МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 ИМ. М.В. МАСЛИВЕЦ
х. КРАСНАЯ НИВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2024 года протокол №1
Председатель педсовета
_________ А.В. Полоус
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
( ВАРИАНТ 7.1)
по математике
Уровень образования начальное общее (4 класс)
Количество часов: 136
Учитель: Юдина С.А.
Программа разработана на основе авторской программы «Математика» для
1-4 классов. Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.
Волкова, С.В.Степанова. Москва. «Просвещение»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования,
планируемых
результатов
освоения
обучающимися
основой
образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ № 6;
авторских программ «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И.
Волковой, С. В. Степановой (УМК «Школа России»); утвержденных МО РФ в
соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта
начального образования, и в соответствии со следующими нормативно-правовыми,
инструктивно-методическими документами:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в
Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009
г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и
дополнениями).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013
г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с
изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2017
года № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.03.2014г № 253».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2016 г. № 336 «Об
утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при
оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по
содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых
мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к
функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места
обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
8. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав
потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
На основании следующих инструктивных и методических материалов:
1. Примерные основные образовательные программы начального общего
образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных
программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5).
2. Письмо министерства образования и науки российской Федерации от 11
марта 2016 г. № ВК-452/07"О введении ФГОС ОВЗ".
2
3. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 16.03.2015
года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ
общеобразовательных организаций».
4.Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края от 13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21«О составлении рабочих
программ, учебных предметов, и календарно-тематического планирования».
- Учебный план МБОУ ООШ № 6 им.М.В.Масливец
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития
несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в
отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной
деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др.
познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза. сравнения,
обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению
математическими знаниями и навыками;
-математическое развитие младшего школьника — формирование способности к
интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления),
пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения,
выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести
поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
-освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов
их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных
ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами
математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
-воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в
познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой
культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс
математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших
школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного
обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и
общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных
жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения
смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное
развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической
деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме
описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного
подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий,
носящих нестандартный, занимательный характер.
3
Коррекционно- развивающие задачи:
- дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и
геометрические представления;
- использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие абстрактных математических понятий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального
общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания
окружающих
предметов,
процессов,
явлений,
оценки
количественных
и
пространственных отношений;
овладеют
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые
вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных
задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных
ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном
принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия
с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять
числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать,
называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и
площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для
практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с
представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать
необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять,
сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
–
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
–
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
–
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
–
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять
свои действия;
4
–
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь,
скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними
(килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр —
дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади,
времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
–
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
–
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том
числе с нулём и числом 1);
–
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
–
вычислять
значение
числового
выражения
(содержащего
2—3
арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выполнять действия с величинами;
–
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
–
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного
действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
–
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
–
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
–
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её
доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
–
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
решать задачи в 3—4 действия;
–
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
–
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на
плоскости;
–
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность,
круг);
–
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
–
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
–
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
–
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть
геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
–
измерять длину отрезка;
5
–
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
–
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на
глаз).
вычислять
периметр
Выпускник
получит
возможность
научиться
многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
–
читать несложные готовые таблицы;
–
заполнять несложные готовые таблицы;
–
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
–
читать несложные готовые круговые диаграммы;
–
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
–
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
–
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова
(«…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
–
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план
поиска информации;
–
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);
–
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
–
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
— уважение к своему и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— признание индивидуальности каждого человека;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— уважительное отношение и интерес к художественной куль- туре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художествен- ной
деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
6
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес
различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании .
к
4-й класс
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса
«Математика» в 4-ом классе являются формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы;
проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять
план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются
формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач название и последовательность чисел
7
в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как
образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность
разрядов в записи числа;
- использовать при решении различных задач названия и последовательность
первых трёх классов;
- рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
- объяснять соотношение между разрядами;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание
о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание
о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
- использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание
о позиционности десятичной системы счисления;
- использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин
(длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
- использовать при решении различных задач знание о функциональной связи
между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние;
производительность труда, время работы, работа);
- выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к
вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять
проверку правильности вычислений;
- выполнять умножение и деление с 1 000;
- решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических
действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена,
количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время
работы, работа);
- решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в
противоположных направлениях;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим
способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений,
содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке
выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим
алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
- осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной
переменной при заданном значении переменных;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий
сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x – a =
b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
- уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и
объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в
зависимости от изменения одной из компонентов
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный,
равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок,
ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе
треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);
Критерии и нормы оценки знаний обучающегося
с задержкой психического развития.
Содержание материала, освоение которого проверяется и оценивается, определяется
программой по математике для начальных классов. С помощью итоговых контрольных
8
работ за год проверяется усвоение основных наиболее существенных вопросов
программного материала каждого года обучения.
При проверке выявляется не только осознанность знаний и сформированность навыков,
но и умение применять их к решению учебных и практических задач.
Оценивание выполненных учащимися работ производится в соответствии с
существующими нормами.
За комбинированную контрольную работу, содержащую, например, вычислительные
примеры и арифметические задачи, целесообразно выставлять две отметки: одну - за
вычисления, а другую - за решение задач, т.к. иначе невозможно получить правильное
представление о сформированности конкретного умения или навыка. Например, ученик
может безошибочно выполнить все вычисления, но при решении задачи неправильно
выбрать арифметическое действие, что свидетельствует о несформированности умения
решать арифметическую задачу данного типа.
При выставлении отметки учитель, оценивая знания, умения и навыки, должен отчётливо
представлять, какие из них к данному моменту уже сформированы, а какие только
находятся в стадии формирования. Например, на момент проверки учащиеся должны
твердо" знать таблицу умножения. В этом случае оценивание отметками "5", «'4", "3" и "2"
состояния сформированности навыка целесообразно произвести по такой шкале:
95-100% всех предложенных примеров решены верно - "5",
75-94 % - «4»,
40-74 % - «3»,
ниже 40% -«2».
Если работа проводится на этапе формирования навыка, когда навык еще полностью не
сформирован, шкала оценок должна быть несколько иной (процент правильных ответов
может быть ниже):
90-100% всех предложенных примеров решены верно-«5»,
55-89% правильных ответов-«4»,
30-54 % - «3».
Проверка письменной работы, содержащей только примеры.
При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе
вычислительных действий не более 12) и имеющей целью проверку вычислительных
навыков учащихся, ставятся следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-5 вычислительных ошибок.
Оценка "2 "ставится, если в работе допущены более 5 вычислительных ошибок.
Примечание: за исправления, сделанные учеником самостоятельно, при проверке оценка
не снижается.
Проверка письменной работы, содержащей только задачи.
При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-х или 3-х задач) и имеющей
целью проверку умений решать задачи, ставятся следующие отметки:
Оценка "5" ставится, если все задачи выполнены без ошибок.
Оценка "4" ставится, если нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1-2
вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится, если:
допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 1-2 вычислительные ошибки;
вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
Оценка "2" ставится, если:
допущены ошибки в ходе решения всех задач;
допущены ошибки (две и более) в ходе решения задач и более 2-х вычислительных
ошибок в других задачах.
Оценка математического диктанта.
При оценке математического диктанта, включающего 12 или более арифметических
действий, ставятся следующие отметки:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.
Оценка «4» ставится, если неверно выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
9
Оценка «3» ставится, если неверно выполнена 1/3 часть примеров от их общего числа.
Оценка «2» ставится, если неверно выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
2. Содержание учебного предмета
На изучение математики в 4-м классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные
недели).
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм,
центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов
и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения,
умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и
сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения
действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения
числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о
порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного
сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на
однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности
вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий,
прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ±
28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их
значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных
выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0
∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе
соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на
(в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт
стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при
изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и
др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на
нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
10
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое распределение часов
4 класс 136 часов, 4 часа в неделю
№
1
2
3
4
5
6
Число часов
Тема
Примерная Рабочая
программа программа
Числа от 1 до 1000. Повторение
12
12
Числа, которые больше 1000. Нумерация
10
10
Числа, которые больше 1000. Величины
14
14
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание 11
11
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление 79
79
Итоговое повторение
10
10
136
136
Итого
Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые не больше 1000. Нумерация (10 ч)
11
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс
миллионов и т. д.Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление
многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.Увеличение (уменьшение) числа
в 10, 100, 1000 раз.
Числа, которые больше 1000. Величины (14 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между
ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный
дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы
массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени:
секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на
определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые
сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и
сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений;
взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы
проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида :х + 312 = 654 + 79, 729 - х =
217 + 163, х - 137 = 500 -140.Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание
значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые
умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и
невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения,
распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация
вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на
сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы
проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 27050, 360 :х– 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.Письменное умножение и деление на
однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление
на трехзначное число (в порядке ознакомления).Умножение и деление значений величин
на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса
одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение (10 ч)
Повторение изученных тем за год.
Перечень обязательных практических, контрольных работ
4 класс
Контрольные работы:
– входная
– текущие и тематические:
Нумерация чисел больших 1000.
Величины. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Умножение и деление многозначных чисел на однозначные.
Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Письменное умножение на двузначное и трехзначное число.
Умножение и деление на двузначное и трехзначное число. Деление с остатком.
Арифметические действия. Правила о порядке выполнения действий.
– итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
Практические работы:
Угол. Построение углов различных видов.
Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
12
Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
3.Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Темы,
входящие в
разделы
программы
Числа от 1
до 1000.
Повторение
(12ч)
Числа,
которые
больше 1000.
Нумерация
(10ч)
Основное содержание по
темам
4 класс
Четыре арифметических
действия. Порядок их
выполнения в выражениях,
содержащих 2 - 4 действия.
Письменные приемы
вычислений.
Новая счетная единица тысяча. Разряды и классы:
класс единиц, класс тысяч,
класс миллионов и т.
д.Чтение, запись и сравнение
многозначных чисел.
Представление
Характеристика
основных видов
деятельности ученика
(на уровне учебных
действий)
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Применять алгоритм
2,3,4
письменного сложения и
вычитания чисел и
выполнять эти действия с
числами в пределах 1000.
Контролировать
пошагово правильность
применения алгоритмов
арифметических действий
при письменных
вычислениях.
Использовать различные
приемы проверки
правильности вычислений.
Сравнивать разные
способы вычислений,
выбирать удобный.
Различать треугольники
по видам (разносторонние
и равнобедренные, а среди
равнобедренных –
разносторонние) и
называть их. Находить
их в более сложных
фигурах. Применять
алгоритмы письменного
умножения и деления
многозначного числа на
однозначное и выполнять
эти действия.
Использовать различные
приемы проверки
правильности вычислений,
проводить проверку
правильности вычислений
с использованием
калькулятора.
Читать и записывать
3,5,6
четырехзначные числа.
Сравнивать
четырехзначные числа и
записывать результат
сравнения. Заменять
трехзначное число суммой
13
многозначного числа в виде
суммы разрядных
слагаемых.Увеличение
(уменьшение) числа в 10,
100, 1000 раз.
Числа,
которые
больше 1000.
Величины
(14ч)
Единицы длины.
Соотношения между ними.
Единицы площади:
квадратный миллиметр,
квадратный сантиметр,
квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр. Соотношения
между ними. Единицы
массы: грамм, килограмм,
центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда,
минута, час, сутки, месяц,
год, век. Соотношения
между ними. Задачи на
определение начала, конца
события, его
продолжительности.
Числа,
которые
больше 1000.
Сложение и
вычитание
(11ч)
Сложение и вычитание
(обобщение и
систематизация знаний):
задачи, решаемые
сложением и вычитанием;
сложение и вычитание с
разрядных слагаемых.
Упорядочивать заданные
числа. Устанавливать
правило, по которому
составлена числовая
последовательность,
продолжать ее или
восстанавливать
пропущенные в ней числа.
Группировать числа по
заданному или
самостоятельно
установленному
основанию. Переводить
одни единицы массы в
другие: мелкие в более
крупные и крупные в
более мелкие, используя
соотношения между ними.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять свою
мысль в устной и
письменной форме.
Регулятивные УУД:
Умение определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
4,6,7
Сравнивать
геометрические фигуры по
площади.
Вычислять
площадь прямоугольника
разными способами.
Воспроизводить
по
памяти
таблицу
умножения
и
соответствующих случаев
деления.
Применять
знания
таблицы
умножения
при
выполнении вычислений.
Личностные УУД:
умение определять и
высказывать под
руководством педагога
самые простые общие для
всех людей правила
поведения при
сотрудничестве (этические
нормы
Выполнять устно
2,3,8
вычисления в случаях,
сводимых к действиям в
пределах 1000, используя
различные приемы устных
вычислений. Сравнивать
14
Числа,
которые
больше 1000.
Умножение
и деление
(79ч)
числом 0; переместительное
и сочетательное свойства
сложения и их
использование для
рационализации
вычислений; взаимосвязь
между компонентами и результатами сложения и
вычитания; способы
проверки сложения и
вычитания. Решение
уравнений вида :х + 312 =
654 + 79, 729 - х = 217 + 163,
х - 137 = 500 -140.Устное
сложение и вычитание чисел
в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100, и
письменное - в остальных
случаях. Сложение и
вычитание значений
величин.
разные способы
вычислений, выбирать
удобный. Выполнять
задания творческого и
поискового характера,
применять знания и
способы действий в
измененных условиях.
Работать в паре.
Находить и исправлять
неверные высказывания.
Излагать и отстаивать
свое мнение,
аргументировать свою
точку зрения, оценивать
точку зрения
одноклассника
Умножение и деление
Задачи, решаемые
умножением и делением;
рационализация вычислений
на основе перестановки
множителей, умножения
суммы на число и числа на
сумму, деления суммы на
число, умножения и деления
числа на произведение;
взаимосвязь между
компонентами и
результатами умножения и
деления; способы проверки
умножения и деления.
Решение уравнений вида .
Устное умножение и деление
на однозначное число в
случаях, сводимых к
действиям в пределах 100;
умножение и деление на 10,
100, 1000.Письменное
умножение и деление на
однозначное и двузначное,
числа в пределах миллиона.
Умножение и деление
значений величин на
однозначное число. Связь
между величинами
(скорость, время, расстояние;
масса одного предмета,
количество предметов, масса
всех предметов и др.).
Применять алгоритм
5,6,8
письменного сложения и
вычитания чисел и
выполнять эти действия с
числами в пределах 1000.
Контролировать
пошагово правильность
применения алгоритмов
арифметических действий
при письменных
вычислениях.
Использовать различные
приемы проверки
правильности вычислений.
Сравнивать разные
способы вычислений,
выбирать удобный.
Различать треугольники
по видам (разносторонние
и равнобедренные, а среди
равнобедренных –
разносторонние) и
называть их. Находить
их в более сложных
фигурах. Применять
алгоритмы письменного
умножения и деления
многозначного числа на
однозначное и выполнять
эти действия.
Использовать различные
приемы проверки
правильности вычислений,
проводить проверку
15
Итоговое
повторение
(10ч)
Повторение изученных тем
за год.
Итого
136
правильности вычислений
с использованием
калькулятора.
Выполнять задания
4,8
творческого и поискового
характера, применять
знания и способы
действий в измененных
условиях. Работать в
паре. Находить и
исправлять неверные
высказывания. Излагать и
отстаивать свое мнение,
аргументировать свою
точку зрения, оценивать
точку зрения
одноклассника.
Коммуникативные УУД:
Умение оформлять свою
мысль в устной и
письменной форме.
Регулятивные УУД:
Умение определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 6 имени М.В.Масливец
от 26 августа 2024 года № 1
___________
С.А. Юдина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________ Е.С.Клеймёнова
26
августа 2024 года
16