательное азбуковедение» - М.: Просвещение, 1990.
Обучение чтению в специальных коррекционных классах. 1 класс. / авт.-сост. Рудченко
Л.И.-Волгоград: Учитель, 2007.

Печатные пособия:
• наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том
числе и в цифровой форме;
• словари по русскому языку;
• репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
• портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения.
Технические средства обучения;
Экранно-звуковые пособия:
• аудиозаписи
прочтения
мастерами
художественного
слова
произведений
художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения;
• игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры.

Контрольно-оценочные материалы 1 класса
Входящая проверочная работа «Знакомые буквы»
Соедини букву и слово, которое начинается с такой же буквы.

Мониторинг техники чтения за 2 четверть по теме «Закрытые слоги»

Промежуточная аттестация. Мониторинг техники чтения
Ки-ра и Ви-ка
У Ки-ры и Ви-кикук-лы. У Ки-ры и-гол-ка и нит-ки. И у Вики и-гол-ка и нит-ки. О-ни ши-ли рубаш-ки.
Ки-ра ши-ла ру-баш-ку. Ру-баш-ка у кук-лы. Ви-ка ши-ла ру-баш-ку. О-на у-ко-ло-ла ру-ку. У
Ви-кира-на.
Задание:
- Как зовут девочек?
- Что они шьют?
- Для кого?
- Что случилось у Вики?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».